В Америке у дальнобойщиков такие же проблемы,
как и в России: работы мало, диспетчеры сбивают ставки, а полицейские дотошно
осматривают машину и документы, выискивая, к чему бы придраться.
О специфике работы дальнобойщиков в США двое
водителей, приехавших в Америку из СНГ.
— Мы
сегодня будем говорить о работе дальнобойщиков. У нас в гостях двое водителей,
они готовы рассказать о том, что значит быть американским дальнобойщиком. Зовут
их Сергей и Максим. Спасибо, что согласились рассказать нам о себе и своей
работе. Откуда вы приехали и как долго работаете дальнобойщиками в США?
Максим: Добрый день! В Америке я с 2003 года, в
дальнобойном бизнесе уже 12 или 13 лет. Где-то в середине своей карьеры я
работал диспетчером, а последние 6 лет работаю на себя. Я владелец трака и
трейлера, сам ищу себе грузы.
Сергей: Здравствуйте! Я приехал в Америку в
2014 году, начал водить трак в 2015 году и вожу его по сей день. Работал
сначала водителем, потом был owner’ом (владельцем), а потом снова стал
водителем, потому что надо было кормить семью, а не чинить машину.
«Мне нужно
было кормить детей, а я кормил машину»
— Максим
упомянул, что сейчас владеет траком, Сергей тоже был владельцем своей машины.
Неужели так легко стать владельцем грузовика? Или вы просто такие упорные
ребята? Максим, сколько стоит ваша машина?
Максим: недавно я поменял свой трак, у меня
была машина 2013 года, я поменял на 2016. Я купил её по хорошей цене – $25
тысяч. Это Freightliner Cascadia с не очень большим пробегом. Прицеп, который я
купил, также стоил около $25-30 тысяч.
— Вы сами
за рулем или вы кого-то нанимаете?
Максим: я сам за рулем, проезжаю в среднем 3000-3500
миль (4800-5600 км.) в неделю, езжу из Чикаго на восточное побережье.
— Сергей,
а почему вы продали машину? Разве не проще быть владельцем бизнеса?
Сергей: у меня история была немножко другая. Я
купил годовалый трак, который на тот момент стоил $105 тысяч. Я взял его в
кредит, и всё было хорошо, пока он не начал ломаться. Я не был готов к
этому.
Мне нужно было кормить жену и двоих детей, а
получалось так, что я кормил свою машину.
Нужно быть удачливым человеком, чтобы купить
хорошую машину. Бывает, что кто-то покупает грузовик, проезжает миллион миль (1
609 тыс. км.) и чинится за это время всего один раз. А кто-то проезжает 500
тысяч (804 тыс. км.) и чинится каждый месяц – даже если хорошо за ней
ухаживает. Мы выходцы из бывшего Советского Союза, я уверен, что каждый из нас
следит за машиной, проверяет масло… но даже в этом случае нужно немного фарта.
У меня его не оказалось.
— Вы оба
сейчас упомянули какие-то кошмарные цифры. «Проехал 500 тысяч миль, а она
сломалась». За какой промежуток времени можно проехать 500 тысяч миль?
Сергей: в среднем в год с нынешними законами у
меня выходит 120-140 тыс. миль (193-225 тыс. км.), если не очень часто бывать
дома. Но я знаю парней, которые работают без выходных месяцами, и они проезжают
больше. Я в прошлом году работал по 3 недели, а неделю был дома. Меня это не
устраивало, и я перевелся на пятидневку: в понедельник я выезжаю, и каждую
пятницу возвращаюсь домой.
— Максим,
вы проезжаете 3,5 тыс. миль в неделю?
Максим: да. Я работаю по такому же графику.
Выезжаю в воскресенье, в пятницу или в субботу дома.
— У вас
есть напарник, или вы ездите по одному?
Максим: я езжу один. Было время, когда я только
начинал работать и устроился в компанию. Зарплата меня не устроила, и менеджеры
посоветовали мне стать тренером, чтобы зарабатывать больше денег. Я прошел
специальные курсы и стал тренером. У меня было 6 или 7 студентов, ездил с ними
как с напарниками. Учил их как ездить, как парковаться.
Без
английского – никуда!
—
Насколько сложно сдать на права, чтобы стать дальнобойщиком? Какие вы закончили
курсы? Нужно ли было учить английский, или можно сдавать на русском?
Сергей: английский язык нужен в первую очередь,
ведь мы живём в Америке. Без английского работу не найдешь, потому что он нужен
везде. Из-за коронавируса мой брат остался без работы и решил получить
коммерческую лицензию. Он получил её за неделю, а потом начал проходить
инструктаж у такого же тренера, каким работал Максим. Конечно, научиться водить
грузовик за неделю невозможно.
