0
02:06

Порты Литвы – на порты России? Инвесторы просят гарантий

Ленинградская область готова принять белорусский грузопоток. Потенциал такого сотрудничества главным образом оценивается через перевалку белорусских нефтепродуктов и минеральных удобрений – то есть, 6 и 10 миллионов тонн в год соответственно. Об этом рассказал журналистам губернатор Ленобласти Александр Дрозденко во время недавнего Балтийского регионального инвестиционного форума. Практики и аналитики к этой идее подходят осторожно.


Во-первых, потому, что инвесторам необходимы гарантии, что их вложения будут не напрасны. А это возможно, если намерения Беларуси по переориентации грузопотока из балтийских портов в российские, не изменятся послезавтра.

Новое строительство пока, правда, требуется не во всех случаях. За последние два десятилетия Ленобласть пережила строительный бум. И мощностей существующих российских терминалов достаточно, чтобы переваливать около 8 миллионов тонн белорусских нефтепродуктов в год. Такое мнение газете «Деловой Петербург» высказал главный редактор информационно–аналитического агентства «Портньюс» Виталий Чернов. По его словам, такие операции могли бы осуществлять «Усть–Луга Ойл», «Портэнерго», Петербургский нефтяной терминал.

А вот для перевалки минеральных удобрений достаточных мощностей в России сейчас нет. И даже в случае успешной реализации всех запланированных инвестиционных проектов к 2025 году на весь белорусский транзит мощностей не хватит.

Весь вопрос с главными белорусскими грузами, по словам Чернова, упирается, прежде всего, в стоимость железнодорожной перевозки — в Россию везти намного дольше, а, значит, и дороже.

Во многом по этой причине белорусские грузы перегружаются через порт Клайпеда в Литве, где перевалка светлых нефтепродуктов обходится вдвое дешевле, чем в Усть–Луге. Цены на перевалку минеральных удобрений в портах Прибалтики и России пока практически не отличаются.

Ещё в одном терминале нет острой необходимости, считает, в свою очередь, профессор кафедры портов и грузовых терминалов Госуниверситета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова Александр Кузнецов. По его словам, переориентация грузопотоков на Россию объяснима с точки зрения политической воли, но не экономических перспектив. Кроме того, в настоящее время грузопоток мелеет, и мощности во многих российских портах недозагружены.

Тем не менее, переориентация белорусских грузов (нефтепродуктов, калийных удобрений и других товаров) с балтийского направления на порт Усть-Луга обсуждалась и на встрече Президента Беларуси Александра Лукашенко с председателем Государственного таможенного комитета Юрием Сенько 5 октября. В развитие этой темы  был поднят вопрос белорусских логистических центров. «У нас созданы мощные логистические центры. Очень многие услуги, в том числе для наших субъектов хозяйствования и для субъектов стран ЕАЭС, оказываются в той же Литве. Но, насколько я информирован, эти услуги мы можем оказать этим перевозчикам в Беларуси. Как вы видите решение этой проблемы?» – поинтересовался Глава государства у Юрия Сенько.

   

Фото: dp.ru

Профессиональное мнение

читать больше