0
03:12

Рынок новых грузовиков в Беларуси упадет сильнее, чем в России и Европе

Российский рынок грузовиков упал. Но не так сильно как западноевропейский. По подсчетам аналитического агентства «АВТОСТАТ», за восемь месяцев 2020 года объем российского рынка новых грузовых автомобилей снизился на 9,9 процента к уровню января – августа прошлого года и составил 44 тысячи единиц техники. Причем не только «тяжелой».

В первом полугодии 2020-го отрыв от прошлогодних показателей был чуть больше: «-» 11,4 процента, или 31,6 тысячи машин. В то же время в Евросоюзе спрос на новые коммерческие автомобили «минусовал» почти вдвое больше – на 20,3 процента, хотя Ассоциация европейских автопроизводителей АСЕА отметила снижение отрицательной динамики в июне, по сравнению с апрелем и маем нынешнего года. Сильнее всего досталось «тяжелым» транспортным средствам полной массой свыше 16 тонн: в этом сегменте, к которому относятся и седельные тягачи, европейский рынок просел более чем наполовину.

Белорусский?.. В нашей стране такую статистику ведут дилеры «большой семерки», поэтому спросим у них самих.

Дмитрий Праценко, руководитель отдела продаж СООО «ТУРБОТРАКСБЕЛ», официального дилера DAF TRUCKS N.V. в Республике Беларусь:

Очевидно, что пандемия коронавирусной инфекции и закрытие границ сильно повлияли и на спрос, и на возможности завода по производству автомобилей. Но, к счастью, мы успели поставить все законтрактованные автомобили в срок. И вышли из этой сложной ситуации, на мой взгляд, неплохо. Естественно, по итогам года падение рынка техники для международных перевозок в стране будет – и это не секрет. Способствует этому не только пандемия, но и еще один фактор – разрешительная система. Нехватка разрешений, либо ожидание того, что их до конца года не хватит. Сейчас сложно привести статистику с учетом последних месяцев – мы считаем поквартально. Но, что касается первого полугодия 2020-го, то мы продали в Беларуси чуть менее 80 седельных тягачей. В конце года предполагаем определенный отложенный спрос. Смотрим оптимистично на четвертый квартал. И уже видим, что рынок оживает. Сентябрь идет весьма неплохо – и даже на фоне сентября более удачных 2018, 2019 годов рынок в этом месяце демонстрирует рост.

Более значительное падение рынка седельных тягачей, даже по сравнению с Европой, констатирует в Беларуси начальник отдела продаж коммерческих автомобилей ООО «Автомобильный дом «Энергия ГмбХ», дистрибьютора Daimler AG в Республике Беларусь, Марина Догодькина. По прогнозам белорусских дилеров «большой семерки», говорит собеседница, в 2020 году отечественный рынок сократится почти втрое. И тому есть несколько причин:

– По сравнению с прошлым годом, в сегменте автотехники для международных автоперевозок практически нет крупных сделок. Даже крупные клиенты, которые в прежние годы заказывали 5-10 автомобилей, теперь покупают один-два. Если взять весенние месяцы 2020-го, то в Европе был локдаун, работы для перевозчиков стало меньше. У одних белорусских компаний транспорт частично простаивал из-за невостребованности. Другие же перевозчики, как правило, свободные от долговой нагрузки, останавливали свои фуры сознательно, не желая работать по резко упавшим фрахтам. Сейчас, когда мировая экономика оживает, особого дефицита в работе нет. Но есть опасение, не случится ли второй локдаун. Проблемы транспортных компаний на сегодня – это отсутствие денежной ликвидности, в том числе из-за трудностей с продажей техники на вторичном рынке, ограниченный доступ к кредитным ресурсам, снижение товаропотоков, вопросы с разрешительной системой. Сказывается и политическая ситуация: не ясно, какие санкции могут последовать со стороны ЕС, какие последствия для экономики будут от возможной переориентации белорусского грузопотока из литовских портов в российские. И как это скажется на отечественных автоперевозчиках. В условиях неопределенности бизнесу очень сложно инвестировать, в том числе и в подвижной состав. С другой стороны, падение рынка – это естественный процесс. Белорусский рынок новых автомобилей для международных автоперевозок рос в 2017 году, в 2018-м, причем очень быстрыми темпами. Но со второй половины 2019 года он уже начал сжиматься. Исходя из этой тенденции и цикличности рыночных процессов, мы рассчитывали, что в 2020-м рынок просядет процентов на 30, в сравнении с 2019-м. Но события этого года существенно подкорректировали наши ожидания.

По словам Марины Догодькиной, в нынешнем году дилеры «большой семерки» продадут в Беларуси не более 600 седельных тягачей. А пока сохраняется неопределенность, перевозчики не готовы строить инвестиционные планы и на следующий год.

 

Фото: https://www.acea.be

Профессиональное мнение

читать больше