Мой отец проработал дальнобойщиком 25 лет и
до сих пор не считает себя профессиональным водителем. Мы сколько живём,
столько и учимся.
А сроки обучения во всех штатах разные. Я
сдал в Вашингтоне за месяц: три недели учимся, а на четвертой экзамен. А брат
во Флориде сдал за неделю.
— У меня
есть знакомый, который два года со словарем сдавал на права. Английский у него
до сих пор очень плохой, но дальнобойщиком он работает уже 11-й год.
Сергей: есть устные экзамены, в некоторых
штатах их можно сдать на русском, но я сдавал на английском. Но есть pre-trip
inspection (предрейсовая подготовка), которая сдаётся только на английском.
— Максим,
вы немножко скептично смотрите на нас сейчас…
Максим: не-не-не, я согласен с Сергеем. Бывает,
встречаешь людей которые просто не могут связать два слова. И думаешь: как-то
это неправильно. Надо учить английский, и чем лучше ты его знаешь, тем проще
тебе работать в этом бизнесе. Открыть свою компанию, общаться с брокерами…
— Я уже
несколько раз по работе сталкивалась с тем, что среди дальнобойщиков есть
нелегалы, люди, у которых нет документов. И очень часто они почти не говорят
по-английски. Скажите, насколько легко человеку без документов стать
дальнобойщиком?
Сергей: на сегодняшний день невозможно. Я в
свое время сам был нелегалом, до того, как встретил жену. Но сегодня это
невозможно, потому что для работы нужен social security number (SSN), а без
него нельзя сделать ничего. У многих ребят скоро заканчивается коммерческая
лицензия, и они не знают, что делать дальше, потому что у них нет SSN. Многие
получают обычные права и идут работать в другие сферы.
Максим: Сергей всё правильно сказал. Пару лет назад
еще можно было устроиться, но сейчас всё уже не так. Вашингтон был последним
штатом, в котором могли получить права нелегалы, но теперь и в нем прикрыли
лавочку.
— Нам
начинают приходить вопросы. Какой GPS порекомендуете? Чем пользуетесь сами?
Максим: Обычные бумажные карты и Гугл. У меня
где-то лежит GPS-навигатор, но я им практически не пользуюсь. Я знаю
практически все компании в округе Иллинойса, знаю, откуда что идёт.
Сергей: Максим, у вас опыт – более 11 лет, а
современная молодежь не умеет пользоваться обычными картами. Они не знают, что
такое атлас. Сейчас есть куча новых навигаторов.
— А вы
пользуетесь программами, которые показывают, где на дорогах стоят полицейские?
Сергей: если бы были такие программы, мы готовы
были бы платить за них по 200 долларов в месяц.
— Но есть
же! У меня стоит какая-то израильская…
Сергей: это незаконно.
Максим: да и зачем? Я ставлю скорость на круиз,
ставлю 65-67 миль в час. Мне эта программа не нужна.
Российские
проблемы американских перевозчиков
— Почему
дальнобойщики сейчас бастуют в Вашингтоне? Мы все слышали о забастовках, но не
знаем причину.
Максим: сейчас дальнобойщики бастуют из-за цен,
которые устанавливают брокеры (диспетчеры). Брокер – это промежуточное звено
между грузоотправителем и перевозчиком.
Сергей: раньше они брали себе около 15%, но
сегодня берут и 40% и 45%. Поэтому ставки снижаются. Ребята сидят и бастуют.
Многие вынуждены продавать технику и идти работать наемными водителями, чтобы
прокормить семью. Поэтому в Вашингтоне проходят забастовки.
Невыносимо смотреть, как кто-то сидит за
компьютером, ничего не делает и зарабатывает в 2-3 раза больше чем ты. А ты
ночами не спишь, семью не видишь.
Ребятам респект огромный, они делают очень
хорошее дело, надеюсь что к чему-то это приведет.
Максим: вопрос такой: когда 60-70% компаний
закрыто из-за коронавируса, а те компании, что до сих пор работают, снизили
обороты до 20-30% - откуда будут цены? Откуда будут грузы?
Сергей: но есть неоспоримые факты. Те же ребята,
которые бастуют сегодня в Вашингтоне, публикуют информацию о реальных цифрах –
сколько грузоотправитель платит брокеру и какая часть от этих денег доходит до
перевозчиков.
Максим: но это же бизнес!
— Задам
уточняющий вопрос. А миновать брокера невозможно? Если есть компания, которая
постоянно нуждается в доставке, почему бы ей не договориться с компанией у
которой есть траки?
Сергей: так можно сделать, но этот процесс
возможен для предприятий, у которых есть постоянные маршруты, конкретные,
регулярные рейсы. А маленькие компании и владельцы траков возят грузы туда, где
платят деньги прямо сейчас.
