Тяжелые условия труда и наплевательское отношение
работодателей, бытовые трудности и отсутствие элементарных удобств – с этими и
другими проблемами ежедневно сталкиваются многие водители грузовиков.
Меня зовут Сергей. В дальнобой я пришел с самого
детства. Мой отец водитель, работал сначала на лесовозе, потом в дальнобое,
потом у него появились свои фуры. Я много катался с ним и с его водителями. Сам
я работаю уже около 10 лет. Нисколько не жалею, что выбрал эту профессию. В
других профессиях я себя не вижу.
Многих водителей бесит, что они подолгу не находятся дома.
Постоянно в рейсах: не видят семью, детей. У меня всё наоборот – меня больше
бесит, когда срывается рейс или загрузка и приходится сидеть дома. Если у меня
день-два выходных, я просто не знаю, чем заняться. Я был дальнобойщиком еще до
того, как у меня появилась семья, поэтому родные относятся нормально к тому,
что меня часто не бывает дома.
Бесит, что пропускаешь много мероприятий: чьи-то дни
рождения, свадьбы. Если тебе нужно взять отгул на определенную дату – проблем
не будет: у меня не было такого, чтобы я с начальством не договорился, не
согласовал разгрузки и загрузки так, чтобы быть дома к нужному моменту. Бывают
не очень важные мероприятия: к примеру, у друга день рождения. Конечно,
хотелось бы с друзьями собраться, но в таких случаях приходится выбирать
работу.
Бесит, когда плохая погода и надо растентовываться. Когда грузишься
пиломатериалами и тебе вместо 6-метровой доски грузят 1,5-метровую. Приходится
по 20 ремней вязать: ветер, холодно, мороз, сопли текут…
Загрузился ты на пилораме, приезжаешь на разгрузку,
расчехлил бок. Погрузчик подъезжает и водитель говорит: расчехляй второй бок,
мы с одного не берём. Ему пофиг на твои интересы, как ему удобно так он и
делает. Для него не составило бы сложности разгрузить тебя с одного бока, ведь
вилы длинные, просто он не хочет этого делать.
Бесит, что иногда приходится дать на пиво водителям
погрузчиков, чтобы тебя хорошо загрузили. Пример – бумага. Мы часто возим
здоровые рулоны: 2,4 м. высота и ширина немаленькая, весят по две с небольшим
тонны. Рулоны огромные, их ставят ровно посередине полуприцепа. Но если ты не
забашляешь водителю, он не будет стараться и поставит как попало. Тогда машина
может накрениться на один бок, может пробить на весах. На разгрузке рулон
переворачивают и смотрят нижнюю часть. Если она повреждена, пишут акт о
повреждении.
Если водителю погрузчика не дать деньги на пиво, он может
отгрузить тебе поврежденный рулон. Либо тебе придётся вместе с ним стоять на
погрузке и просить перевернуть каждый рулон, чтобы проверить его. Легче,
конечно, дать 100-200 рублей и быть спокойным.
Бесит, когда приезжаешь на разгрузку на большой склад со
стоянкой. Сдаёшь документы, оставляешь номер телефона и ложишься спать.
Просыпаешься – ни одного пропущенного вызова. Идёшь в диспетчерскую,
спрашиваешь – почему меня не разгружают? Отвечают: ждите, очередь, вам
позвонят. Ждёшь целые сутки, тебя разгружают, отъезжаешь обратно на стоянку и
идёшь в диспетчерскую за документами. А там опять – мы позвоним. И ждёшь еще
сутки. Идёшь ругаться, а тебе говорят – некому считать, надо подождать, пока
придёт человек.
Ты можешь сутки, двое суток простоять на разгрузке.
Ребята стояли и по три, и по четыре дня в местах, где нет ни столовых, ни
магазинов.
Обычно дальнобойщик грузится днём, а едет ночью. То есть они
тебя загрузят и сами пойдут домой, а тебе еще всю ночь работать.
Бесят плохие дороги. Едешь по Приморскому району
Архангельской области – всё более-менее. Дорога плывучая, но вроде бы едешь.
