Это приведет к риску ухода части грузов на железную дорогу.
Приказ Минтранса РФ о новых требованиях к режиму труда и отдыха (РТО)
водителей допускает работу водителей в составе группы или экипажа. Это позволит
выиграть в сроках доставки, допускают участники рынка. Однако себестоимость
транспортировки при этом вырастет.
Кроме того, согласно проекту, водитель в сутки может проводить за рулем
не более девяти часов, в неделю – не более 56 часов, в течение двух недель
подряд – 90 часов. Также новые правила предписывают перерыв минимум 45 минут
спустя 4,5 часа за рулем. Приказ Минтранса может вступить в силу с 1 января 2021
года.
– При наличии второго водителя грузовик сможет двигаться на два-три
часа в сутки больше. Это немного. А себестоимость транспортировки вырастет
примерно на 15%, – объясняет генеральный директор компании «Авто-ПЭК» Дмитрий
Иевлев. – Кроме того, на длительный отдых, то есть на ночь, водители должны
вставать и отдыхать вместе, согласно тому же приказу Минтранса. Поэтому смысла
в этой истории для транспортных компаний мало.
Сомневается в целесообразности работы экипажа водителей и директор по
транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК» Виталий Скуратов. Для
перевозчиков, естественно, интереснее маршруты с большим пробегом, и
отказываться от дальних направлений никто не станет, отмечает эксперт.
Однако выигрывая в скорости, транспортные компании проиграют в цене.
Так как, по оценкам Виталия Скуратова, с подключением второго водителя затраты
на перевозку увеличатся примерно на 6-8%. А значит, повысятся и расценки
транспортных компаний, причем не обязательно только на длинных маршрутах,
предупреждает собеседник.
– Альтернативой на дальние расстояния станет железная дорога, где цена
ниже, но тут в пользу автоперевозчиков будет играть фактор сроков доставки
грузов. Так как авто традиционно быстрее, – прокомментировал директор по
транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК».
Кроме того, работа в экипажах потребует от транспортных компаний найма
дополнительны профессиональных водителей. Резко увеличить их штат помешает
кадровый дефицит, который до сих пор существует в отрасли, сходятся во мнении
эксперты.
– Профессиональных водителей учебные заведения не выпускают. Молодежь в
профессию идет неохотно. Сейчас средний возраст водителей компании составляет
47,5 лет, – отметил генеральный директор компании «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев. –
Отправка в рейс сразу двух водителей – это достаточно проблематично. По сути
они должны провести бок о бок друг с другом в дороге почти месяц. А дальние
рейсы именно столько и длятся. Например, на маршруте «Москва-Владивосток»
водитель проводит в пути более 20 дней. Найти напарников, которым бы вместе
комфортно работалось, будет сложно.
Тем не менее гармонизация российского и европейского законодательств в
части соблюдения режима труда и отдыха необходима, уверены оба эксперта.
– Согласно официальной статистике ГИБДД за I полугодие 2020 года, число
дорожно-транспортных происшествий за указанный период снизилось на 13,9%.
Однако в целом по России данный показатель остается критически высоким – более
61 000 ДТП за январь-июнь 2020 года. Нацпроектом «Безопасные и качественные
дороги» поставлена задача снизить смертность на дорогах к 2024 году в 3,5 раза
– до четырех человек на 100 тысяч населения. Поэтому законодательные доработки
в части режима труда и отдыха водителей – это один из шагов навстречу
обеспечению безопасности дорожного движения, – уверен Дмитрий Иевлев.
Напомним, Минтранс РФ внес поправки в правила дорожного движения, касающиеся режима труда и отдыха водителей, в декабре 2019 года. Тогда же они были одобрены Правительством РФ.