О полном восстановлении говорить пока рано, но похоже, что
перевозчики постепенно выбираются из кризиса – об этом свидетельствуют данные
системы «Платон».
Создатели «Платона» позиционируют
систему не только как инструмент для сбора денег на ремонт автомобильных дорог,
но и как средство сбора статистических данных. Именно этот аргумент стал
причиной отказа, которым правительство ответило на просьбы перевозчиков,
призывавших отключить систему на время пандемии. Недавно оператор «Платона»,
компания РТИТС, поделилась с журналистами «Известий» информацией о нынешнем
состоянии отрасли автоперевозок.
Перевозки
идут на поправку
Весной этого года общий пробег
грузовиков по федеральным трассам ощутимо сократился. Жесткая просадка в апреле
и мае объясняется неразберихой, связанной с ограничениями, вводившимися для
грузовых автомобилей властями регионов. Максимальный спад был зафиксирован в
апреле: тогда перевозки, по данным «Платона», сократились на 19,8%.
Сегодня же ситуация улучшается. В
июне пробег грузовиков по федеральным трассам «отставал» от данных за июнь 2019
года на 11%, в июле разрыв сократился до 8% – об этом сообщает генеральный
директор РТИТС Антон Замков. Он считает, что экономическая активность
перевозчиков в обозримом будущем будет расти.
Быстрее всех восстановились после
пандемии перевозки сельхозпродукции: они демонстрируют рост (+1% в июне и +5% в
июле в сравнении с АППГ). Перевозки стройматериалов прибавили 7% в мае, 4% в
июне и 4% в июле. Перевозки сборных грузов в июле выросли на 2%, а ритейлеры во
втором месяце лета перевезли на 4% больше товаров, чем в прошлом году.
Проверка на
прочность
Исполнительный директор
национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга
Федоткина считает, что коронавирус стал для логистической отрасли настоящим
испытанием. По информации СЭЛ, продовольственный сегмент во время ограничений
оставался стабильным, в то время как перевозки непродовольственных товаров и
промышленных грузов сильно сократились. Пик спада эксперты Союза зафиксировали
в самом начале пандемии, когда в апреле остановили работу многие
производственные предприятия в России и за рубежом: тогда объёмы перевозок
сократились примерно на четверть.
— Самым тяжелым были апрель – начало
мая, пока была паника, неразбериха с запретом на деятельность, правилами
перемещения, пропускным режимом, – приводят слова Ольги Федоткиной «Известия».
Восстановление, которое рынок
транспорта и логистики демонстрирует сегодня, по мнению экспертов СЭЛ связано в
том числе и с отложенным спросом.
По оценкам
правительства
Правительство оценивает состояние
рынка российской экономики, опираясь на данные «Платона». Министерство экономического
развития разработало индекс экономической активности, основанный на шести
показателях (один из них – объем автомобильных грузоперевозок, информация о
котором поступает из системы).
Весной перевозчики предлагали
использовать приборы «Платона» для обеспечения бесперебойной доставки
продовольствия и товаров первой необходимости в закрытые регионы и населенные
пункты. В подобных целях система использовалась во время чемпионата мира по
футболу 2018 года: тогда в города, где проходили матчи, пропускали лишь те
транспортные средства, которые были оснащены устройствами «Платона». Их
маршруты отслеживали надзорные органы.
— В «Платоне» уже есть все маршруты
более 1,3 млн грузовиков, данные полумиллиона перевозчиков. Полученная
статистика важна для оценки соответствия критериям при оказании финансовой
помощи автотранспортным предприятиям, пострадавших в течение пандемии, –
отметил председатель МОЭС Борис Рыбак в беседе с журналистами «Известий».
Осень
покажет
В начале пандемии автоперевозки
прошли через короткий период повышенного спроса – об этом рассказывает
руководитель департамента международных автоперевозок ассоциации ведущих
автотранспортных операторов (АВАТО) Кондратий Гайкевич. По словам эксперта, в апреле
и мае наблюдались локальные пики роста в сравнении с этими же месяцами 2019
года. Появлялись новые срочные заказы на международные перевозки, в основном на
перевозку медицинских масок и других актуальных в условиях пандемии товаров.
Состояние рынка в АВАТО сегодня
оценивают как неопределенное: пока одни перевозчики восстанавливают объемы
перевозок после весеннего спада, другие до сих пор ожидают изменения ситуации.
Кондратий Гайкевич считает, что показательным периодом станет осень: именно
тогда можно будет делать конкретные выводы о том, как отрасль пережила пандемию
коронавируса.