В связи с
тем, что в своем большинстве белорусские компании-перевозчики обслуживают
товарные потоки российских компаний, в отрасли распространены расчеты
незадекларированными наличными средствами. Такие сделки не находят отражения в
статистике.
Таков один из
выводов исследования Центра социальных и экономических исследований CASE.
При средней
по отрасли выручке на одно транспортное средство в размере €4-5 тыс. в месяц до
20% фирм не декларирует даже €2 тыс., что прямо указывает на наличие у них
теневого оборота, совокупный объем которого может достигать десятков, если не
сотен миллионов долларов в год.
Учитывая это,
можно заключить, что роль международных перевозчиков грузов для белорусской
экономики не ограничивается озвучиваемыми цифрами экспорта ($1,5 млрд в 2019
году), а может быть несколько выше. Белорусские перевозчики в своем большинстве
ориентированы на обслуживание грузопотока, генерируемого рынком РФ. Общий
годовой оценочный объем перевозок для этого рынка может превышать $5 млрд.
Существует
мнение, что транспортные компании, принадлежащие гражданам Беларуси
(зарегистрированные как у нас в стране, так и не территории РФ), обеспечивают
около 40% перевозок импортных грузов в Россию.
Исследователи
CASE напоминают, что около 40% разрешений белорусских транспортников приходится
на российские разрешения в/из третьих стран. Дефицит разрешений привел к протестным
акциям перевозчиков во второй половине 2019 года.
Невозможность
получить требуемое количество российских разрешений привела к миграции
отечественного бизнеса в Россию: известны примеры компаний, располагающих
300–400 единицами транспортных средств в Беларуси, и еще 1000 — в своих
филиалах или дочерних компаниях, зарегистрированных в РФ. По оценкам БАМАП, в
российских фирмах-перевозчиках (часто белорусских владельцев) работает около 30
тыс. водителей из Беларуси, то есть больше, чем в самой стране.
Пока запрет
на каботаж значительно сокращает эффективность работы отечественных
перевозчиков, что вкупе с жесткой позицией России и Казахстана по выдаче
разрешений на поездки в/из третьих стран ставит серьезные вопросы к самой
необходимости нахождения Беларуси в составе ЕАЭС, ведь обе эти страны получили
доступ к неограниченному транзиту через нашу территорию. В целом евразийское
направление менее привлекательно для белорусских перевозчиков, чем европейское
и за счет сложившихся там низких ставок фрахта.
Ранее Transportal писал
о том, что восемь российских грузовых автоперевозчиков могут рассчитывать на
помощь властей по преодолению экономических последствий пандемии коронавируса.
Они вошли в подготовленный Минтрансом перечень системообразующих
организаций транспортного комплекса, который был одобрен правительственной
комиссией по повышению устойчивости российской экономики.