Несмотря на жесткие меры, связанные с коронавирусом, из-за чего были закрыты границы всех европейских стран, грузовые перевозки разрешены по всей Европе. И заказы латвийские предприятия, в том числе латгальские, имеют.
Однако
автоперевозчикам пришлось столкнуться с проблемами, которые могут полностью
загубить эту отрасль.
То, что
коммерческих перевозок не коснулись жесткие правила карантина в Европе, само
собой разумеется – это единственная надежда, особенно малых государств, на то,
что люди не останутся без самого необходимого: медикаментов, продуктов питания,
товаров гигиены.
И казалось,
что уж кому-кому, а коммерческим предприятиям, занимающимся международными
перевозками, даже в нынешних суровых условиях, житься будет совсем неплохо. Но
действительность для дальнобойщиков оказалось не такой и радужной.
Как рассказал
один из представителей даугавпилсской компании SVS Transports, в связи с
закрытием границ в европейских странах предприятию приходится сталкиваться с
чрезмерной бюрократией при пересечении границы. От водителей требуют
подписывать доселе незнакомые им документы. Естественно, водители фур,
сталкиваясь с таким впервые, теряются. Им приходится связываться с руководством
своих предприятий, согласовывать свои действия. Это отнимает и время, и нервы.
Но даже не
это является главной проблемой латвийских перевозчиков. Хуже то, что,
возвращаясь с Европы, водители обязаны пройти двухнедельный карантин! Для них
нет исключения.
По словам
представителя компании LATCARRIER, есть проблемы на границах с Польшей,
Германией, на которых водители простаивают часами, а то и сутками. А из-за
того, что после возвращения водители должны две недели находиться на карантине,
предприятия испытывают острую нехватку сотрудников. Более того, некоторые
водители из-за этого начинают попросту отказываться от работы. И как это все
скажется на бизнесе в целом, сказать пока сложно.
Вот что
рассказывает о своих буднях один из дальнобойщиков с 19-летним стажем.
- То, что
происходит сейчас, никогда не видел. После мытарств на литовско-польской
границе въехал, наконец, на территорию Польши. Всюду полная тишина, никакого
движений, словно после ядерной войны, как в фильмах показывают. Разве что
встречаются фуры, но их намного меньше, чем было раньше.
На подъезде к
Варшаве движение транспорта было уже более существенным. На трассе у меня
график такой: 9 часов за рулем, затем 9-11 часов отдыхаю. Но, когда стоял на
польской границе, сутки пришлось обойтись без сна. Просто негде и невозможно.
Движение, хоть и очень незначительное, но постоянное. Попробуй, засни в таком
режиме! А ночью спать не давала полиция, которая все время ездила с сиренами. К
тому же, днем уже водители спать не давали. Хотя подремать по случаю и
получалось, изредка. В Германию, вроде, очередей нет, но на обратном пути будет
весело. Насколько знаю, из Германии в очереди фуры стоят на протяжении 55 км.
Из Польши в Литву тоже очередей не видел. Но от поляков можно ждать все, что
угодно. Дальнобойщики это хорошо знают. Контроль со стороны литовцев тоже есть,
но в пределах разумного, - рассказал Олег.
Насчет
двухнедельного карантина пока он ничего ответить не смог. Не в курсе.
– Приеду
домой, тогда и посмотрим, что к чему. Только не могу понять, как я должен буду
самоизолироваться. У нас с женой только квартира, нет даже гаража. Ну, ладно,
могу жить в одной комнате, а жена – в другой. Но ведь кухня и туалет у нас
общие! – недоумевает Олег.
Ассоциации
автоперевозчиков Latvijas auto также озабочена проблемами, с которыми
столкнулись ее члены. Особенно в связи с карантином для водителей. По словам
председателя правления предприятия Александра Поцелуйко, ассоциация уже
известила правительство о проблемах дальнобойщиков. Но будут ли они решаться и
когда, неизвестно.
–
Чрезвычайная ситуация? Конечно! Но у предприятий есть договора, в которых
оговорены сроки доставки товаров, качество доставки. Не выполнил эти условия –
потерял клиента. Ведь что нужно клиенту? Самую быструю, качественную и, по
возможности, дешевую услугу. Не справляешься – другой найдется. А конкуренция
среди автоперевозчиков в Европе огромная. В то же время,
несмотря
на чрезвычайную ситуацию, наша отрасль работает, а значит, мы не можем
рассчитывать на компенсации от государства. Так что, в целом, ситуация
неутешительная.
Итог может
быть таким, что латвийские автоперевозчики растеряют всех своих клиентов в
Европе,
- подводит
грустный итог председатель правления Ассоциации Александр Поцелуйко.
На восточном
направлении ситуация пока достаточно достаточно благоприятна. На границах с
Россией и Белоруссией многокилометровых очередей грузовых автомобилей нет. Но
тут другая беда: по-прежнему действуют европейские санкции против России.
Соответственно, не улучшает ситуацию и российское эмбарго в отношении ЕС и, в
первую очередь, Латвии.