В период
массового карантина в Европе и закрытия границ всеми соседями белорусская
логистика и транспортная индустрия демонстрируют рост.
Один из
белорусских разработчиков программного обеспечения в сфере спутникового
мониторинга компания Gurtam запустила глобальный проект, который позволяет
оценить влияние пандемии коронавируса на автотранспортную отрасль. Суть подхода
в том, что свежие данные о пробегах грузовых, небольших коммерческих
автомобилей в конкретной стране ежедневно сравниваются с данными за
относительно спокойный с эпидемиологической точки зрения период (с 13 января по
2 февраля 2020 года) и наносятся на карту.
В результате
страны на карте мира раскрашены в три цвета: красным - те, на территории
которых суммарный пробег уменьшился, зеленым - увеличился, серым - те,
показателей которых недостаточно для расчета.
Если
посмотреть на карту, то самый большой спад - без малого 90% - у Филиппин.
Падение в Европе: в Австрии - минус 27%, в Италии - минус 9%, в Германии -
минус 4%. Соседи и партнеры Беларуси тоже не в плюсе: грузопоток в Польше
сократился на 16%, в Казахстане - на 11%, в России и Латвии - на 3%.
Беларусь на
карте обозначена зеленым колером с показателем на 15 мая плюс 1,42%. Страна
несколько уступает Украине с ее +2,9%, но удивляет сам факт: в период массового
карантина в Европе и закрытия границ всеми соседями белорусская логистика и
транспортная индустрия демонстрируют рост.
Снижаем
тарифы и ждем ослабления карантина в России
- С закрытием
границ и введением карантина в России у международных транспортных компаний
появились дополнительные сложности в работе, - констатировал директор
транспортной компании «ГлавДоставка» Дмитрий Лаганцов. - Теперь нужно больше
усилий для согласования дня и времени забора и доставки груза, ведь многие
предприятия изменили режим и форму работы, а большое количество сотрудников
работают удаленно. Но грузы предприятия стараются отправлять и получать,
несмотря на ограничения. Возможно, в меньших объемах.
- А ваши
показатели изменились?
- В целом мы
смогли сохранить объем грузов, перевозимых ранее. Во-первых, за счет
привлечения новых клиентов - появилось много частных лиц, отправляющих грузы в
Россию и Казахстан, во-вторых, за счет снижения тарифов на самые популярные
направления - Москва и Санкт-Петербург и обратно. Увеличился грузопоток между
Москвой и Минском в обоих направлениях, при этом есть снижение объемов в
российские регионы и из них.
-
Ассортимент грузов изменился?
- Не могу
выделить что-то особое в структуре перевозимых товаров. Заметили снижение
перевозок высокотехнологического оборудования. Инвестиции, модернизацию и
закупки белорусский бизнес прекратил.
- Как
изменилась работа водителей?
- Если
говорить о тех из них, кто выезжает за пределы Беларуси, то ужесточились
требования и контроль при прохождении границы. Меряют температуру, каждый
водитель заполняет анкету, регламентированы разрешенные места остановок по
маршруту. Невзирая на карантин, ограничения и закрытие границ, международное
перемещение грузов также возможно во все города России, Казахстана. Многие
предприятия, в том числе российские, продолжают работу, но с измененным
графиком, в определенное время. Как только ослабнет карантинный режим,
возобновится полноценный рабочий день предприятий, мы ожидаем рост грузов в Россию
и из ее регионов.
«Смотрю но
своих друзей и радуюсь, что я в логистике. Есть работа и деньги»
- Когда
начался этот коронакризис и границы стали закрываться, мы думали, что будет не
просто сложно, а очень сложно. У всех начались катастрофические проблемы с
работой, первыми пострадали турфирмы. Но границы-то для водителей фактически
остались открытыми, да и многие предприятия в России, пусть и изменив график,
работали и работают, - делится своими не подтвердившимися опасениями менеджер
компании «Вест Маттерхорн» Дарья Малиновская. - Основное наше направление
сейчас - доставка грузов между Беларусью и Польшей, есть и Германия, и, как ни
удивительно, Италия. Обратила внимание на рост объемов пиломатериалов и досок,
которые мы возим в Польшу. Разговорилась с клиентом, спросила: для чего столько
досок? Он мне ответил: для гробов, их же из досок делают. Люди ведь сейчас
умирают из-за коронавируса. Этот ответ, конечно, поверг в шок. Я работаю в
логистике год, и последние два месяца - это лучшие месяцы по количеству сделок,
работы очень много. Я очень рада, что я в логистике: вижу, с какими трудностями
в работе (точнее, с ее отсутствием) сталкиваются мои друзья и знакомые. У нас
действительно есть заказы. Те, кто хочет свести контакты к минимуму, работают
на удаленке, по большому счету мне в моей ежедневной деятельности нужен только
компьютер и интернет.
