В разных странах мира водители грузовиков
зачастую игнорируют режим труда и отдыха и перерабатывают. В Индии
дальнобойщикам приходится особенно несладко: грузовладельцы штрафуют их за
каждый час просрочки.
29-летний Давиндер Сингх работает
дальнобойщиком уже 10 лет и объездил всю Индию. Зачастую его рейсы длятся
несколько дней, в течение которых водитель практически не спит, чтобы
заработать побольше денег.
— Мой личный рекорд – три дня без отдыха, –
рассказывает Сингх, готовясь к очередному рейсу. – Мы спим только в случае
крайней необходимости. Ложимся в 2 часа ночи, а в 5 утра встаём, чтобы
продолжить работу.
В Индии 9 миллионов водителей грузовиков, и
многие из них работают на износ. Около четверти водителей, принявших участие в
исследовании, проведенном компанией Castrol, жаловались на недосыпание. О
проблемах со здоровьем – как физических, так и психологических – сообщил каждый
второй дальнобойщик. Именно поэтому, считают эксперты, грузовые авто так часто
попадают в ДТП.
В 2018 году на индийских дорогах погибло 151
147 человек. Каждый десятый погибший был водителем или пассажиром грузовика.
Большегрузы поучаствовали в 15% от общего числа ДТП со смертельным
исходом.
В развитых странах, например, в Австралии,
водители могут проводить за рулем не более 12 часов в сутки, причем в это время
входят обязательные получасовые перерывы, а отдых между сменами должен длиться
не менее 6 часов. В Канаде суточный лимит – 13 часов, а отдыхать нужно не менее
8 часов. Но
в Индии время работы водителей автомобильного
транспорта практически никак не регулируется.
Согласно данным ООН, в списке стран, понесших
наибольшие материальные потери из-за ДТП, лидирует Япония ($64 млрд за 2018
год). Индия занимает вторую строчку – экономика страны потеряла $58 млрд. За
последние четыре года количество погибших в ДТП с грузовиками сократилось на
26%, но среди водителей грузовиков смертность выросла на 17%, а травматичность
– на 33%.
— Дальнобойщиков обвиняют в плохом вождении,
в медленной езде, – размышляет Раджат Убхайкар, автор книги «На грузовике по
Индостану», – но когда вы смотрите на дорогу из кабины, то понимаете, что
водители легковушек носятся как сумасшедшие. А скорость большегруза редко
превышает 60 километров в час, потому что он чаще всего перегружен.
В некоммерческой организации Sight Savers
India, занимающейся профилактикой проблем со зрением, уверены: плохое здоровье
дальнобойщиков обусловлено условиями их работы.
Водителям приходится трудиться без отдыха,
практически круглосуточно, чтобы прокормить свою семью.
— Зарплата водителей составляет от 21 до 24
тыс. рупий в месяц (18,6-21,3 тыс. рублей), – рассказывает менеджер организации
Джантин Тивари. – Её рост не поспевает за общим экономическим ростом Индии. При
этом 95% водителей работают либо на себя, либо на маленькие компании, которые
не заботятся об их здоровье. Дальнобойщики покидают дом в молодом возрасте,
чтобы набраться опыта, но получают они немного; неудивительно, что их
сообщество маргинализировано.
Большая часть грузовиков на индийских дорогах
везёт гораздо больше груза, чем положено. Эксперты отмечают, что перегруз может
приводить к авариям из-за разрыва шин, отказа тормозов, обрушения дорожных
конструкций, потери управления во время спусков с горы.
— Перегруз портит машину и мешает ей
тормозить, – рассказывает Убхайкар, – но он приносит водителю деньги. И не
только водителю, а еще и его начальнику, и грузовладельцу. У этой проблемы есть
только одно решение: штрафы за перегруз должны стать больше прибыли, которую он
приносит. Иначе это не прекратится.
По словам самих дальнобойщиков, именно
заказчики перевозки вынуждают их перерабатывать.
— Мы должны постоянно находиться в движении,
ведь у нас есть стимул, чтобы доехать вовремя, – рассказывает водитель Эджаз
Ахмед. – К примеру, курьерская компания хочет, чтобы мы доставили груз в
течение 65 часов. Если я доеду вовремя, то получу бонус, тысячу или две рупий.
Если опоздаю – не получу ничего, а из ставки вычтут по 200 рупий за каждый час
задержки.
Согласно данным исследования Castrol, 48%
водителей совершают в месяц более 12 рейсов, при этом более половины поездок
длится свыше 12 часов.
— Водители перерабатывают еще и потому, что
им зачастую просто негде отдохнуть. У нас практически отсутствует придорожный
сервис с необходимой инфраструктурой, – рассказывает Ахмед. – Но и оставить
грузовик на обочине мы не можем: приходится ехать до ближайшей дхабы (так
в Индии называют придорожные кафе).
Дхаба – придорожное кафе. Фото: qz.com
Вынужденные проводить долгие часы за рулём,
индийские водители борются со сном так же, как их коллеги в других странах мира
– 49% слушает музыку, а 14% предпочитают физические упражнения.
Многим индийским дальнобойщикам недоступна
качественная медицинская помощь. В 2016 году Давиндер Сингх получил травму
позвоночника, упав с прицепа во время растентовки. Из-за травмы он не мог
управлять машиной в течение месяца, да и сегодня испытывает трудности, когда
ему приходится поднять что-то тяжелое.
— Я не хожу к врачу, у меня нет на это
времени, – рассказывает Сингх. – Я просто вожу с собой лекарства, которые могут
пригодиться.
Водители грузовиков настолько смирились с их
странствующим образом жизни, что игнорируют его влияние на здоровье, отмечает
Убхайкар, тесно общавшийся с дальнобойщиками во время своих путешествий.
Согласно данным опроса, для 63% водителей
грузовиков хорошее состояние здоровья не входит в тройку главных жизненных
приоритетов. 53% опрошенных жалуются на усталость, бессонницу, ожирение, боли в
спине, суставах и шее, проблемы со зрением, проблемы с дыханием, стресс и одиночество.
До 23% сообщают, что борются с недостатком сна, 12% сталкиваются с психическим
стрессом. До 67% опрошенных водителей грузовиков сказали, что посещают врачей
только в бедственном положении. Более трети (36%) не имеют страхования жизни, а
32% утверждают, что им это не нужно.