Заезжаешь в Холмогорский район – дорога просто кончается, там всё разбито.
Начинается Виноградовский район – и сразу новый асфальт пошел. Бесит, что
платится столько налогов, акцизы, «Платон» - и результата никакого нет.
Бесит, когда едешь по двухполосной дороге, перед тобой идёт
легковушка и ты держишь дистанцию, но все считают, что этот промежуток оставлен
именно для них, пытаются туда залезть. Они не понимают, что 40-тонная машина за
секунду не остановится. А когда ты его заденешь (было пару случаев, что я
притирал машины, которые залезали под меня) выходят и говорят – ты че, ***,
меня сбил?
Многие видели наклейки: «Если ты это читаешь, то я тебя не
вижу». Поймите, что это правда! Да, зеркал много, но мы не можем сразу в шесть
зеркал смотреть.
Бесит, что ввели режим труда и отдыха, но ничего не создали
для его соблюдения. Нет нормальных охраняемых стоянок, где можно встать и
отдохнуть. В Америке есть тракстопы, там для дальнобойщиков предусмотрен полный
комплекс услуг: можно помыться, в магазин сходить, покушать. У нас такого нет:
у нас в одном месте поешь, через 500 километров помоешься, нет нормальных
туалетов, ничего.
Есть коллеги, которые стоят на стоянках и бухают
по-страшному. Не пивка после баньки выпьют, а реально квасят с проститутками.
Гадят на стоянках. Из-за них всех остальных водителей считают такими же. Бесит,
когда лёг спать на стоянке, занавесился и кто-то стучится, спрашивает: чё, будешь?
Больше всего, наверное, бесит, что к дальнобойщикам нет
уважения. Раньше водителей уважали, а сейчас считают, что дальнобойщики –
низшая каста людей. Есть такой анекдот:
Стоит дальнобойщик на стоянке. Еду приготовил, сидит в
кабине кушает. Мимо собака проходит:
- Привет, коллега.
- Какой же я тебе коллега? Ты пес, я водитель... человек.
- Ну ты сам посуди: живешь в будке, ешь с миски, ссышь на колесо... Поди и
хозяин есть...
Люди считают, что мы грязнули, не моемся, живём как бичи и
работаем за копейки.
Ребят, кто собирается идти в дальнобой, имейте ввиду: тут не
только деньги. Тебе должна нравиться твоя работа, ты должен любить её, любить
технику. Дальнобойщик не только ездит, в его работе много нюансов, и если тебе
всё это нравится, тогда здесь можно работать и зарабатывать.
Меня зовут Юрий. Общий стаж в дальнобое – более
7 лет. Я работал на разных машинах, начинал с убитых КамАЗов. Приходилось
снимать головки по три раза за рейс, был постоянно в мазуте, что-то всегда
отваливалось, откручивалось. Потом были иномарки – Scania, Volvo, Iveco. Ездил
в Прибалтику, два года работал на лесовозе.
Вождение лесовоза даёт неоспоримое преимущество –
нарабатывается большой опыт. Ты чувствуешь себя уверенно в любую погоду, в
снег, в гололёд. Ты знаешь, как управлять машиной, как действовать в
определенных ситуациях.
Это хорошая школа вождения. Я что зимой езжу быстро, что
летом. Обгоняю и в рацию слышу – куда ты гонишь? Отвечаю, что уверен в этой
машине, езжу не первый год и знаю её поведение под различной нагрузкой.
Сейчас работаю на КамАЗе-4308. Хотелось бы передать
пожелание заводу: кабина очень неудобная, маленькая. Спасибо шефу – поставили
высокую крышу, с ней удобнее. Но мы всё равно с мужиками смеёмся: эта кабина
должна стоять в музее. Она выпускается с 1976 года, она очень устаревшая.
Я не хочу пересаживаться на седельный тягач. Если я застрял
– я могу раскачаться и спокойно выехать, машина мне очень нравится в этом
плане. Я не знаю, как выходят из таких ситуаций большие 120-кубовые тандемы с
задним лентяем, но на КамАЗе мне это нравится. И идёт он мягко: на волнах его
не подкидывает. Кабину бы еще поставить от 5490 – была бы достойная машина.
