Сколько огнетушителей в
бензовозе? Почему водители таких машин не экономят топливо? Сложно ли перейти с
американца-панелевоза на автоцистерну? На эти и другие вопросы отвечает
водитель-профессионал с десятилетним стажем.
Расскажи пожалуйста, когда ты
сел за руль, когда у тебя появилась тяга к автомобилям и как это случилось?
— Наверное, с детства. У меня дед
был водителем, всю жизнь отработал, отец был водителем. Я отучился на
краснодеревщика, но это не моё. А руль с детства больная моя тема. Как получил
права, только с ГАИ вышел – и сразу в машину. Поехал в Москву.
Надо пояснить, что мы
находимся в городе Пущино Московской области. Ты получил права и сразу
отправился в рейс?
— Нет, ребята повзрослее посадили
меня за руль, а сами ехали рядом. Они всё ждали, пока я права получу. Это
сейчас сделать права легко, а раньше получение удостоверения было целым
событием.
Ты получал права от ДОСААФ?
— Нет, у нас была школа,
учебно-производственный комбинат. И там все честно сдавали на права, а не
покупали их. Я сразу получил В и С, а через пару лет получил категорию Е. До
этого на фурах никогда не ездил, никто меня не учил.
Первой моей фурой был американец
с 17-метровым полуприцепом-панелевозом. Я в первый раз сел на такую дуру и
поехал в Москву с 40 тоннами за плечами.
Мне шеф сказал: погрузи 20
тонн, проверь, как чего. Я пошел к мужикам и спрашиваю: в чем разница между 20
и 40 тоннами? Они говорят – за 20 тонн ты 3 тысячи получишь, за 40 тонн – 6
тысяч. Ну я и говорю: 40 грузите!
Первый мой рейс прошел без
происшествий, ездили по центру Москвы. Ни страха, ничего такого не было...
А сколько тебе было лет?
— 23 года. Год отработал на
панелевозе, а потом перешел на бензовоз и здесь работаю уже 10 лет. Близкие
друзья посоветовали мне фирму, где я работаю по сей день.
Нужно было пройти какой-то
кастинг, собеседование?
— Да, собеседование. Раньше сюда
было трудно устроиться, а сейчас фирма разрослась и стало полегче. Но всё равно
берут не каждого. Приходишь – сдаешь вождение: принимает главный механик. Он
смотрит, какие у тебя навыки. Месяц стажируешься, ездишь с опытным водителем,
он показывает, как сливаться, рассказывает о специфических тонкостях. И
приступаешь к работе, если ты все понял и осмыслил.
Подготовка к выезду на линию,
контроль – все такое же, как на других предприятиях, или есть свои тонкости?
— В моей фирме все строго: перед
рейсом механики осматривают машины – лампочки, фары, жидкости, тормоза. Потом
мы, водители, идём к доктору: «продуваемся», он измеряет давление, пульс. Всё
прошел, получил документы и задание, садишься, дуешь в алкотестер, заводишь
машину и в путь.
Существуют специальные курсы
повышения квалификации, когда присылают тренеров или водителей отправляют в
организацию. У вас такое бывает?
— Да, мы учимся в школе
безопасного вождения, и раз в год получаем сертификаты. Сдаем сначала устные
экзамены, а затем практику.
А еще бывают курсы
экономичного вождения...
— Мы не можем работать
экономично, у нас своя специфика. Мне положено ехать 70 километров в час.
Съезжая с горы, машины нередко
разгоняются на нейтральной передаче, но нам нельзя превышать скорость. Под гору
приходится тормозить, а в гору – тянуть.
Из-за этого сильно экономить не
выходит. Но и перерасхода ни у кого нет, на машинах стоит помощник при
вождении, большинство по нему ориентируется. С машин считываются данные о стиле
вождения, разгонах и торможениях, компьютер всё считает, выносит баллы и
определяет лучших водителей. Для них предусмотрены поощрения.
Ты считаешь себя
дальнобойщиком? В твоём понимании дальнобой – это рейс на какое-то расстояние?
Или это больше состояние души?
— Думаю, состояние души. Если
умеешь на фуре ездить, ты уже дальнобойщик. Это не легковая машина, тут свои
тонкости, свои нюансы.
Самое большое расстояние,
какое у тебя было?
— Ездил в Новосибирск, около 4000
километров. Всю Сибирь объездил, много где катался, хватило романтики. У
бензовозов своя специфика, у нас много ответственности, но романтика тоже,
конечно, присутствует. Сама возможность сесть и поехать куда-то, хоть и по
маршруту – эта доля свободы в жизни очень важна. Один на один с дорогой, с
машиной.
Наверняка есть какие-то
истории – смешные, грустные, поучительные.
— Однажды зимой под Уфой рессора
лопнула на американце. Отмороженные пальцы рук и ног запомнились надолго.
Один раз спас коллегу, который
чуть не сгорел. Шел на Смоленск, впереди меня ехал старенький потрепанный
бензовоз. Гляжу, у него из-под колес валит дым. Чуть подъезжаю, а с задней оси
уже пламя идёт. Нам нарушать нельзя, у нас скоростной режим: я ему фарами
моргаю, тот не останавливается.
На свой страх и риск догнал
его, потратили восемь огнетушителей – и потушили. Водителем оказался дедушка,
сказал, что не видел дыма... Поэтому в зеркала нужно смотреть постоянно.
Один раз подвозил попа, дьякона.
Выезжал с Нижнего Новгорода. Он сразу предупредил – мне на остановках ничего не
надо, ни еды, ни сигарет. Остановились в кафе. Он сидит, ерзает. Спрашивает: ты
кушать пойдешь? Говорю – ну да. Он спрашивает: а можно с тобой? Ну идём. Я
решил поесть поплотнее, взял себе жаркое и вкусняшек всяких на 600 рублей.
Смотрю, стоит мнётся. Спрашиваю: может, тебе взять что? А он говорит: всё то же
самое и два куска хлеба. Я-то с чистой душой подвез, помочь хотел, а он…
наглость.
У тебя дети есть?
— Да, две дочки.
А если бы был сын и сказал –
папа, я хочу пойти работать дальнобойщиком, ты бы его отговорил?
— Нет. Пусть идёт!
Я по традиции задаю вопрос:
если начать жизнь сначала, пошел бы ты по этой же стезе? Но я уже понял из
твоего предыдущего ответа что да. Всё равно пошел бы работать за руль большой
машины.
— Ну да. Или еще куда, но чтобы
было связано с машинами.
Отлично. Удачи тебе и
безопасности в твоём нелегком труде!
Читайте также: Пьяный водитель грузовика устроил «шоу» возле алкомаркета и взорвал соцсети (видео)