-
Водителей, которые ездят в Польшу, сажают на карантин?
- Насколько я
знаю, эта практика исполняется неукоснительно. После каждого рейса, когда
водитель возвращается из Польши в Беларусь, он проходит 14-дневный карантин,
ему делают тест на коронавирус, проверяют, чтобы он был отрицательным.
«Раньше
возили 50 фур молочки, сейчас - только 25»
- Мы
занимаемся импортными и экспортными грузоперевозками из Европы, обслуживаем
главным образом Россию и Беларусь, возим грузы и в Украину, и в страны средней
Азии, - рассказала о ситуации специалист одной из логистических компаний Мария.
- В целом все чувствуют себя неплохо, так было даже в тот момент, когда в
Италии был введен жесткий карантин и, казалось, там все сидели по домам. Тем не
менее многие предприятия продолжали работать. Отгрузки не прекращались
полностью, идут и сейчас, но объем их снизился - упала покупательская
способность. И причина не только в ограничениях и карантине - влияет и
нестабильность доллара и евро на постсоветском пространстве, в том числе и в
Беларуси. Многие компании-заказчики сейчас стоят на стопе либо заказывают
меньше грузов и грузоперевозок. Но для логистики этот процесс в том масштабе,
который есть сейчас, не катастрофа. Упал импорт строительных смесей и всего
того, что нужно для ремонта. Поставки продуктов питания в целом остались, по
моим наблюдениям, на прежнем уровне. Но здесь все неоднородно. Я работаю с
крупным российским предприятием, которое поставляет в Беларусь молочные
продукты, его объемы поставок снизились. Если в первом квартале мы возили 50
фур в месяц, то сейчас - всего 25.
- Как
изменилась стоимость перевозок?
- Есть
регионы, главным образом это европейские страны, где сильно снизились ставки,
то есть фрахт за перевозку. Грузов стало меньше, а машин на рынке меньше не
стало, все хотят работать. Спрос уменьшился, предложение не упало, в результате
снизилась цена. Да, ситуация с пандемией COVID-19 коснулась нашего предприятия,
но на фоне других компаний и отраслей мы себя чувствуем не так скверно, как
могло бы быть.
Доставка
автозапчастей возобновится после 18 мая
- У нас парк
из 150 машин, зарегистрированных в Чехии, это тенты и рефрижераторы. Что можно
точно сказать: рефрижераторы (их у нас 30%) и работали, и работают в период
пандемии. Продукты питания и предметы первой необходимости, в принципе,
продолжают отгружаться. Мы сфокусированы, кроме прочего, на Италии, оттуда
доставка грузов в Россию, Беларусь, Казахстан не прекращалась, - говорит
представитель компании «Транс Солюшнз» Ольга Зарицкая. - Интересно, что, когда
был пик пандемии в этой стране, многие предприятия перестали ездить туда. Стало
меньше машин, в какой-то момент возник реальный их дефицит.
- Есть
отрасли, в которых перевозки сократились?
- Самая
проблемная отрасль - это автопром. Он полностью закрылся. Заводы Renault,
Skoda, Volkswagen возобновляют свою работу только после 18 мая. Одно из
фокусных направлений нашей деятельности - доставка автокомпонентов для сборочных
производств, эта деятельность была поставлена на стоп, но мы компенсировали ее
за счет других клиентов. В целом по итогам прошедших четырех месяцев мы
остаемся на уровне 2019 года. В мае из-за того, что не работала Россия, будет
определенная просадка, мы надеемся ее наверстать за счет отложенного спроса в
июне. По нашим прогнозам, в этом году мы ожидаем падения продаж на российском
рынке примерно на 50%.
Напомним:
недавно Transportal писал о том, что Китай окончательно оправился от
последствий пандемии: объём грузоперевозок в Поднебесной за прошедшую рабочую
неделю вырос на +351%. Второе место у Канады, но ее результаты скромнее.