Дальнобойщик – это призвание. Ты должен любить эту
профессию. Никакой романтики тут нет, но работа должна тебе нравиться.
Из-за отсутствия дома часто рушатся семьи, но тут все
зависит от второй половинки. Если она понимает тебя, уважает твой выбор, знает,
что тебе нравится эта работа – она будет терпеть и ждать. Но бывают и такие
барышни, которым надо чтобы ты и дома был каждый день, и деньги зарабатывал.
Все по-разному выходят из этой ситуации: кто-то терпит, а кто-то разводится.
Сейчас я работаю по графику и знаю, что в определенные дни
недели точно буду дома. Поэтому я могу планировать какие-то дела заранее. А
есть организации, в которых ты возвращаешься с рейса, а на следующий день частник
нашел загрузку и гонит тебя в следующий. Ему плевать, есть у тебя семья или
нет. Если ты пошел работать в эту профессию, ты изначально знал, куда идёшь.
Нет такого, чтобы ты мог отработать неделю, получить 40 тысяч и 3 недели
отдыхать. Так что проблемы есть, но меня они пока не касаются – я доволен своим
графиком.
В воскресенье у меня выходной. Когда на улице тепло, и есть
что поделать с машинами (а с КамАЗом всегда есть, что поделать) – я занимался
машинами. А сейчас я решил освоить гитару. Купил гитару на Авито, сижу, играю
для себя. Когда приезжаешь в большие города – Питер или Москву – можно сходить
погулять: там много интересных мест.
Дороги – ужасные. Бывают участки с такими ямами, что
приходится ехать на первой передаче с отпущенной педалью газа. Ямы такие, что
на КамАЗе, когда его нагрузят на перед чиркаешь балкой, где-то задеваешь.
Бесит, что когда у нас срезают асфальт, обязательно
делают ступеньку. Не могут срезать под углом, сделать плавный переход. И мосты
у нас не умеют строить – всегда подкидывает когда заезжаешь на мост.
Бесит, когда едет большая колонна грузовиков, ты начинаешь
обгонять, но никто не делает разрыва, кармана чтобы тебе туда зайти. Все
прижмутся друг к другу с дистанцией в метр и начинают в рацию вопить – куда
прешь? Отвечаю: если сам не едешь, так пропусти других!
Мало специализированных стоянок. Заезжаешь на стоянку – там
грязь, лужи, глина. В тапочках не выйти, и даже если в ботинках выйдешь, то всю
грязь потом принесешь в кабину. А охранник бежит и просит с тебя 150-200 рублей
за стоянку. Ну какая это стоянка, если она даже забором не огорожена? Стоишь у
какой-то кафешки в лесу под фонарем, соляру могут слить… нет кемпингов
полноценных. Может и есть они в России, но на Северо-Западе очень мало.
Есть нормальные бесплатные туалеты с водой, а есть
гадюшники, в которых еще и 20 рублей за вход просят. Проще сходить в лес – из
принципа, чтобы не платить за такой "сервис".
Что касается плечевых – многие друзья интересуются, стоят ли
на трассах девчонки. Они действительно стоят, машут руками, подходят на
стоянках. В тех местах, где они стоят, стоят и грузовики: шторы завешены,
понятно, чем они там занимаются. Меня эта тема не интересует: мне кажется, это
то же самое, что подобрать с помойки одежду и ходить в ней.
Бывает, что "путёвку" не заполнил, или ошибся
числом, или время выезда не совпадает со со временем, которое поставил механик
– тогда могут возникнуть вопросы у гаишников. Хотя эти цифры по большому счету
ничего не значат. За неправильно заполненные документы просят 30 тысяч рублей –
это просто какой-то побор со стороны государства с этими путевыми
листами.
Бывают проблемы и на таможне. Эстонскую границу ты проходишь
за 20 минут, а на российской можешь простоять двое суток, потому что со стороны
России никто не хочет ответственно работать и исполнять свои обязанности.