Максим: некоторые брокеры, само собой, перегибают
палку. С другой стороны, это же бизнес. Не работай с таким брокером! Если
брокер видит, что на один груз претендует 50 траков, ну как он не будет
занижать цену?
Сергей: позвонит какой-нибудь буратино и скажет: я
возьму этот груз за 1500. А потом позвонит чиполлино и скажет – я возьму за
1000. Это демпинг. Максим прав, это бизнес, но этот бизнес очень сильно ходит
по головам. Им всё равно, есть у людей семьи или нет. Ничего личного, просто
бизнес.
Есть и другая сторона: тебя никто не держит.
Оставь машину и работай в другой сфере. Мне сейчас выгодно работать наёмным
водителем. Теперь ставки на перевозки меня не касаются – но они касались меня,
когда я был владельцем грузовика.
Думаете, мне сейчас хочется, чтобы мне
ставили условия, куда ехать? Владелец едет куда хочешь: зимой не ездишь по
зимним штатам, едешь во Флориду или Джорджию. Но брокеры многих вынудили
продать технику…
— А
минимальной цены за груз нет? Бывает ли так, что едешь в ноль или в минус?
Максим: когда везешь груз из Чикаго на Восточное
побережье, ты зарабатываешь деньги. Обратно ставки всегда ниже, на этих грузах
ты не выходишь в плюс, но денег хватает на топливо. Всегда так было и всегда
так будет. Образно говоря, с Чикаго беру груз за 2000, а еду обратно за 800
долларов.
Сергей: соляра сейчас очень дешевая, и все
радуются, это плюс. Но большинство понимает, что закончится кризис, подорожает
нефть, и дизельное топливо снова станет дороже. Сейчас оно стоит $1,5, а стоить
будет $3,5, а ведь ставки останутся такими же.
Максим: но ведь и цены пойдут вверх, потому что
грузы появятся.
Сергей: да, но ненамного – процентов на 20. А
топливо подорожает сильнее.
Максим: топливо – это не самая основная статья
расходов. Ты будешь отдавать на $150 больше за бензин, но и ставка у тебя
вырастет на $300-400. Я не вижу в этом проблем – если, конечно, у тебя нет
каких-то сумасшедших кредитов за трак.
—
Поступают вопросы от ваших коллег. Кто-то пишет: как же так? В Фейсбуке есть
группа на 22 тысячи дальнобойщиков, вы в неё собрались, а в профсоюз не
собрались. Почему нет профсоюза дальнобойщиков?
Сергей: мы обсуждали этот вопрос с друзьями на
днях. Было бы правильно, чтобы в Вашингтоне бастовали те люди, у которых есть
машины, приносящие им деньги. Один мой знакомый владеет 10 траками. Он взял
одну машину и поехал в Вашингтон на забастовку. Но у него при этом 9 траков
работают, кормят его. А я себе такого позволить не могу. Поэтому было бы
правильно, если бы предприниматели, у которых есть несколько машин, бастовали в
Вашингтоне.
Дальнобойное
братство и российские сериалы
— Есть в
Америке братство на дорогах?
Сергей: есть. Однажды я сломался в Аризоне, до
ближайшего сервиса, из которого могла приехать машина, было почти 100 миль – я
заплатил бы за ремонт большие деньги, а поменять нужно было всего один
патрубок. Я создал тему на форуме, попросил тех, кто будет ехать мимо, купить
нужную деталь и антифриз. Человек, прочитавший её, помог мне, привез всё что
нужно, мы вместе его поменяли и посмеялись над ситуацией. Оказалось, что на
моей родине в Молдавии мы были почти соседями, жили в двух домах друг от друга.
На дорогах ребята друг другу помогают. Не
все, конечно, но есть такое.
— А вы
можете по манере вождения сказать – это «наш» или американец едет?
Сергей: да! Наши почему-то закидывают ногу
наверх. В тягачах Volvo есть такое место рядом с креслом, куда можно закинуть
ногу...
Максим: на Volvo с иллинойсскими номерами тоже
обычно ездят наши, там много выходцев из бывшего СССР. И почему-то они
предпочитают Volvo.
— Мне
интересны житейские моменты. За что и при каких обстоятельствах вас может
остановить полиция?
Сергей: как и любого другого водителя, за
нарушения. Если у полицейского нет конкретной причины для остановки, он не
имеет права вас останавливать. Большегруз они могут остановить для так
называемой инспекции, проверить тебя, документы и машину. Но это бывает очень
редко, и обычно такую инспекцию проводят на станциях весового контроля. Об этом
делается пометка в компьютере и в логбуке. А в Калифорнии на лобовое стекло
приклеивают стикер.
— И другие
инспекторы не будут вас трогать?
Сергей: в зависимости от обстоятельств. Если
собаке нечего делать, она... будку строит.
