Из-за коронавируса в Беларуси ввели
жесткие требования для транзитных дальнобойщиков. Например, они должны
останавливаться только на определенных стоянках и не покидать
их территорию. Выяснилось, что водители часто нарушают это требования.
Дальнобойщики же считают, что для них создали невыносимые условия: негде
помыться, поесть и даже заплатить за проезд по платным дорогам.
«Дальнобойщики не уверены, что здоровы,
но идут домой»
Правила для
водителей большегрузов начали действовать с 19 марта. Ездить они могут только
по определенным трассам, останавливаться только на специально
отведенных АЗС (таких по всей стране 53 — Минтранс нанес
их на карту).
Кроме этого, водителям нужно иметь маски, перчатки — их нужно
использовать при выходе из автомобиля.
Если водитель
привез груз в Беларусь, то он должен находиться
в самоизоляции в течение 14 дней или до начала следующего рейса.
Если водитель везет груз в другую страну через Беларусь, то покинуть
нашу страну он должен в течение суток по кратчайшему маршруту.
Контролируют
соблюдение этих норм дальнобойщиками таможенные службы, Транспортная инспекция Минтранса
и милиция. Надзор за исполнением этих мероприятий ведет прокуратура.
В последние
дни проверяющие много говорят о том, что требования часто нарушаются. Дело
в том, что многие водители — это белорусы, которые работают
на иностранные фирмы. Приезжая из-за границы, они ставят машины там, где
им удобно, уходят к себе домой, посещают магазины. При этом они
абсолютно не уверены, что не заражены коронавирусом.
Например,
с 25 марта таможенники выявили 282 нарушения, ГАИ — 107,
транспортники начали административный процесс по 41 фактам нарушений,
шесть водителей привлекли к административной ответственности, по 41
фактам были вызваны сотрудники таможенных органов и ГАИ. Наказать
нарушителя могут административным арестом или штрафом в размере
от двух до пятидесяти базовых величин (от 54 до 1350
рублей).
Вот примеры
нарушений, которые приводит прокуратура Витебской области: 3 большегруза
остановились на отдых в деревне Буда Дубровенского района
на дороге рядом с жилыми домами, возле казино на трассе М1
обнаружили «стихийное скопление транзитных автомобилей», водитель, который вез
груз из Украины в Россию, остановился в 30 км
от ближайшего разрешенного места стоянки.
Прокуратура
требует усилить контроль за исполнением водителями международных линий
санитарно-эпидемиологических норм. А Минтранс призвал граждан сообщать о таких нарушителях по тел. 102
и в Транспортную инспекцию по городскому телефону +372 17
286−76−96.
Водители:
«На этих заправках ни помыться, ни поесть — хот-доги
по 5 рублей»
Но неужели
сами водители не понимают, что, нарушая требования, они подвергают
опасности других людей, в том числе своих родственников? Оказалось, что
в некоторых случаях у таких нарушений есть объективные причины.
Как говорит
брестчанин Дмитрий, который работает на польскую фирму,
на самом деле мест на выделенных стоянках транзитному транспорту
не всегда хватает. А там, где они стоят, бывает грязно, поесть купить
нечего: «Хот-дог стоит пять рублей, но разве им наешься?».
На некоторых АЗС есть душевые, но они закрыты, а сотрудники
заправок открывать их отказываются.
— К нам
относятся, как к свиньям, изгоям, как будто нам не хочется быть
в нормальных условиях, — возмущается мужчина. — Писали, что
на этих АЗС будет введен санитарно-эпидемиологический контроль.
Вранье — нет там никакого контроля! Невозможно купить даже маску
и антисептик.
Но больше
всего перевозчик и его коллеги негодуют из-за того, что они не могут
нормально оплатить проезд по платным дорогам.
— В начале
апреля я выезжал с пропускного пункта «Козловичи» (граница Беларуси
и Польши), нужно было оплатить BelToll. Сразу возле границы это можно
сделать на АЗС «Татбелнефтепродукт». Но по разработанной
Минтрансом карте заезжать туда транзиту нельзя, да и пункт оплаты
дорог там очень часто не работает.
Дмитрий
поехал дальше, на следующий пункт BelToll — находится
он на АЗС «Белоруснефть» возле Кобрина, от границы это около
60 км.
— Этой
АЗС тоже нет в карте маршрута, заезжать туда нам тоже нельзя. Правда,
в двух километрах от этой АЗС есть парковка для транзита — возле
отеля «Бонна». Но даже если мы станем там, где нам разрешено,
и пойдем пешком до пункта оплаты BelToll, то мы тоже
нарушим — отлучаться со стоянки нам же никуда нельзя!
В итоге
большинство водителей останавливаются на парковке возле АЗС, а если
места там нет — «то под забором», а потом идут оплачивать проезд
по дорогам.
— И тут
на нас со всех сторон выскакивают ГАИ, транспортники, таможня —
бегут нас штрафовать. Объясняем им — нам нужно оплатить дороги,
что же нам делать, если одно требование мы исполним, то другое
нарушим? А они нам говорят, что это не их дело.
С Дмитрия
взяли ходатайство, в котором водитель просит привлечь его к административной
ответственности за нарушение постановления Совмина, составить
постановление и рассмотреть дело в суде без него. Недавно водитель
получил протокол о правонарушении и уведомление о передаче дела
в суд Кобрина.
— Ну и что
делать в таких случаях? Ведь ближайшая регламентированная АЗС на М1,
где нам можно останавливаться, — за Барановичами, ехать до нее
километров 250. BelToll принимает оплату по безналу, но так
оплачивают дороги большие фирмы и белорусские перевозчики.
Остальные — по топливным картам «Белоруснефть» или Е100, а также
по банковским картам в пунктах оплаты.
Официально:
Скоро за дороги разрешат платить на ближайшей к границе АЗС
В Минтрансе AUTO.TUT.BY
сообщили, что сейчас прорабатывается вопрос о включении в карту для
транзитных дальнобойщиков АЗС «Татбелнефтепродукт», на которой можно
оплачивать проезд по платным дорогам (трасса М-1/Е 30 6 км, справа).
В случае
необходимости будет подготовлено предложение о добавлении указанной
станции в перечень пунктов остановки (стоянки) для отдыха и питания
водителей, заправки на АЗС транспортных средств, утвержденный
постановлением Совмина № 171.
Автор: Юлия Альгерчик