Я не жалею, что стал дальнобойщиком. Но чтобы работать,
нужно любить свою профессию, свою машину. Когда есть график и система налажена,
работать можно. Но многие частники не уважают и не ценят труд водителей.
Меня зовут Руслан, работаю дальнобоем не так
давно – но уже накопились моменты, которые меня очень сильно бесят. До этого я
работал на ГАЗелях и пятитонниках, возил грузы по городу, и в один прекрасный
день мне надоело: пробки, непонятные коробочки, которые нужно развозить,
кому-то передавать, кого-то постоянно нет дома, приходится ждать у подъезда…
Меня всё это взбесило, и я ушел в дальнобой.
Тут гораздо спокойнее: сел за руль, едешь определенное
количество часов, остановился, попил чаю, покушал, едешь дальше. Приехал на
склад, разгрузился, загрузился и опять едешь – в основном по трассе. Нет
никакой лишней суеты.
Изначально я устроился на старый MAN, которого все боялись.
Меня спрашивали: зачем ты согласился на эту машину? Она постоянно ломается:
вернулась из рейса – месяц в ремонте. Тем не менее, я на ней проехал 40 тысяч и
проблем у меня не было.
Потом я пересел на СуперМАЗ. Мне в нём нравится всё, хотя
есть небольшие заводские минусы. Например, грохот рулевой колонки, и
шумоизоляцию хотелось бы получше – когда разгоняешься, много постороннего шума.
График работы у меня 5/2. В мои выходные жена работает, и мы
никак не можем куда-нибудь сходить: очень редко получается. Приходится или ей,
или мне брать отпуск чтобы мы как-то состыковались и смогли отдохнуть вместе.
Но есть в этом графике и плюсы. Выходные у меня
фиксированные, поэтому я могу что-то на них планировать. Было бы хуже, если бы
я уезжал на две, на три недели. Работать по стабильному графику хорошо – во
всяком случае, лучше, чем по рваному.
Раздражает, что когда вернулся с рейса нужно стирать вещи,
мыть посуду, готовить еду на следующий рейс (у нас есть холодильники в
автомобилях, мы берём с собой домашнюю еду). Из-за этого на выходных остается
очень мало свободного времени.
Очень раздражает, когда приезжаешь на погрузку, а груз не
готов или где-то в пути. Ты планировал загрузиться за 15-20 минут, а в итоге
стоишь 2-3 часа. Из-за этого сбиваются планы, ты опаздываешь на следующий
склад, приходится торопиться.
Хочется, чтобы было какое-то взаимоуважение на дороге. Я
прекрасно понимаю, что кто-то едет 70, 80, 90, а на "америках" вообще
100-110. Надо друг другу помогать! Если я тебя сзади догнал – помоги обогнать,
я уеду вперёд и ты меня больше не увидишь!
Встречаются люди, которые помогают, спрашивают по рации:
"Мазик, пойдешь на обгон? Газуй, приторможу если что". Ты обгоняешь
его и знаешь, что даже если на встречку вылетит шальная беха, коллега на фуре
выручит, притормозит, и ты не угробишь чьи-то жизни.
Очень сильно раздражает, когда едешь по трассе и видишь
желтые бутылки на обочине. Мужики, вы чего? Вам не остановиться? Нужно ехать и
метиться в бутылку?
Однажды я стоял на выгрузке и увидел, как мужик открывает
окно, выливает содержимое из пятилитровки, закрывает бутылку и убирает обратно
в кабину. Вот это вообще треш: набирать пятилитровку, выливать и опять копить.
Еще немножко раздражает, что когда остановишься на стоянке и
разогреешь еды, приходится мыть сковородку, кастрюлю. Условий в автомобиле
особо нет – выходишь на улицу и начинаешь намывать посуду. Можно поесть в
кафешке, но если ты стоишь на складе или в каком-нибудь порту, то сходить
некуда. Это раздражает.
Пока что мне призвание дальнобойщика подходит. Работа
нравится, она меня устраивает, я не хочу ничего менять. Но тем, кто хочет пойти
в дальнобой, я эту работу не посоветую. Дома не бываешь, с логистами ругаешься,
на загрузках зависаешь, ценники падают…