Предприниматель
из Татарстана Константин не воспринимал коронавирус всерьёз, но события
последних дней заставили его пересмотреть свои взгляды.
О
возможных последствиях эпидемии для рынка автоперевозок перевозчик рассказал
подписчикам своего YouTube-канала.
— Коронавирус
распространяется из Китая по всему миру. Америка, Италия, Испания, Европа –
сейчас там серьёзные проблемы. Пока вроде нас не касается, пока до нас еще не
дошло, хотя информация поступает, что начинают заболевать люди и в России. Я к
этому относился поифигстично – думал, что-то наподобие гриппа, группа риска
старики и дети. Ну ладно, побережем их.
Но – смотрим
на действия правительства. Оно что-то знает, потому что таких срочных мер я еще
не замечал. У меня ребёнок учится во втором классе: должен был ходить на уроки
до субботы. Позавчера нам сказали, что в субботу занятий не будет. Потом
приходит информация, что в четверг и пятницу приходить не обязательно, по
желанию, если надо закрыть какие-то долги. И затем прилетает сообщение: всё, в
четверг и пятницу школа не работает. Каникулы продлятся до 10 апреля. А если вы
возвращаетесь из-за границы, то 2 недели сидите на домашнем обучении.
До меня
допирает: у нас в стране никогда просто так ничего не делается. Если
принимаются такие меры, значит происходит что-то серьёзное. Болезнь по стране
пошла, и с ней надо как-то бороться, чтобы успеть до голосования. Лучше закрыть
на время школы и предприятия, чтобы посмотреть, где эпидемия развивается, где
болеют люди.
А что
грузоперевозки? Несколько моих заказчиков, производственных предприятий,
сообщили, что с 1 апреля они приостанавливают работу. Сотрудники уходят в
неоплачиваемые отпуска на 2 недели.
Мы, кроме
России, иногда возим в Казахстан и Беларусь, иногда зацепляем Армению и Грузию.
Но и оттуда приходит информация, что отгрузки переносятся до устаканивания
ситуации, потому что границы перекрывают.
Кто может
работать по удалёнке? Экспедиторы и какие-то интернет компании. Кроме того,
ограничения не действуют на перевозку продуктов: возможно, у тех, кто их возит,
ставки даже подрастут. А все остальные – готовьтесь, мужики, к трындецу.
Меня
передернуло, когда я понял, что половина заказчиков у меня останавливается. Еще
четверть будет тихо-тихо возить что-то по России. Международные направления
тоже встают.
Сейчас много
машин, которые возят грузы с Европы и в Европу – они тоже останавливаются. Но
стоять они не будут. И тем машинам, которые в лизингах и кредитах, стоять тоже
нельзя. С учетом того, что количество грузов начнет снижаться, по моим
прикидкам мы сейчас получим январские-февральские ставки на протяжении
трех месяцев.
До кучи –
закрытие дорог на просушку. Давайте быть честными: оно у нас длится с 1 апреля
по 1 июня. Какие-то дороги открываются, какие-то закрываются, постоянно
приходится это в голове держать. Маразм, но я до сих пор не знаю, закроют у нас
Казань или нет.
Если
полстраны уйдет в неоплачиваемый отпуск – на какие шиши люди будут покупать
продукты, необходимые вещи, одежду, стройматериалы? После этого неоплачиваемого
отпуска предприятия будут долго раскачиваться. А дотаций, помощи от
государства, отсрочки налогов не будет. Скажут: это ваша проблема.
Если кто-то
сейчас хочет зайти в грузоперевозки, не рекомендую. Фуры на дальняк по
направлениям, где надо идти за 50-55 рублей за километр, едут за 42-45 рублей.
Тем, у кого машины выкуплены, надо ездить и зарабатывать. А те, у кого
кредиты-лизинги – им лишь бы их выплатить, чтобы тачку не отняли. Машины
лизинговые отнимают очень интересно: смотрят, терпят, ждут, пока штрафов
побольше накопится – и тогда забирают. Ругать лизинговые компании нельзя, это
рынок.
Такая
ситуация. Закрытие предприятий, отсрочка по доставке на дальние расстояния –
имеем, что имеем. Готовимся лететь по ценам еще ниже. Работаем на грани
окупаемости, а будем работать на грани выживаемости. Это моё мнение, а вы
примите к сведению и сделайте, наверное, какие-то выводы.