Максим: сталкивался только с плановыми проверками, и
то редко. Я люблю по ночам ездить, в это время многие станции весового контроля
закрыты. А вообще, конечно, можно нарваться на козла, который будет придираться
ко всему. Такое впечатление, что если он ничего не найдет, то где-то ему что-то
не зачтется! Я езжу по среднему западу шесть-семь лет и уже знаю, где надо
притормозить, а где подождать, чтобы весовой контроль закрылся и я дальше
поехал.
— У вас
должна быть какая-то аппаратура, которая отслеживает, как долго машина
находится в дороге. Что это за штука?
Сергей: ELD, электронный логбук. Он подключен к
машине и видит абсолютно всю информацию, которая нужна инспектору, чтобы
понять, врете вы или нет. Обмануть логбук невозможно.
—
Насколько эта штука важна? Пару месяцев назад мы рассказывали про водителя,
который ехал по трассе и увидел горящую машину, в которой были заперты женщина
и дети. Он разбудил их и спас, а потом подвез до ближайшей гостиницы. Наши
читатели спрашивали: а как он отметил эту остановку в документах? Ведь его
может наказать владелец автомобиля! Действительно всё так строго?
Максим: это, наверное, была шутка. У меня есть
электронный логбук, но он постоянно отключен. За последние два года никаких
проблем из-за этого у меня не возникало.
Сергей: Максим, вы видели, какие штрафы сейчас
можно получить за логбук? Или вы располагаете такими деньгами? Тогда давайте
познакомимся поближе: покрестите моих детей, такого крестника нам не хватает!
— Сергей,
не томите, скажите нам, какие штрафы?
Сергей: $7-9 тыс. за логбук, если находят явное
нарушение режима труда и отдыха. Мы можем работать 14 часов, из которых водить
– 11 с 30-минутным перерывом. Если нарушить этот режим, водителя могут
оштрафовать на 7 тысяч долларов, а компании устраивают тотальную проверку.
—
Увеличилось ли количество женщин-водителей за последние годы?
Сергей: много, их стало очень много!
Максим: недавно помогал одной парковаться в том
месте, где можно было самолёт запарковать!
— Вот
нельзя было без этого?
Сергей: бывает такое, вы заезжаете на заправку,
а кто-то пытается припарковаться перед въездом. В таких случаях легче выйти и
помочь, подсказать новичку, чем ждать 25 минут – не имеет значения, женщина за
рулем или мужчина. Я не думаю, что Максим хотел кого-то обидеть…
— Но он,
между прочим, продолжает смеяться!
Максим: на самом деле меня попросили ей помочь.
Она совсем недавно начала водить и полчаса мучилась на парковке.
— Поёте за
рулем когда едете? Как себя развлекаете?
Сергей: аудиокниги на русском. На английском
как-то не получается. Я знаю английский и пытался слушать аудиокниги, но что-то
не пошло. Чтобы подучить язык, лучше смотреть фильмы, а книги слушать намного
тяжелее. Музыка помогает, но не всегда есть настроение её слушать. А так в
основном книги.
Максим: я сериалы смотрю российские почему-то
последнее время. Да, за рулём. Наверное это не очень легально, но так
получается. Аудиокниги тоже люблю. Советская литература и всякая другая: скачиваю
с интернета и слушаю.
— Есть ли
возрастные лимиты для дальнобойщиков?
Максим: официально вы можете получить CDL и
работать дальнобойщиком с 21 года. Среди водителей есть и молодые ребята, а
есть и старые дедушки, которые и в 70, и в 80 еще гоняют. Вопрос – как они
получают медицинскую карту?
— А как вы
её получаете?
Максим: её нужно обновлять раз в 2 года,
проходить обследование. В осмотр входит измерение давления, проверка зрения,
проверка на наркотики, другие процедуры.
— Вам
удаётся посмотреть Америку, когда вы работаете? Вы проезжаете такие расстояния
– а страну видите? Или смотрите строго перед собой, не замечая красот?
Сергей: до переезда в Америку я играл в регби,
всю Европу видел вдоль и поперек, был и в горах, и на побережьях, думал, что
меня ничем уже не удивить. Оказалось, что это не так! Тут, в США, очень много
красивых мест. У меня есть огромное желание купить домик на колесах и показать
жене всю Америку, когда дети вырастут. У меня есть соседка, ей 62 года, но она
ни разу не выезжала из штата! Ну как это возможно?
— На самом
деле американцы много путешествуют, видимо это какой-то нетрадиционный случай.
Максим: у Сергея еще немного романтики осталось, а у
меня уже нет, везде всё одно и то же. Места очень красивые конечно есть,
например, озеро Тахо. Да в ту же Флориду когда заедешь. Или в Калифорнии есть
дорога, которая идёт прямо над океаном. Или горы в Вашингтоне…
— Спасибо,
что были с нами! Надеюсь, это не последняя наша встреча.