Быть дальнобойщиком в Швеции непросто. На южных трассах
грузовики регулярно грабят, а логисты и диспетчеры вешают трубку, когда слышат
английский язык. Но поляк Себастьян сумел приспособиться к местным условиям и с
удовольствием рассказывает о своей работе.
Ты с таким восторгом пишешь
в своём Facebook о суровой шведской природе; возникает впечатление, будто ты её
рекламируешь!
— Я действительно очень люблю Швецию, особенно её северные
районы, леса, озёра, удивительные пейзажи... А моей супруге нравится Южная
Испания. Иногда мы ездим туда отдыхать, но постоянно жить там, где жарко и
солнечно, я бы не смог.
Что привело тебя в
Швецию?
— Работа. Я приехал сюда на подработку, устроился, смешно
сказать, в парк аттракционов. Получал небольшие деньги – но зарабатывал больше,
чем на родине. Я приехал в Швецию в 2002 году, в 2003 смог получить постоянную
работу в Стокгольме, а в 2004 получил права и устроился водителем в курьерскую
службу.
Водителем
большегруза?
— Да, я ездил на Mercedes Actros, развозил грузы по
Стокгольму и пригородам. К дальнобою эта работа, к сожалению, никакого
отношения не имела, и каждый день я возвращался домой.
К сожалению? Неужели
дальние рейсы лучше, чем ежедневный отдых в кругу семьи?
— Для меня – да. Я с детства хотел работать дальнобойщиком.
Месяц вдали от дома – соглашусь, перебор, а неделя в самый раз. По такому
графику я и работаю, мои рейсы сегодня длятся 4-5 дней.
Когда я начал ездить на большие расстояния (а случилось это
в 2008 году), жена сказала, что я стал другим человеком – более спокойным и
улыбчивым.
Я очень уставал от работы в Стокгольме. Это огромный город с
плотным трафиком. Я возвращался домой и замертво падал на диван. Дальние рейсы
по сравнению с такой работой – просто воплощение мечты.
Легко ли у тебя
получилось стать водителем большегруза в Швеции?
— Нет! Когда я делал первые шаги, водителей было больше, чем
вакансий, эта работа была востребованной. Я понимал, что мне нужно получать
опыт, повышать квалификацию, совершенствовать владение языком. Но я поставил
перед собой цель – связать свою жизнь с этой страной и стать водителем, и я
терпеливо шел к ней.
Важную роль играет знание языка. Помню, я часто включал
радио, слушал передачи, чтобы улавливать правильное произношение. Мне очень
помогли мои коллеги: они всегда обращали внимание на ошибки, поправляли меня –
без злого умысла, были при этом очень дружелюбны.
На первый взгляд
может показаться, что шведский язык сложнее китайского!
— Это не так. Я немного знал английский, и потому шведский
дался мне относительно легко. Когда я освоил его азы, появилось желание
говорить как можно больше. Я не заботился об ошибках, коллеги часто указывали
на них, и со временем ошибок стало меньше. Теперь я чувствую себя уверенно
почти в любой ситуации... кроме, разве что, визита к врачу. В шведском много
специальных медицинских терминов! К счастью, моя супруга медсестра, она мне
помогает.
Ты пишешь, что больше
всего любишь северные районы Швеции. Почему?
— Они самые красивые. Там везде чувствуется близость
природы. А местные жители – приятные и спокойные люди. Города на севере меньше,
а жизнь более размеренная.
В Стокгольме тебе могут отказать в разгрузке или погрузке,
потому что ты опоздал или прибыл раньше, чем нужно. А на севере такого нет.
Люди там открыты и дружелюбны.
На севере я нашел своих друзей: мы познакомились, общаясь по
рабочим вопросам, а потом наладили личные отношения и теперь поддерживаем
контакт.
Неудивительно, что
друзья не заставляют тебя ждать погрузки у забора!
— Они никого не заставляют ждать. Хотя, сказать по-правде,
внутренний шведский транспорт обрабатывается как правило лучше, чем
иностранный. В некоторых случаях иностранных водителей могут держать под
забором часами. У дальнобойщика, который говорит только по-английски, могут
возникнуть большие трудности. Я слышал историю о том, что водитель-экспедитор
из другой страны позвонил грузополучателю, а тот, услышав английский язык,
просто повесил трубку!
Вот почему ты говорил,
что важно знать язык?
— Да. Я считаю, что владение местным языком – это выражение
уважения к местным жителям, к стране и её культуре.
