Российский рынок грузовиков упал. Но не так сильно как
западноевропейский. По подсчетам аналитического агентства «АВТОСТАТ», за восемь
месяцев 2020 года объем российского рынка новых грузовых автомобилей снизился
на 9,9 процента к уровню января – августа прошлого года и составил 44 тысячи
единиц техники. Причем не только «тяжелой».
В первом полугодии 2020-го отрыв от прошлогодних показателей
был чуть больше: «-» 11,4 процента, или 31,6 тысячи машин. В то же время в
Евросоюзе спрос на новые коммерческие автомобили «минусовал» почти вдвое больше
– на 20,3 процента, хотя Ассоциация европейских автопроизводителей АСЕА
отметила снижение отрицательной динамики в июне, по сравнению с апрелем и маем
нынешнего года. Сильнее всего досталось «тяжелым» транспортным средствам полной
массой свыше 16 тонн: в этом сегменте, к которому относятся и седельные тягачи,
европейский рынок просел более чем наполовину.
Белорусский?.. В нашей стране такую статистику ведут дилеры
«большой семерки», поэтому спросим у них самих.
Дмитрий Праценко,
руководитель отдела продаж СООО «ТУРБОТРАКСБЕЛ»,
официального дилера DAF TRUCKS N.V. в Республике Беларусь:
– Очевидно, что пандемия коронавирусной
инфекции и закрытие границ сильно повлияли и на спрос, и на возможности завода
по производству автомобилей. Но, к счастью, мы успели поставить все
законтрактованные автомобили в срок. И вышли из этой сложной ситуации, на мой
взгляд, неплохо. Естественно, по итогам года падение рынка техники для
международных перевозок в стране будет – и это не секрет. Способствует этому не
только пандемия, но и еще один фактор – разрешительная система. Нехватка
разрешений, либо ожидание того, что их до конца года не хватит. Сейчас сложно
привести статистику с учетом последних месяцев – мы считаем поквартально. Но,
что касается первого полугодия 2020-го, то мы продали в Беларуси чуть менее 80
седельных тягачей. В конце года предполагаем определенный отложенный спрос.
Смотрим оптимистично на четвертый квартал. И уже видим, что рынок оживает.
Сентябрь идет весьма неплохо – и даже на фоне сентября более удачных 2018, 2019
годов рынок в этом месяце демонстрирует рост.
Более значительное падение рынка седельных тягачей, даже по
сравнению с Европой, констатирует в Беларуси начальник отдела продаж
коммерческих автомобилей ООО «Автомобильный дом «Энергия ГмбХ», дистрибьютора
Daimler AG в Республике Беларусь, Марина Догодькина. По прогнозам белорусских
дилеров «большой семерки», говорит собеседница, в 2020 году отечественный рынок
сократится почти втрое. И тому есть несколько причин:
– По
сравнению с прошлым годом, в сегменте автотехники для международных автоперевозок
практически нет крупных сделок. Даже крупные клиенты, которые в прежние годы
заказывали 5-10 автомобилей, теперь покупают один-два. Если взять весенние
месяцы 2020-го, то в Европе был локдаун, работы для перевозчиков стало меньше.
У одних белорусских компаний транспорт частично простаивал из-за
невостребованности. Другие же перевозчики, как правило, свободные от долговой
нагрузки, останавливали свои фуры сознательно, не желая работать по резко
упавшим фрахтам. Сейчас, когда мировая экономика оживает, особого дефицита в
работе нет. Но есть опасение, не случится ли второй локдаун. Проблемы
транспортных компаний на сегодня – это отсутствие денежной ликвидности, в том
числе из-за трудностей с продажей техники на вторичном рынке, ограниченный
доступ к кредитным ресурсам, снижение товаропотоков, вопросы с разрешительной
системой. Сказывается и политическая ситуация: не ясно, какие санкции могут
последовать со стороны ЕС, какие последствия для экономики будут от возможной
переориентации белорусского грузопотока из литовских портов в российские. И как
это скажется на отечественных автоперевозчиках. В условиях неопределенности
бизнесу очень сложно инвестировать, в том числе и в подвижной состав. С другой
стороны, падение рынка – это естественный процесс. Белорусский рынок новых
автомобилей для международных автоперевозок рос в 2017 году, в 2018-м, причем
очень быстрыми темпами. Но со второй половины 2019 года он уже начал сжиматься.
Исходя из этой тенденции и цикличности рыночных процессов, мы рассчитывали, что
в 2020-м рынок просядет процентов на 30, в сравнении с 2019-м. Но события этого
года существенно подкорректировали наши ожидания.
По
словам Марины Догодькиной, в нынешнем году дилеры «большой семерки» продадут в
Беларуси не более 600 седельных тягачей. А пока сохраняется
неопределенность, перевозчики не готовы строить инвестиционные планы и на
следующий год.
Фото: https://www.acea.be