Видеоблогер и
автомеханик Настя Туман побеседовала с Юлией Лазаревой – предпринимательницей,
бросившей свой бизнес ради профессии водителя-дальнобойщика.
Первые
шаги
— Мне нужна
была категория С. Тогда мне было наплевать на грузовики, но водить машину
хотелось самой. Я занималась конным спортом, часто ездила на соревнования,
которые длились несколько дней, а нанимать машину для перевозки лошадей было
очень невыгодно. Я подумала: куплю свой пятитонник, переоборудую под коневоз и
буду ездить.
Получилось
неплохо. А потом я поняла, что можно изображать работу, ничего при этом не
делая. Стала возить лошадей для других конюшен, какие-то другие грузы.
Я ничего
не делала изо дня в день, из недели в неделю, я просто ездила по стране, а
денежка капала!
И я дико
завидовала дальнобойщикам, потому что у них были спальники. Как-то раз я
остановилась на стоянке переночевать; автономки нет, холодно, машину не
заглушишь, спать неудобно… а эти ***** включили отопитель, растянулись в
спальнике и спят спокойно! Мне стало так обидно, что я решила получить
категорию СЕ.
У меня с
юности было своё дело – я занималась коневодством, у меня было много лошадей и
работников. И я подумала: устроюсь впервые в жизни на работу, побуду наёмным
работником, пусть будет хоть какое-то разнообразие.
Кстати, одна
из причин, по которой я больше не хочу заниматься коневодством: мои работники
постоянно что-то воровали, сколько бы я им не платила. Даже если отдавать 80%
от заработанного им, а 20% оставлять себе, они всё равно будут воровать. Для
меня это было дико, я была в шоке. Поэтому я ушла в дальнобой и постепенно
стала избавляться от конюшни. Теперь я уже не могу вернуться к людям, которые
будут у меня воровать. Когда мне было 12, мне казалось, что я стану великим
бизнесменом, у меня были планы на будущее. Но в планах 12-летнего ребёнка не
было того, что все воруют! Я думала, что если я не ворую, то никто не ворует.
Поиски
работы
— Начать
работать было сложно. Сначала я заплатила 7000 долларов мужику за то, что он
сидел на пассажирском кресле и терпел меня за рулём. Он пил водку и говорил: я
не могу трезвым смотреть на то, что ты делаешь! Таким образом он зарабатывал
деньги. Мы с ним ездили месяца три, и заработал он на мне прилично, но я ему
всё равно благодарна, потому что получила хоть какое-то представление об
управлении машиной с полуприцепом. С этими знаниями я начала устраиваться на
работу.
Когда я
звонила работодателям, меня спрашивали: девушка, а вы знаете, что такое фура?
Я говорила,
что уже работала водителем и имею стаж. В ответ слышала смех, а иногда просто
кидали трубку. Это было унизительно.
Случайно мне
подвернулся самый лучший работодатель в нашем городе. Это был очень адекватный
человек, он очень хорошо относится к водителям. Я потом не могла от него уйти,
потому что он был слишком хороший. Еле-еле получилось уволиться: решила свалить
в Москву, чтобы больше на фуре не работать. Но что-то пошло не так, и мне опять
пришлось терпеть унижения и звонить работодателям.
На старой
работе за 80 тысяч рублей в месяц мне приходилось работать без выходных, спать
по 2-3 часа и постоянно фигачить. Я переехала в Москву, сняла квартиру и
устроилась на новую работу, по городу и области. Думала, что будет так: с утра
я вожу грузы, а вечером иду домой, как нормальный человек. Наконец-то у меня
будет свой дом, своя кровать, душ каждый день, всё по-человечески. Не-а!
Квартиру сняла – она пустует постоянно. Сколько я работаю, часто проезжаю мимо
дома, но не могу туда заехать. Иногда, бывает, удаётся заглянуть, если я
выгрузилась вечером недалеко от дома и утренняя загрузка тоже близко – тогда
ночую дома, но это изредка.
Последние два
года дальнобой мне не нравится. Но до этого мне нравилось безумно – сидишь,
балдеешь, денежка какая-то капает, правда, копейки, но всё равно.
Об
отношении дальнобойщиков
Сколько
сейчас женщин в России водит грузовики? И каково отношение мужчин-водителей к
женщинам-дальнобойщицам?
— На всю
Россию женщин, как мне кажется, не больше сотни. Мужчины к нам относятся
по-разному. Некоторые относятся нормально, адекватно. Некоторые – с
подчеркнутым уважением. Мол, это так тяжело! Я говорю – да ладно, успокойся,
ничего тяжелого. Дальнобойщики любят говорить, что у них тяжелая работа. Мне
стыдно такое слушать. Чего здесь тяжелого? Сел и едешь, ничего не делаешь,
сидишь как дома на диване перед телевизором. Их это обижает безумно. А есть
вообще неадекватные, которые говорят – иди борщ вари.
Ночная
стоянка, куча фур и водителей... Что ты слышишь за спиной? Что тебе говорят?
—
Отвратительные вещи. Спрашивают, что почем. Это ужасно. Но если человек видит,
что я за рулем, то понимает, что я не такая и таких вопросов не задаёт.
Вопросы о
разном
Все знают
сериал «Дальнобойщики». Там постоянно героев пытаются ограбить или подставить.
У тебя такое случалось?
— Один раз
хотели ограбить. Это было давно, в 2015 году. Я вынуждена была уходить от
погони. За мной ехали две машины – газель и легковая. Я точно не знаю, что они
хотели: или по голове мне настучать, или обчистить кабину, или своровать груз,
но мне было очень страшно. Они пытались меня тормозить, газель перекрывала
дорогу, легковая оттормаживалась передо мной, но я их объезжала. А после этого
инцидента ничего такого не происходило.
Как часто
ты сталкиваешься с поломками, проблемами? Грузовик ремонтируешь сама или есть
механики?
— Ну, механик
со мной не ездит. Что же мне, в спальнике его держать? Сталкиваюсь с поломками
частенько, а чинить предпочитаю сама, так как я любитель сэкономить хозяйские
деньги. В случае чего хозяин всё, конечно, оплачивает, но я пытаюсь любыми
путями доезжать до сервиса. Однажды у меня порвался ремень генератора, было
около нуля градусов, мне нужно было 20 или 30 километров проехать до магазина,
где эти ремни продаются. Я проезжала километр или два, глушила машину, стояла и
ждала, пока остынет, а потом ехала дальше. Так и ехала эти 30 километров всю
ночь.
Самые
дальние расстояния, на которые ты ездила?
— От
Новосибирска до Крыма. На самом деле, нет разницы, на какое расстояние ты
едешь. Имеет значение, сколько ты находишься в машине безвылазно. Когда ты
живешь в кабине неделями, начинаешь дуреть и всех ненавидеть.
Топ-5
тягачей от Юлии Лазаревой?
Пятое место –
MAN. Четвёртое – Iveco. Третье – Mercedes. Второе – Scania. Первое – Volvo.
А как же
американцы?
— У нас все
американцы старые, раритетные. Хочешь купить новую машину – и не можешь, её
нет, не завозят. Может, где-то и есть, но я ни одного нового в России не
видела! Только 15, 20, 30-летние старики.