Женщины
за рулем большегруза уже не вызывают такого удивления, как прежде. Общество
меняет свое отношение: производители делают кабины более удобными,
госрегуляторы отменяют ограничения, понимания становится больше… И правда, что
в желании женщины работать в международных перевозках необычного? Вон, говорят,
Валентина Терешкова в детстве мечтала стать «машинистом поезда». При этом,
мечта не мешала девочке с музыкальным слухом играть на домре. А стала она, как
известно, первой женщиной-космонавтом.
Но легко ли современным женщинам
реализовать свою мечту? О том, что как это происходит сегодня, речь шла на
панельной сессии «Женщина — водитель коммерческого транспорта», прошедшей в
сентябре в рамках крупнейшей в России и Восточной Европе международной выставки
коммерческих автомобилей COMTRANS. Событие это явилось по-своему уникальным и
знаковым: на подобном уровне тему в России подняли впервые. Одним из спикеров
сессии стал Дмитрий Воронцов, директор белорусского ТЧУП «Янстронг» — компании,
которая активно привлекает женщин на работу водителями-международниками. «МТМ»
расспросил Дмитрия Михайловича о том, что он думает о месте в профессии
представительниц пола, который принято считать слабым.
– Дмитрий Михайлович,
можете вспомнить, как Вы рискнули взять на работу первую девушку-водителя?
– (улыбается) Бойтесь своих желаний – они, как
говорится, имеют свойство сбываться. А мне всегда хотелось, чтобы в компании
работали девчонки-дальнобойщицы. И так случилось, что однажды к нам пришла
молодая девушка с желанием работать водителем. Мы ее обучили…Сейчас она в нашей
компании уже не работает: насколько мне известно, перешла на каденцию в Европу.
Но этим все не закончилось: в «Янстронг» сейчас уже три девушки-водителя.
Причем последнюю из них мы приняли на работу всего три месяца назад. И,
возможно, еще две девушки пополнят ряды компании в ближайшее время.
– К женщинам, которые
трудятся водителями-международниками, сегодня повышенное внимание. В Европе это
уже не диковинка — все больше наших западных соседей связывают привлечение
женщин в профессию с решением кадрового дефицита в международных перевозках…
–
У нас в компании кадрового дефицита нет в принципе! «Янстронг» старается беречь
всех своих водителей, многие работают в компании уже по десять лет. Сейчас вот
будем провожать на пенсию одного из наших первых дальнобойщиков, который пришел
работать 15 лет назад. Мы внимательно относимся к нашим водителям, понимая, что
только взаимное уважение и доверие могут дать результат в работе. Исходя из
этого, и девушек приглашаем не для того, чтобы «залатать дыры», или потому,
что, как считают некоторые, платить им можно меньше…Нет, у нас в компании для
всех созданы равные условия. Просто я считаю, что любой человек, независимо от
пола, должен иметь возможность заниматься любимым делом. Если человек будет
любить свою работу и уважать предприятие… какая разница, какого он пола, роста
или, сколько ему лет?
Конечно,
любой девушке получить профессию водителя-международника пока непросто — и
физически, и морально. У людей сразу возникает много вопросов. Почему ты решила
этим заниматься? Почему ты не хочешь работать в офисе или быть домохозяйкой?..
А выделяться из толпы – это ведь всегда архисложно. Вот мы и решили поддержать
девушек в их стремлении работать профессиональными водителями. И приятно, что
наши мужчины-водители тоже откликнулись на это начинание и всегда очень хорошо
относятся к девушкам, с удовольствием стажируют их, в работе помогают…
Случаются праздники— поздравляют в чате компании…Очень здорово все это видеть!
Мое мнение вот какое: и мужчина, и женщина имеют право на выбор профессии.
Ведь, посмотрите весь мир сейчас идет к гендерному равенству. На футбольном
поле в Лиге чемпионов женщина-судья уже никого не смущает. Во главе нашего,
отечественного ООО«РАЙЗИНГ» из группы компаний R GROUP стоит молодая, красивая
и умная Екатерина Босякова. Да и далеко за пределами Беларуси примеров таких
хватает. Чего стоит только пример легендарной Маргарет Тэтчер, которая крепко
держала в руках Великобританию… Почему же женщины-дальнобойщицы должны быть
исключением, а?
– И все же, работа
водителем-международником связана с довольно суровыми условиями и труда, и
быта. В последнее время в Европе все больше обостряется проблема краж груза из
автомобилей и даже грабежей…
–
Будем откровенны: если ко мне на паркинге подойдут три крепких грабителя с
монтировками и, не дай Бог, холодным оружием, мне не поможет, что я мужчина.
