Патрик водит по Европе
автопоезда уже 20 лет. Он из Бельгии, в которой сравнительно большая зарплата и
хорошие условия труда. Его восточноевропейские коллеги соглашаются на меньшее и
худшее. С ними западному дальнобойщику приходится делить дорогу и контракты на
перевозку грузов.
"Это становится трудно, -
говорит Патрик. - Много грузовиков, особенно из восточных стран. Они отбивают у
нас хлеб. У нас не так много работы, как раньше".
Патрика наняла небольшая
компания на окраине Брюсселя с парком из 20 фур. До 2004 года она занимала
удобную нишу на транспортном рынке и заслужила репутацию быстрой и надёжной. Но
затем, после расширения Евросоюза на 8 бывших социалистических и советских
стран, на дорогах стало больше машин, пробок и водителей.
"Шофёры хлынули с Востока,
- говорит управляющий компании Ален Адрианс. - Там больше дешёвой рабочей
силой, что создаёт несправедливую конкуренцию утвердившим себя перевозчикам из
Бельгии".
Водители этой бельгийской
компании зарабатывают в среднем 3500 евро в месяц минус налоги. В некоторых
странах Восточной Европы эта сумма, если не считать командировочные, может быть
в пять раз ниже. Между тем, её дальнобойщики проводят в пути по несколько
месяцев, в основном в Западной Европе, спят обычно в кабинах.
Такая разница между Западом и
Востоком может скоро измениться, и конкуренция стать более упорядоченной и
справедливой. Европейский парламент проголосует на этой неделе за крупную
реформу автотранспорта. Так называемый "Пакет мобильности" бурно
обсуждается депутатами с 2017 года:
"Пакет мобильности вызвал
раскол на два лагеря, - сказала француженка Карима Делли. - С одной стороны,
государства и политики, выступающие за выравнивание социальных условий между
странами-членами. А с другой - евродепутаты, которые за либерализацию
правил".
Новые правила могут осложнит
для европейских водителей работу за границей. Оплата их труда будет зависеть от
её местного уровня. Дальнобойщики будут вынуждены возвращаться в родную страну
каждые четыре недели, и им не будет разрешено отдыхать в своем транспортном
средстве.
Наконец, компании должны будут
доказать, что основная их деятельность происходит в стране, где они
зарегистрированы. Их грузовики должны будут возвращаться на базу каждые 8
недель. В то время, как некоторые в ЕС приветствуют эти изменения, другие (в
основном на Востоке) видят в них подрыв единого рынка и угрозу экономике:
"На транспортный сектор
приходится около 6% польского ВВП, а будет ещё меньше, - говорит польский
евродепутат Косма Злотковский. - Это повлияет не только на польское, но и на
европейское хозяйство, потому что транспорт станет дороже".
В случае одобрения
Европарламентом, эти правила для грузовых автомобилей начнут применяться через
полтора года.
Читайте также: В Беларуси начали действовать летние ограничения для большегрузов