Перевозка
срезанных цветов – целая наука: предпринимателям приходится обучать водителей
правильной погрузке, помогать конкурентам и бороться с мошенниками, которые в
этой сфере почему-то встречаются чаще, чем в других.
В начале февраля
у оптовых поставщиков и транспортных компаний, занимающихся перевозкой
срезанных цветов, начинается горячая пора. Спрос растёт лавинообразными темпами
в преддверии сперва Дня святого Валентина, а затем Дня защитника Отечества и
достигает своего пика к 8 марта. Объемы сбываемой продукции увеличиваются в
несколько раз.
Сезонность
заставляет поставщиков (в том числе и обладающих собственным транспортом) в
период пиковых нагрузок обращаться за помощью к транспортным компаниям.
— Мы
привлекаем, как правило, небольшие фирмы, специализирующиеся именно на
перевозке растений, – рассказывает Андрей Кокшаров, заместитель генерального
директора ООО Aliot Group. – Кто-то занимается перевозкой автомобилей, кто-то
возит негабариты, кто-то продукты питания. Но те, кто возит мясо, не полезут в
цветы. У этого товара своя специфика, с ним работает ограниченный круг
компаний.
Спрос на
цветы в России сегодня растёт, а это значит, что такие перевозчики без работы
не останутся.
— После
девальвации рубля произошло падение рынка, связанное со снижением реальных
доходов россиян, – рассказывает Иван Утенков, основатель сети цветочных
супермаркетов «Цветочный ряд». – Но начиная с 2018 года рынок вновь начал
активно развиваться. При этом большую часть цветов к нам везут из-за рубежа:
отечественных цветов всегда будет меньше. Это связано с климатическими
условиями: у нас на выращивание идёт больше энерго- и трудозатрат.
Заморозка
по-европейски
Большую часть
срезанных цветов, продающихся в России, выращивают в странах дальнего зарубежья
– Эквадоре, Колумбии, Кении. Прежде чем попасть к нам, эти цветы оказываются в
Амстердаме, куда их привозят самолётами. Столица Голландии является крупнейшим
в Европе перевалочным пунктом, откуда срезанные цветы развозятся
автотранспортом по всему континенту. Именно в Амстердаме сосредоточены
температурные склады, оснащенные камерами прекулинга.
— Прекулинг –
это быстрое охлаждение. В прекулинговой камере охлаждение до +4°C происходит за
30 минут, – объясняет Андрей Кокшаров. – Из Эквадора цветок приходит спящим, в
вегетативном состоянии, и если охладить его до четырех градусов, он пролежит в
таком состоянии две недели. После этого цветок можно будет «разбудить» и
«отпоить»; тогда он приобретёт товарный вид и простоит на прилавке еще семь
дней.
Российские
производители пока «усыплять» цветы не научились – это еще одна причина, по
которой они не могут тягаться с зарубежными конкурентами.
— Цветы из
Голландии намного качественнее, – подчеркивает Сергей Аришин, генеральный
директор транспортной компании «Вилар». – К тому же они дешевле, особенно если
покупать их оптом.
Из
Амстердама в Москву
Для перевозки
срезанных цветов требуются специально обученные водители, которые знакомы с
особенностями этого груза.
— Наши
водители грузят машину сами, проверяя температуру каждой коробки либо каждой
партии, – рассказывает Андрей Кокшаров. – Если вместе с охлажденным (+4°C)
цветком будет погружен неохлажденный (+15°C), в пути эта коробка нагреет
соседние, и на склад цветы приедут вялыми, на выброс.
Это всё
равно что возить медикаменты – много тонкостей, о которых нужно знать. Поэтому
дальнобойщики на «срезке» получают больше, чем обычные международники.
Водители на
маршруте Амстердам-Москва работают парами, чтобы минимизировать время простоя и
доставить груз максимально быстро. Обычно на дорогу, таможенное оформление и
фитосанитарный контроль уходит 72 часа.
Нарушители
валютного законодательства
Машина,
следующая из Голландии в Россию, может везти цветы для одного крупного поставщика
– а может везти множество небольших партий для нескольких десятков мелких фирм.
— Голландские
производители раньше продавали от одной палеты (это 21 коробка типа АА на
250-300 роз), а сейчас отгружают от одной коробки. Поэтому на рынке появились предприниматели,
которые почувствовали себя участниками ВЭД и начали заказывать мелкие партии,
оплачивая их по карте или через какие-то платёжные системы. Теперь в одной
машине может быть до 50 хозяев груза, – рассказывает Андрей Кокшаров.
Далеко не
всегда такой опыт оказывается удачным: не зная тонкостей валютного
законодательства, предприниматели часто его нарушают и получают требование
задекларировать одну коробку от имени юрлица или произвести репатриацию
денежных средств. К тому же, финансовый мониторинг Нидерландов также имеет
претензии к большому количеству контрагентов. Поэтому зарубежные продавцы
постепенно закручивают гайки, ужесточая требования к покупателям.
Мошенничество
и взаимовыручка
Замгендиректора
Aliot Group отмечает, что цветочный бизнес изобилует «пережитками 90-х»:
мошенничество здесь встречается довольно часто.
— Заказчики
кидают, обманывают, не оплачивают доставку. Часто пытаются торговаться, сбивать
цену. Мы, как перевозчики, в других отраслях такого не наблюдали. Там уже давно
всё по-взрослому. С чем это связано? Возможно, с тем, что цветочная продукция
торгуется на рынках?
