Беларусь
оказалась в кольце карантинов – для грузоперевозчиков начались непростые дни.
COVID-19 уже поменял мировую логистическую систему – как это отразится на
белорусских покупателях, разбирался Sputnik.
Китай
несколько месяцев находился на карантине из-за вируса, полторы недели
назад свои границы закрыли Россия, Украина и Европейский союз.
COVID-19 нарушил многие транспортно-логистические цепочки. Однако простым
белорусским покупателям паниковать не стоит, уверяет специалист по
грузоперевозкам с 12-летним опытом Дмитрий Ермоленко.
Все
цепочки нарушились из-за Китая
С января по
март в КНР было приостановлено производство. А так как эта страна является
глобальным поставщиком продукции, нарушились логистические цепочки во всем
мире.
"Большое
количество грузовых судов было снято с маршрутов, много порожних контейнеров
оставалось в Китае. Соответственно, их не хватало в других странах. К примеру,
я столкнулся с недостатком контейнеров в Индии. Мои коллеги рассказали об
аналогичной ситуации в Таиланде и Малайзии", – поясняет Дмитрий.
После того
как производство в Китае начало восстанавливаться, раза в два выросла стоимость
авиаперевозок. По мнению логиста, произошло это из-за сокращения рейсов и
повышенного спроса на этот вид транспорта – многие заказчики хотели быстро
получить хотя бы часть своего товара.
При этом цены
на морские и железнодорожные перевозки остались на том же уровне, так как
данного вида транспорта в Китае сейчас в избытке.
"То есть
цены на товар, доставленный самолетом, естественно, вырастут. А вот стоимость
продукции, которую транспортировали поездом или судном, должна остаться
прежней. В иностранной валюте, конечно же", – подытоживает
специалист.
В ЕС
автоперевозки не рентабельны
В середине
марта Европейский союз на 30 дней закрыл свои границы и Шенгенскую зону.
Самая
изолированная страна в ЕС, по словам логиста, сейчас Италия. Там все
предприятия, кроме стратегических, выпускающих продукты питания, лекарства,
постепенно приостанавливают свою работу.
"Оттуда
в основном в Беларусь ввозили ткани, алкоголь (вино), оливковое масло и
различные пасты. Соответственно, этот товар сейчас мы получать не будем",
– уточняет Дмитрий.
В целом для
логистов наступили сложные времена. Внутри Европы появились границы. Маршрут,
который раньше занимал два дня, растягивается на две недели. Соответственно, в
разы вырастают расходы на суточные водителям, бензин, стоянку.
"Автоперевозки
становятся нерентабельными. Многие европейские перевозчики говорят о том, что
они будут отправлять водителей в отпуска и закрываться на три-четыре
месяца", – говорит логист.
Затруднено
транспортное сообщение с Польшей. Водители грузовых автомобилей
грузоподъемностью до 3,5 т, не зарегистрированных в Евросоюзе, при въезде на
территорию Польши помещаются в 14-дневный карантин.
В то же время
Литва вначале закрыла все пограничные переходы кроме двух, а теперь постепенно
начала открывать их. По словам Дмитрия, на этом направлении перевозчики уже
работают практически в обычном режиме.
Главное –
товарооборот с Россией
Так как
производство Китая ориентировано на европейский рынок, поставки в любом случае
будут проседать. Затянуться все это может на 3-4 месяца. При этом вряд ли
белорусам стоит ждать серьезного дефицита той же техники.
"Насколько
мне известно, большую часть бытовой техники мы закупаем у российских
дистрибьютеров. Поэтому тут главное, чтоб мы не прекращали товарооборот с
нашими соседями", – уверяет Дмитрий.
Вполне
реальной видится эксперту задержка груза на каком-то из этапов его
транспортировки. Однако полное прекращение товарооборота представить сложно.
Сейчас многие логистические компании пытаются адаптироваться и работать из
дома.
Еды в
Беларуси будет больше
Закрытие
границ из-за коронавируса, безусловно, косвенно повлияет на всех. Однако повода
для паники нет. Возможно, на какое-то время на полках магазинов станет меньше
штучного товара, например, каких-то мобильных телефонов. Или даже на пару
месяцев может исчезнуть определенная итальянская марка спагетти и просекко, но
вряд ли большинство покупателей это заметят. В целом бежать и скупать у нас
продукты в магазинах не только бессмысленно, но и попросту глупо.
"Беларусь
в основном экспортирует пищу в другие страны. То есть при полной нашей изоляции
количество молока, яиц, мяса, хлеба, тех же макарон, в нашей стране будет
только расти", – поясняет Дмитрий Ермоленко.
Хватает
запасов и в наших стабилизационных фондах.