На вопрос "когда нужно
продавать подержанный грузовик?" у каждого предпринимателя найдется свой
ответ. Есть ли смысл в использовании подержанного транспорта, если финансы
позволяют приобрести новый?
Страна стареющих грузовиков
Средний возраст грузовиков в России растёт. В 2015
году он достиг 18 лет, а в 2020 превысил 21 год. На сегодняшний день две трети
зарегистрированных в стране грузовых автомобилей уже отметили 15-летие.
Весомая часть подержанных машин принадлежит различным
государственным структурам и коммунальным службам. Немало ветхих большегрузов и
у коммерческих перевозчиков: в регионах России до сих пор работают видавшие
виды "американцы" и КамАЗы, увидевшие свет в девяностые годы.
Очевидно, что солидный возраст российских грузовиков
связан, в первую очередь, с экономической ситуацией:
сложно представить предпринимателя, который не
покупает новый тягач не из-за отсутствия возможности, а из-за любви к старой
машине.
Если же рассматривать подержанные автопоезда в
возрасте 5-7 лет, мотивация владельцев бизнеса становится не такой очевидной.
Нередко перевозчики используют купленные у дилеров автомобили после истечения
гарантийного срока, даже если имеют возможность приобрести новые. Их логика
понятна: зачем тратить деньги, если грузовики продолжают работать? Попробуем
разобраться, насколько оправдан такой подход.
Лучший возраст для продажи
Эксплуатационные расходы на содержание условного пятилетнего
тягача с полуприцепом составляют 2,4 млн рублей за 5 лет, или 480 тыс. рублей в
год. В эту сумму входят техосмотры с заменой масла, фильтров и других
расходников, а также траты на запчасти и ремонт. Понятно, что приведенная цифра
является усредненной: если у машины с истекшим гарантийным сроком выйдет из
строя двигатель, коробка передач или дорогостоящая электрика, затраты резко
возрастут. А чем старше возраст автомобиля, тем выше вероятность таких поломок:
это одна из причин, по которой крупные автопарки стараются избавляться от
тягачей сразу по истечению срока гарантии.
В то же время машину, недавно отметившую своё
пятилетие, можно выгодно продать. Если тягач обслуживался у официального
дилера, не попадал в ДТП и находится в хорошем состоянии, его стоимость может
превышать половину первоначальной. По расчетам компании
"Технолизинг", если машина продается за 60% от суммы, уплаченной при
покупке дилеру, а первый взнос по лизингу покрывает половину стоимости нового
грузовика, его владелец остается в плюсе.
Почему владеть новым грузовиком выгоднее, чем
старым?
Во-первых, новый грузовик почти всегда готов к работе.
Если у машины возрастом более трёх лет коэффициент выхода на линию может
опускаться ниже 70%, то для нового тягача этот показатель составляет 97%, что
неудивительно: свежая техника ломается гораздо реже. Неполадки, которые могут
произойти в первые годы, обычно незначительны и устраняются в ходе плановых
техосмотров.
Во-вторых, следует учитывать экономию на налогах при
лизинге. По расчётам "Технолизинга", при покупке нового тягача
DAF стоимостью ₽7 050 тыс. она составит ₽1 271 тыс. по НДС и ₽1 667 тыс.
по налогу на прибыль.
Это основные финансовые причины, которые лежат на
поверхности. Есть и менее очевидные, но не менее весомые доводы в пользу
покупки новых тягачей.
Один из них – решение кадрового вопроса. Не
секрет, что в России (как и в других странах мира) растёт нехватка
профессиональных водителей. Работа дальнобойщика сегодня не так престижна, как
раньше и не привлекательна для молодёжи. Особенно остро эта проблема стоит в
экономически развитых регионах: в Центральной России, в Поволжье, на
Северо-Западе. Вакансий здесь много, а потенциальных сотрудников мало, поэтому
у соискателей есть возможность выбора.
И неопытный новичок, и водитель с многолетним стажем
при прочих равных условиях предпочтут компанию, автопарк которой укомплектован
новыми грузовиками: они проще в управлении, комфортнее и реже ломаются.
Последний пункт имеет немалое значение: водители сегодня зачастую не умеют, да
и не хотят заниматься ремонтом техники в полевых условиях.
От возраста автомобилей зависит конкурентоспособность
транспортной компании. Серьёзные заказчики досконально проверяют
своих контрагентов перед заключением долгосрочных контрактов, и возраст машин
может сыграть решающую роль. Ломаются новые большегрузы реже, а это значит, что
риск задержек и срывов снижается.
Выходит, что новые грузовики приносят своим владельцам
ощутимо бо́льшую прибыль, чем подержанные машины.
Решившись на покупку нового транспорта,
предприниматели могут обеспечить себе стабильную и высокую прибыль на несколько
лет вперёд. Расходы в значительной степени компенсируются выручкой от продажи
старых машин, а выгода, которую принесут новые грузовики, станет залогом для
дальнейшего развития бизнеса.
Вывод
От затрат на обновление автопарка никуда не деться:
машины устаревают, и рано или поздно их придётся продавать, чтобы купить новые.
Важно правильно выбрать момент: не стать обладателем неликвидной устаревшей
техники, денег от продажи которой не хватит даже на первоначальный взнос по
лизингу. Вкладываясь в покупку новой машины, предприниматель совершает
долгосрочную инвестицию, которая может принести ему существенную прибыль – и в
этом случае увеличение расходов в краткосрочной перспективе может быть не
просто оправданным, а лучшим из возможных решений.
Стоит отметить, что и другие статьи расходов транспортных компаний можно эффективно оптимизировать – например, расходы на дизельное топливо. Существует множество способов сократить траты на горючее: в их числе использование энергоэффективных шин.