Конкуренция
между перевозчиками срезанных цветов сильна, но игроки при этом ведут себя
по-джентльменски.
— Я не всегда
знаю, сколько у меня на погрузку будет объёма и тонн. Борт прилетит, часть
груза где-то потеряется, часть где-то забудут. Иногда выходит так, что
сколько-то коробок не влезает в машину, а я взял обязательство перед клиентом
привезти цветок в Москву к такому-то числу. Тогда я обращаюсь к своим конкурентам
или к перевозчикам, которые работают на них. Спрашиваю – есть ли место в
машине? Влезет столько-то коробок? Возьмёте? И они берут, разумеется, не
бесплатно. И мы берём, если попросят. Так мы сохраняем лицо перед клиентами, –
объясняет Андрей Кокшаров.
По России
– без догрузов
В Москве
прибывшие из Европы цветы перегружают в другие машины: отправлять в регионы
транспорт высокого экологического класса с европейскими дозволами
нерентабельно. По России цветы также развозят обученные водители, в обязанности
которых входит погрузка товара.
Для
доставки в наиболее удалённые города нередко используется и воздушный
транспорт: отправить 5-10 коробок из Москвы в Сибирь или Якутию дешевле
самолётом, нежели автомобилем.
Москва – хоть
и крупнейший, но не единственный в России цветочный хаб. В последние годы
упрочняет позиции Екатеринбург, куда всё чаще цветы доставляют чартерными
рейсами. Из Екатеринбурга срезанные цветы распространяются по ближайшим
регионам.
— В России
нет ни одной компании, которая возила бы сборные грузы и при этом могла бы
брать небольшие партии цветов для доставки в регионы, – рассказывает Сергей
Аришин. – Есть всего 2 города, куда цветы могут взять «догрузом», это Питер и
Ростов. А отправить в Самару, Пермь, Казань, Нижний Новгород и другие города
небольшую партию невозможно. Поэтому оптовые компании зачастую имеют свои
автопарки и не отдают логистику полностью на аутсорс. Даже небольшие фирмы
выкупают себе одну или несколько рефрижераторных ГАЗелек.
Последняя
миля
Для развозки
срезанных цветов на коротком плече, в пределах города или региона, используются
автомобили категорий В и С.
— К
подвижному составу предъявляются особые требования, – отмечает Алексей
Захаренко, первый заместитель генерального директора группы компаний
«ЦветОптТорг». – это должны быть машины, которые могут въезжать в центр
Санкт-Петербурга. При этом они должны оснащаться полноценной рефрижераторной
установкой. Это не микроавтобусы с какими-то кондиционерами, а машины с
настоящими маленькими холодильниками.
Важна и
подготовка водителей – нюансов на последней миле чуть ли не больше, чем в
международных перевозках.
— Кунг
необходимо подготовить под погрузку, охладить до требуемой температуры. При
этой температуре водитель принимает груз и размещает его в кунге таким образом,
чтобы он не повредился, – объясняет Алексей Захаренко. – В большинстве случаев
перевозка на последнем плече, от базы до магазина, это перевозка на воде – то
есть цветы и букеты стоят в емкостях, ведрах, бачках. Это во многом перевозка
воды, которая плещется: необходим тщательно крепить емкости и ехать очень
аккуратно. В каком-то смысле это даже сложнее, чем перевозка цветов на дальнем
плече, хотя работа водителя не такая изнурительная, ведь практически в любую
точку Петербурга можно доехать за час.
Правильно
разместить груз в одиночку бывает непросто, а водителю, помимо всего прочего,
необходимо оформить сопроводительные документы. Поэтому в паре с шофером
нередко ездит экспедитор-такелажник, который помогает при погрузке и отвечает
за заполнение накладных. В автопарке «ЦветОптТорга» – малотоннажные
грузовики Mitsubishi, Mercedes, ГАЗ с фирменными холодильными установками. В
пиковые периоды, когда нагрузка на автопарк возрастает кратно, компания
привлекает проверенных сторонних перевозчиков.
— Мы
стараемся ограничить аутсорс по-минимуму, потому что найти квалифицированных
водителей и подходящий подвижной состав под наши задачи очень сложно, –
рассказывает Алексей Захаренко. – Обычно люди покупают машины, которые стоят
дешевле и выпускаются серийно. А у наших машин кунги шире и выше, с хорошим
холодильником.
Габариты
транспорта имеют большое значение. Даже большегрузные полуприцепы,
использующиеся для международных и междугородних перевозок, размерами
отличаются от обычных. Разница в несколько сантиметров может играть решающую
роль: коробки для цветов, тележки (тролли) и ёмкости с водой имеют определенные
размеры, и если погрузить их в обычный прицеп, тряски и повреждений не
избежать.
* * *
В преддверии
8 марта спрос на срезанные цветы увеличивается в несколько раз. Опрошенные нами
предприниматели говорили о трех-, четырех- и даже пятикратном увеличении объема
перевозок в первую неделю весны.
Из тенденций
недавнего времени можно выделить появление нового праздника, накануне которого
спрос на цветы существенно увеличивается – Дня матери, который отмечается в
последнее воскресенье ноября.
— Раньше
повышенный спрос вне сезона возникал только в преддверии первого сентября, но в
последние годы россияне стали чаще дарить цветы своим матерям. На наших глазах
формируется новая традиция, – резюмирует Андрей Кокшаров.