Пункт
пропуска Верхний Ларс печально знаменит многокилометровыми очередями. Недавно в
местное СМИ обратилась женщина, рассказавшая, что водители грузовиков могут
избежать их, заплатив «чаевые». Журналисты попытались выяснить, правда это или
нет.
О пункте
пропуска Верхний Ларс слышали, наверное, даже никогда не бывавшие там
дальнобойщики. Его дурная слава связана с многокилометровыми очередями, в
которых водителям приходится жить днями, а иногда и неделями. Зимой
Военно-Грузинскую дорогу часто закрывают для большегрузного транспорта из-за
угрозы схода лавин. Весной и летом здесь полно туристов, которые едут отдыхать
в Грузию практически со всей России. Длина типичного летнего затора составляет
8 километров.
Затишье
здесь бывает лишь осенью, в короткий промежуток времени когда поток туристов
начинает ослабевать, а снег еще не выпал.
В 2018 году
мы писали о нигерийском
порте Апапа, в очередях к которому грузовики стоят по 10 дней и более.
Точно такая же ситуация зачастую возникает на Верхнем Ларсе зимой: невезучий
водитель большегруза может застрять здесь на 15 дней.
Не Европа,
но жить можно
В Ассоциации
международных автоперевозчиков (АСМАП) нам рассказали, что несколько лет назад
дальнобойщикам было непросто выживать в ожидании открытия границы. Сегодня
очереди побороть не удалось, но стоять в них стало комфортнее.
— Иногда
водителям действительно приходится ждать по 10-15 дней, это не преувеличение. К
примеру, пошел снег, сошла лавина, накопилась очередь в две тысячи машин. Тот,
кто встал в её конец, может простоять и две недели, – объяснил механизм
образования очередей наш собеседник в Ассоциации. – Несколько лет назад у
водителей возникали большие проблемы. Но сегодня МЧС реагирует достаточно
оперативно. Разворачиваются пункты обогрева и питания. К тому же местные
предприниматели открыли несколько кафе и гостиниц, появились стоянки и
логистические центры. Инфраструктура для водителей не как в Европе, но уже
более или менее.
В АСМАП также
отмечают, что у Минтранса есть план по реконструкции таможенного пункта и
расширению Военно-грузинской дороги: он будет реализован в обозримом будущем.
Когда это произойдет, пропускная способность Верхнего Ларса увеличится, но
полностью исключить заторы не удастся, ведь лавины никуда не денутся.
«Самый
неприятный пост»
В редакцию
портала поступило обращение от читательницы, которая
пожаловалась на коррупцию. Женщина утверждает: за каждое пересечение границы с
водителей требуют по 100 долларов. Если водители отказываются платить, машины
ставят на стоянку, а сотрудники пункта пропуска начинают осматривать их с
«особым пристрастием» и находят проблемы либо с грузом, либо с документами.
Корреспондент
портала отправился на одну из грузовых стоянок в пригороде Владикавказа, где
водители ждали открытия дороги. Он побеседовал с дальнобойщиками из Армении и
Грузии. Водители, по словам корреспондента, соглашались говорить об очередях и
взятках с некоторой опаской. Один из них отметил, что для беспрепятственного
проезда через пункт пропуска ему постоянно приходится давать «чаевые».
— «Верхний
Ларс» вообще самый неприятный пост, который я когда-либо проезжал. Вечно там
какие-то проблемы возникают, – приводит его слова журналист.
А вот его
коллега, представившийся Гочей, отметил, что проблем на Верхне Ларсе у него никогда
не возникало, хотя возит грузы из России в Грузию он уже 15 лет.
— На посту
ни разу никому не давал и не дам денег. У меня никогда и не просили и даже не
намекали!
– утверждает
водитель.
Сами
виноваты?
В
Северо-Осетинском управлении ФТС журналистам рассказали, что в Верхнем Ларсе
работает отдел собственной безопасности, который должен выявлять факты
коррупции среди сотрудников пункта пропуска. За последний год таких фактов
зафиксировано не было.
Кроме того, в
районе поста пропуска несут дежурство сотрудники отдела собственной
безопасности МВД – они следят за своими коллегами из ДПС. Один из них
побеседовал с журналистами и рассказал, что водители машин (как грузовых, так и
легковых) зачастую сами предлагают «решить вопрос» незаконным способом.
— У туристов
начинают сдавать нервы после 10-12-часового стояния в очереди. А те же
дальнобойщики порой неделями ожидают проезда. Поэтому иной раз пытаются
договориться с сотрудниками ДПС, чтобы их сопроводили до поста вне очереди. На
фоне томительного ожидания нередко происходят стычки и даже драки. Особенно
скандальны водители из Армении. Они говорят, что мы кормим пол-России, везя
сюда чистую воду, качественную сельскохозяйственную продукцию, хороший
алкоголь. Машины у них самые чистые и ухоженные. А их недовольство в основном
вызывают североосетинские водители – как легкового, так и грузового транспорта,
которые пытаются проехать без очереди, – приводит его слова редакция.