Ленинградская область готова принять белорусский грузопоток. Потенциал такого сотрудничества главным образом оценивается через перевалку белорусских нефтепродуктов и минеральных удобрений – то есть, 6 и 10 миллионов тонн в год соответственно. Об этом рассказал журналистам губернатор Ленобласти Александр Дрозденко во время недавнего Балтийского регионального инвестиционного форума. Практики и аналитики к этой идее подходят осторожно.
Во-первых, потому, что инвесторам необходимы гарантии, что их вложения будут не напрасны. А это возможно, если намерения Беларуси по переориентации грузопотока из балтийских портов в российские, не изменятся послезавтра.
Новое строительство пока, правда, требуется
не во всех случаях. За последние два десятилетия Ленобласть пережила
строительный бум. И мощностей существующих российских терминалов достаточно, чтобы переваливать около 8 миллионов тонн белорусских
нефтепродуктов в год. Такое мнение газете «Деловой Петербург» высказал главный
редактор информационно–аналитического агентства «Портньюс» Виталий Чернов. По
его словам, такие операции могли бы осуществлять «Усть–Луга Ойл», «Портэнерго»,
Петербургский нефтяной терминал.
А вот для
перевалки минеральных удобрений достаточных мощностей в России сейчас нет. И даже
в случае успешной реализации всех запланированных инвестиционных проектов к
2025 году на весь белорусский транзит мощностей не хватит.
Весь вопрос с главными белорусскими грузами,
по словам Чернова, упирается, прежде всего, в стоимость железнодорожной перевозки — в Россию
везти намного дольше, а, значит, и дороже.
Во многом по этой причине белорусские грузы
перегружаются через порт Клайпеда в Литве, где перевалка светлых нефтепродуктов
обходится вдвое дешевле, чем в Усть–Луге. Цены на перевалку минеральных удобрений
в портах Прибалтики и России пока практически не отличаются.
Ещё в одном терминале нет острой необходимости, считает, в свою
очередь, профессор кафедры портов и грузовых терминалов Госуниверситета
морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова Александр Кузнецов. По его
словам, переориентация грузопотоков на Россию объяснима с точки зрения
политической воли, но не экономических перспектив. Кроме того, в настоящее
время грузопоток мелеет, и мощности во многих российских портах недозагружены.
Тем не
менее, переориентация белорусских грузов (нефтепродуктов, калийных
удобрений и других товаров) с балтийского направления на порт Усть-Луга
обсуждалась и на встрече Президента Беларуси Александра Лукашенко с председателем
Государственного таможенного комитета Юрием Сенько 5 октября. В развитие
этой темы был поднят вопрос
белорусских логистических центров. «У нас созданы мощные логистические центры.
Очень многие услуги, в том числе для наших субъектов хозяйствования и для
субъектов стран ЕАЭС, оказываются в той же Литве. Но, насколько я информирован,
эти услуги мы можем оказать этим перевозчикам в Беларуси. Как вы видите решение
этой проблемы?» – поинтересовался Глава государства у Юрия Сенько.
Фото: dp.ru