Баланс ответов на вопрос
об экономическом положении в транспортном секторе в марте 2020
года оказался на том же уровне, что и накануне кризисов 2009,
2011 и 2015 гг., хотя в остальных секторах, обследуемых Национальным
банком, ситуация в первом квартале была лучше, пишет директор
Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Данные
мониторинга предприятий в апреле показывали, что ситуация
в транспортном секторе быстро ухудшалась. Мартовские балансы ответов
на вопрос об экономическом положении снизились на 12,8
процентного пункта по сравнению с мартом 2019 г.,
об индексе физического объема транспортных услуг — на 9,9
пункта, об изменении физобъема заказов на внутреннем и внешнем
рынках — на 13,4 и 26,3 процентных пункта соответственно.
Грузооборот
падал все три месяца года, и здесь, конечно, ключевую роль сыграл обвал
поставок нефти и калия, отмечает эксперт. Производство кокса
и продуктов нефтепереработки в январе-марте рухнуло на 42% год
к году, химических продуктов (сюда входят калийные удобрения) —
на 16,3%. Дальние перевозки пострадали еще больше: экспорт нефти
прекратился, а нефтепродуктов «просел» еще больше, чем
их производство. Но и без нефти и калия грузооборот падал.
Исключением
стали автомобильные перевозки и перевозки внутренним водным
транспортом: их грузооборот по итогам января-марта вырос.
— А вот
рост автомобильных перевозок происходил на фоне сокращения среднего
расстояния этих перевозок, то есть экспортная активность сворачивалась,
в то время как внутренние перевозки росли. И то, и другое,
судя по всему, является последствием COVID-19: карантин во всех
соседних странах обусловил падение экспорта и дальних грузоперевозок,
а переключение на доставку товаров на дом и повышение
внутренней потребительской активности на фоне обесценения рубля, ожидания
роста цен и «запасания» продуктами питания на случай локдауна
обусловили прирост внутренних автоперевозок, — пишет Александр Чубрик.
Пассажирооборот —
зеркало коронакризиса: в марте пассажироперевозки рухнули на 18% год
к году после двух месяцев уверенного роста. Падение не обошло
стороной, пожалуй, ни один вид транспорта (текущая статистика
по такси не публикуется, но и там вряд ли все хорошо,
отмечает эксперт). Хуже всех пришлось железной дороге (минус 40,7% г/г
в марте 2020 г.) — в условиях закрытых границ она потеряла
и пассажиров, и расстояние перевозок. Авиаперевозки, которые принято
считать едва ли не основной жертвой коронакризиса, упали в марте
на 21,2% г/г — и в пассажирах они действительно потеряли
больше, чем железная дорога.
Ограниченная
самоизоляция привела к снижению автобусных пассажироперевозок (минус 7,1%)
и пассажирооборота городского электротранспорта и метрополитена
(−10%) — очевидно, жесткий карантин стал бы большим ударом для этих
видов транспорта, резюмирует эксперт.
Ранее Transportal писал о
том, что в своем большинстве белорусские компании-перевозчики обслуживают
товарные потоки российских компаний, в отрасли распространены расчеты
незадекларированными наличными средствами. Такие сделки не находят отражения в
статистике. По мнению CASE, грузоперевозчики уводят в тень десятки миллионов долларов.