Но вряд ли водитель-международник, который колесит по всей
Европе, будет знать десяток языков.
— Конечно. К счастью, мне не нужно покидать Швецию, да я и
не смог бы – высота моего прицепа 4,5 метра. В Германии, Дании или Нидерландах
я бы не проехал ни под одним путепроводом. Стандарт для международных перевозок
– 4 метра. Да и длина моей сцепки (24 метра) не подходит под евростандарты.
Длинные высокие автопоезда
– шведское изобретение?
— Да. Это практично, в них 48 паллетных мест, а не 33, как в
еврофурах.
Интересно, почему
такие сцепки редки в континентальной Европе?
— Хотел бы я знать! Шведы в этом плане пионеры, здесь еще в
1993 году была установлена разрешенная масса в 60 тонн. Кстати, недавно я
поставил рекорд по общему весу – 64 тонны. 23 тонны весил грузовик с прицепами,
значит, груза я вёз 41 тонну.
И как впечатления?
— Вполне нормально. На спусках вес немного давил, вот и всё.
Большее значение имеет даже не вес, а высота груза. 20 тонн булыжников и 20
тонн древесины – вот тут любой водитель заметит разницу!
Чем отличаются шведские
дороги от европейских?
— Многие дороги в Швеции – трёхполосные, "2+1", то
есть две полосы в одном направлении и одна в противоположном поочередно.
Организовано движение очень хорошо, мне никогда не приходилось стоять в пробке
из-за поломки или аварии. Я проехал по шведским дорогам более миллиона
километров и ни разу не встречался с серьезными проблемами.
А штрафы ты
когда-нибудь получал?
— Всего один раз, и то – за рулём легкового авто. Я превысил
скорость на 29 километров и получил штраф 3600 крон (~10 тысяч рублей). Мне
повезло: если бы я превысил скорость на 30 километров, меня бы лишили прав.
В Швеции действуют так называемые "точки", аналог
штрафных баллов. Каждое нарушение – штраф и новая точка. Третья точка означает
лишение прав на один год.
20 лет назад в Швеции
стартовала программа Vision Zero ("Нулевое видение"), цель которой –
полностью исключить смертельные ДТП. Власти страны добились немалых успехов,
количество погибших в ДТП сократилось с 541 человека в 1997 году до 253 в 2017,
при том что количество машин на дорогах увеличилось. Как им это удаётся?
— Честно говоря, я и сам не знаю. Могу лишь сказать, что
здесь совсем другая культура вождения. Шведам не стыдно ходить по улицам в
одежде со светоотражающими элементами. Водители здесь свято соблюдают
скоростные ограничения и тормозят перед пешеходным переходом, даже если пешеход
находится в 5 метрах от него.
Большинство смертельных ДТП случается осенью и зимой.
Эксперты говорят, что виной всему плохая погода. А в Швеции плохая погода –
обычно дело.
— Именно поэтому шведы придают такое значение безопасности.
Взять, к примеру, шины – в моей компании их никогда не ремонтируют. Как только
протектор изнашивается до определенной отметки, шины выкидываются и покупаются
новые, причем недешевые.
Не жалеешь, что
работаешь только в Швеции? Не хотел бы покататься по Европе?
— Ни капли. Я люблю путешествовать и бывать в разных
странах, но мне нравится открывать новые места... во время отпуска.
В Швеции, наверное,
безопаснее чем на континенте? Я слышал, что многие водители отказываются ездить
в Англию, во Францию.
— Может и так, но кражи и грабежи случаются и в Швеции. Воровство
груза здесь обычное дело.
Тебя когда-нибудь
грабили?
— Нет, к счастью ни разу. Я работаю в крупной компании,
начальство заботится о безопасности, и когда я везу что-то ценное, погрузка и
разгрузка происходит в закрытых зонах. Ночуем только на охраняемых парковках.
Наиболее опасными считаются южные районы страны, крупные города, транзитные маршруты
с интенсивным трафиком.
Выходит, здесь не так
уж безопасно.
— Конечно. Сейчас Швеция не такая безопасная страна, какой
она была раньше. Местные говорят, что в былые времена тут можно было оставить
машину с ключами зажигания в замке или сумку с ценными вещами возле дома.
Сегодня всё не так.
