Латвийская
железная дорога пережила худший за последние 17 лет год — объем грузоперевозок
в 2019 году снизился до 41,5 млн тонн. А вот соседняя Литва от нехватки грузов
не страдает — и нашла новые: Клайпеда примет 80 тысяч тонн норвежской нефти,
которую доставит в Беларусь.
Результат
Latvijas dzelzceļš в 2019-м — худший за последние 17 лет. И, как признают в
компании, ещё печальнее то, как это происходит. Если обычно грузоперевозок
становится больше перед наступлением зимы, когда начинается активная торговля
энергоресурсами, то в прошлом году и в это время был спад. И, скорее всего, это
тенденция. Оптимизация в Latvijas dzelzceļš, в рамках которой работу могут потерять
около 1,5 тыс сотрудников — лишь один из инструментов для борьбы с проблемами
отрасли, говорят в Министерстве сообщения.
«Вторая
сторона — привлечение новых грузов, мы активно работаем с Беларусью. Ищем.
Но, конечно, тот объем, что был в начале 90-х, тот, что связан с
энергетическими грузами — такого больше не будет», — подчеркнул
министр сообщения Талис Линкайтс.
Пока
латвийский транзит налаживает связи с Беларусью, соседи-литовцы, например,
получили право на транзит в эту страну норвежской нефти: 80 тысяч тонн топлива
будет выгружено с танкера в литовской Клайпеде, после чего его по рельсам
отправят в Беларусь. В нынешней ситуации такой груз Латвии был бы очень
кстати: 80 тысяч тонн нефти — это полные 23 железнодорожных состава. Проделай они
путь не из Клайпеды, а, например, из Вентспилсского порта, латвийская железная
дорога могла бы получить порядка 350 тысяч евро.
— У нас есть
вся техвозможность это делать. Просто надо обговорить условия. Но надо понять,
что составляющие транзитного коридора — это частные терминалы, — считает
Линкайтс.
— С
ними будет вестись работа?
— Жесткая
работа будет вестись, да. У нас очень хорошие условия сотрудничества с
Беларусью, просто нам в Латвии надо собраться и принять решения.
— Когда
вы соберетесь?
— Завтра еду
в Вентспилс.
В ассоциации
«Транспорт и Логистика», говорят, что эффект от снижения потока российских
грузов латвийская железная дорога уже давно могла бы сгладить более умной
ценовой политикой и грамотными инвестициями.
«Раньше там
только флагами размахивали и красные ленточки резали. Жили, как при развитом
социализме. В интересах узкого круга людей всё делали. С приходом Линкайтса
что-то начало меняться, но очень медленно», — указал Мариc Бремзе, председатель
правления Baltijas Ekspresis.
Кроме того,
тут напоминают, что привлекать грузы для латвийской железной дороги до сих
имеет право лишь госпредприятие LDZ Cargo. Доступа к инфраструктуре у частников
нет.
«Оба наших
крупнейших порта — Рига и Вентспилс — сейчас под управлением государства. В
наших интересах увеличить их работоспособность.
У нас много
сильных предприятий. Со стороны правительства есть поддержка, чтобы наши
предприятия нашли новые рынки и партнёров. Мы продолжим оказывать поддержку», —
подчеркнул премьер Кришьянис Кариньш.
Первый шаг —
оптимизация расходов Latvijas dzelzceļš. И первыми под увольнение попадут
сотрудники администрации, признался вчера министр — те, кто напрямую не связан
с технологическими процессами. А ещё никаких прогнозов грузопотока на этот год
на латвийской железной дороге не делают.
Планы
руководства транспортного концерна Latvijas dzelzceļš (LDz) по проведению
массовых увольнений из-за падения объема работ и оборота будут обсуждаться с
профсоюзом. У организации работников есть ряд требований (предусмотренных
коллективным договором) и пожеланий, но пока неизвестно, выполнения скольких из
них удастся добиться, рассказал в передаче Латвийского радио 4 «Домская
площадь» зампредседателя профсоюза Latvijas dzelzceļš Александр Мухлынкин.
2019 год и
для LDz, и для всей транспортной и транзитной отрасли Латвии был сложным —
из-за снижения цен на ископаемое сырье на мировых финансовых рынках и
уменьшения объемов его перевозок, а также из-за экономической и политической
ситуации в регионе произошло значительное сокращение объемов входящих и
исходящих грузов.
Как указал
председатель правления LDz Марис Клейнбергс, чтобы обеспечить более современную
и дружественную для клиентов модель работы, а также сократить расходы
предприятия и повысить его эффективность, уже с лета 2019 года LDz активно
пересматривает все функции и процессы организации труда, также существенно
сокращены позиции расходов предприятия.