0
01:52

CASE: белорусские грузоперевозчики при работе с РФ уводят в тень десятки миллионов долларов

В связи с тем, что в своем большинстве белорусские компании-перевозчики обслуживают товарные потоки российских компаний, в отрасли распространены расчеты незадекларированными наличными средствами. Такие сделки не находят отражения в статистике.

Таков один из выводов исследования Центра социальных и экономических исследований CASE.

При средней по отрасли выручке на одно транспортное средство в размере €4-5 тыс. в месяц до 20% фирм не декларирует даже €2 тыс., что прямо указывает на наличие у них теневого оборота, совокупный объем которого может достигать десятков, если не сотен миллионов долларов в год.

Учитывая это, можно заключить, что роль международных перевозчиков грузов для белорусской экономики не ограничивается озвучиваемыми цифрами экспорта ($1,5 млрд в 2019 году), а может быть несколько выше. Белорусские перевозчики в своем большинстве ориентированы на обслуживание грузопотока, генерируемого рынком РФ. Общий годовой оценочный объем перевозок для этого рынка может превышать $5 млрд.

Существует мнение, что транспортные компании, принадлежащие гражданам Беларуси (зарегистрированные как у нас в стране, так и не территории РФ), обеспечивают около 40% перевозок импортных грузов в Россию.

Исследователи CASE напоминают, что около 40% разрешений белорусских транспортников приходится на российские разрешения в/из третьих стран. Дефицит разрешений привел к протестным акциям перевозчиков во второй половине 2019 года.

Невозможность получить требуемое количество российских разрешений привела к миграции отечественного бизнеса в Россию: известны примеры компаний, располагающих 300–400 единицами транспортных средств в Беларуси, и еще 1000 — в своих филиалах или дочерних компаниях, зарегистрированных в РФ. По оценкам БАМАП, в российских фирмах-перевозчиках (часто белорусских владельцев) работает около 30 тыс. водителей из Беларуси, то есть больше, чем в самой стране.

Пока запрет на каботаж значительно сокращает эффективность работы отечественных перевозчиков, что вкупе с жесткой позицией России и Казахстана по выдаче разрешений на поездки в/из третьих стран ставит серьезные вопросы к самой необходимости нахождения Беларуси в составе ЕАЭС, ведь обе эти страны получили доступ к неограниченному транзиту через нашу территорию. В целом евразийское направление менее привлекательно для белорусских перевозчиков, чем европейское и за счет сложившихся там низких ставок фрахта. 

Ранее Transportal писал о том, что восемь российских грузовых автоперевозчиков могут рассчитывать на помощь властей по преодолению экономических последствий пандемии коронавируса. Они вошли в подготовленный Минтрансом перечень системообразующих организаций транспортного комплекса, который был одобрен правительственной комиссией по повышению устойчивости российской экономики.

Источник: https://officelife.media/

Профессиональное мнение

читать больше