Но мне кажется, что многое связано с широким освещением
различных инцидентов в СМИ. Если о каждом грабеже или изнасиловании трубят со
всех экранов и пишут в соцсетях, то может сложиться впечатление, что общее
число преступлений увеличилось. Когда я читаю о драке в каком-то районе
Стокгольма, мне становится не по себе. Но потом я вспоминаю о своей юности в
городе Катовице, где иногда случались драки «район на район», «стенка на
стенку», происходили убийства. Что удивительного в том, что такое происходит и
в Швеции?
Но в Польше не было
таких проблем с мигрантами.
— Я бы не стал связывать преступность с мигрантами. Недавно
я наткнулся в интернете на видеоролик: мигрант украл оставленный без присмотра
велосипед. Воришку поймали, он оказался поляком. Значит ли это, что все поляки
– воры?
Я считаю, что людей стоит оценивать по их поступкам;
развешивать на них ярлыки неправильно.
Когда-то я жил в одном районе с сербами, русскими, выходцами
из южных и восточных стран. Некоторые из них выглядели угрожающе, но
познакомившись с ними поближе я узнал, что все они дружелюбные люди и хорошие
соседи.
Расскажи, как ты
питаешься в рейсах? Пять дней в дороге – это серьёзно: термосом и бутербродами
тут не отделаешься!
— Мы убедили нашего начальника, что в каждом большегрузе,
который ездит на дальние расстояния, должны быть три вещи: холодильник,
микроволновка и кофемашина. Это было не так уж и трудно. Как-то раз начальник
спросил меня, сколько раз в день я пью кофе. Я ответил: пять-шесть раз. Мы
прикинули: каждая остановка на заправке занимает 10-15 минут. Полтора часа в
день уходит на кофе! Очевидно, что кофемашина в таком случае окупится буквально
за пару недель.
У тебя хороший
начальник.
— Очень хороший! Мы сверстники и отлично ладим.
Ты же понимаешь, что
сказал бы вам руководитель польской фирмы?
— Конечно. «Ты пьешь слишком много кофе, это вредно для
здоровья»! К счастью, мой нынешний шеф понимает, что водитель, у которого
хорошие условия труда, работает лучше. Иногда у меня нет времени, чтобы найти
кафе и пообедать в нём. Тогда выручает микроволновка: я могу разогреть
полуфабрикат из магазина в любой момент. И сделать хорошую чашку кофе.
Как борешься с
усталостью в дороге?
— Помогают шоколадные батончики. Они действуют на меня лучше
любого энергетика. Если становится совсем плохо, выхожу на улицу и делаю
разминку.
Однажды я заснул за рулем. Тогда мне было 27 лет, я ехал в
легковом автомобиле. К счастью, ничего страшного не произошло: дело было ночью
и на дороге было пусто. Но этот урок я запомнил на всю жизнь и теперь не
рискую.
Кофе, шоколадный батончик, разминка. Если не помогло –
значит, спать!
Да и то, шоколадные батончики стараюсь исключить из рациона.
Не самая здоровая пища. Я уже не в том возрасте, чтобы есть что попало, к тому
же работа водителя – не самая здоровая.
Живот растёт, спина
болит, ноги затекают…
— Вроде того. У меня начались проблемы со спиной, но
кажется, я сумел с ними справиться: начал активно проводить выходные, делать
разминки во время остановок. Сейчас использую специальную ортопедическую
подушку для сидения, она действительно помогает.
Когда-то я мог позволить себе валяться все выходные на
диване, но сейчас провожу их более активно. В этом мне помогают дети – сыну 11
лет, дочери 8, они требуют, чтобы я организовал им что-то интересное.
Работа не надоедает?
— Бывает, что я не хочу идти на работу. Собираюсь в рейс, а
дети спрашивают – ты вернешься завтра? А послезавтра? Становится грустно.
Приходят мысли: может, поискать другую работу? Но за рулем
грузовика я на своём месте. Я не вижу себя на должности диспетчера или логиста,
работа за компьютером это точно не про меня!
Даже во время отпуска я скучаю по грузовику, и когда сажусь
за руль после перерыва, понимаю: вот оно! В какой-то момент эта работа
перестаёт быть просто работой и становится образом жизни, привычкой. Может,
когда-нибудь я и решусь попробовать себя в новой стезе, но не сейчас.
А пока – вперёд и с
песнями!
— Именно так! Люблю слушать музыку во время езды. Мне
нравится классическая музыка и рок, например Metallica. Когда я еду через горы
и леса под любимую музыку, то чувствую, что занимаюсь любимым делом.
Томаш Мацеевский