Как в одиночку с ними справиться, будь я в Берлине, Милане или Барселоне? Или
если в кабину пустят слезоточивый газ?.. Ни пол, ни рост в подобных ситуациях
не спасет… Если люди идут на подобные преступления, они готовятся к ним
заранее, и не высматривают специально на паркинге хрупкую девушку-водителя. У
нас в компании на этот счет нет особых инструкций для водителей. Но водители
стараются останавливаться на охраняемых стоянках. От водителей требуется
находиться там абсолютно трезвыми и не вступать в конфликты с другими
водителями или иными лицами. Я считаю, всегда нужно оставаться толерантными. А
в экстренной ситуации вызывать полицию.
Все, что угодно, может произойти в пути, и
грамотный водитель старается просчитывать риски и сводить их к минимуму.
Руководство компании, в свою очередь, старается просчитать логистику так, чтобы
водители останавливались на безопасных стоянках и в выходные не простаивали, а
отдыхали дома или находились в пути.
– Дмитрий Михайлович,
чем Вы поделились с другими участниками тематической панельной сессии в Москве,
и на что, возможно, сами обратили внимание в выступлениях других спикеров?
–
У нас прошла «живая» дискуссия, диалог: мы задавали друг другу вопросы,
обменивались опытом и мнениями. В основном участников сессии интересовало, как
девушкам работается водителями в транспортных компаниях Беларуси, с какими
трудностями при этом сталкивается перевозчик, что мы думаем о продвижении
женщин в международных перевозках…
В
этом смысле все просто: в команде «Янстронг» я рад видеть крутых девчонок,
которые хотят вместе с нами открывать новые маршруты. А какие-либо проблемы
всегда есть и будут – это нормально! И я бы даже назвал их не проблемами, а
трудностями, которые наш бизнес сопровождают постоянно. Но не будет трудностей
– будет неинтересно жить и работать, ведь правда?
Что
за трудности? В той или иной степени девушкам-водителям непросто бывает в
России. Хотя другой спикер панельной сессии – российская дальнобойщица и блогер
Екатерина Маркова — наоборот, говорила, что она комфортнее чувствует себя на
родине. Мы же своих девчонок стараемся далеко вглубь России не пускать. На
«КАМАЗ», к нашему постоянному партнеру, в Набережные Челны, например, можно. Но
в Челябинск или Магнитогорск отправлять девушек мы не решились бы. У наших
девчонок основные маршруты – по Европе. Там, на мой взгляд, намного проще
работать. Многие западные компании придерживаются нормальных европейских правил
и навалом груз тебе в полуприцеп
складывать не станут. Да и бытовые условия на стоянках в Европе лучше, и там
довольно спокойно воспринимают женщин-дальнобойщиц. В России же бывает, что
десяток «водил» где-нибудь в лесхозе, садятся нога за ногу и делают ставки:
встанет ли девушка-водитель на погрузку или не получится у нее…
Не
хочется, чтобы к женщинам-профессиональным водителям относились предвзято и
смотрели на них, как на пришельцев, которые ни с того, ни с сего оказались за
рулем! Поэтому мне было приятно, что в Москве эта тема тоже волнует многих.
Было видно, что люди начинают интересоваться, почему и как работают девушки за
рулем. Какие у них могут быть сложности… И если мы эти вопросы будем чаще и на
разных уровнях поднимать, то велика вероятность того, что проблемы начнут
решаться. Ведь есть уже хорошие примеры таких подвижек! Думаю, именно благодаря
девчонкам из «Янстронг» на погранпереходах сделали раздельные санузлы. И если к
стоящим в очереди дальнобойщикам теперь приближается девушка, на нее уже не
смотрят косо. Понимают – коллега!
Лично
я и сейчас получаю много звонков из других городов Беларуси – из Бреста, из
Новополоцка, из Витебска – от девчат, которые хотят работать водителями.
Стараюсь помочь им трудоустроиться в родных городах. И если мы продолжим
привлекать внимание к существующим проблемам женщин-водителей, то, может быть,
еще десяток-другой девчонок решатся-таки осуществить свою мечту – прийти в эту
сложную, но интересную профессию.
На сегодняшний день команда "Янстронг" приглашает девушек-дальнобойщиц. Всю информацию можно получить по телефону +375 (29) 3404051.
Беседовала Наталья СЧАСТНАЯ