1
07:41

"Инспекторы – тоже люди, а людям свойственно ошибаться". Польский транспортный инспектор ответил на самые актуальные вопросы для перевозчиков

15 ноября в Минске прошел семинар, посвященный вопросам правовой и технической помощи на территории Польши и Германии. Организованный компанией Е100 при поддержке Carrier's Cup, он привлек большое число международных перевозчиков, которые работают в западном направлении. И похоже, мероприятие оправдало ожидания. В ходе семинара руководители и специалисты транспортных компаний получили немало любопытной и полезной информации. Среди выступивших в этот день экспертов был и пан Межвиньски, юрист из Польши. Из числа многих других подобных специалистов его выделяет тот факт, что на протяжении ряда лет он работал в польской Транспортной инспекции и значит отлично представляет ситуацию «по обе стороны баррикад».

Уже после окончания семинара пан Межвиньски согласился ответить на некоторые вопросы и обобщить самое главное, что в общении с ним интересует перевозчиков.


– Пан Межвиньски, давайте представим Вас читателям портала. Расскажите для начала, как долго Вы работали в транспортной инспекции Польши? С какого времени у Вас юридическая практика? И как Вы считаете, что сложнее – быть инспектором (находить нарушения) или быть юристом (защищать интересы перевозчиков)?

 

– В польской Транспортной инспекции (ITD Inspektorat Transportu Drogowego) я работал с того самого момента, как был создан этот контролирующий орган, и вплоть до 2006 года. Работал я во Вроцлаве и Ополе. В то время отбор для работы в Транспортной инспекции был очень строгим, туда принимались лучшие работники. Сегодня многие из тех, с кем я тогда работал, руководят подразделениями ITD, выступают в качестве экспертов при урегулировании различных ситуаций, участвуют в подготовке начинающих специалистов.

После того, как я закончил работать в Транспортной инспекции, меня попросили заняться оказанием юридической поддержки предпринимателям, работающим в сфере транспорта. Ставку нужно было сделать на качество таких услуг. Поначалу юридическая помощь оказывалась членам Ассоциации автоперевозчиков во Вроцлаве, а в дальнейшем работа – уже во взаимодействии с ZMPD (Ассоциация польских автоперевозчиков) – проводилась по всей стране.

Получается, в этой сфере я работаю уже 12 лет. А в 2015 году – думаю, это имеет значение для нашего разговора – открылось мое юридическое бюро.

Вы интересовались, что сложнее: находить нарушения и применять штрафные санкции или защищаться от применения таких штрафов… Безусловно, второе труднее. Активная юридическая практика позволила достаточно быстро разобраться в этом вопросе. И вот что я думаю: повысить шансы транспортных компаний и ассоциаций, отстаивающих свои интересы, можно, но для этого требуется поддержка профессиональных консультантов с обширным опытом работы в транспортной сфере и специальными знаниями о тонкостях правового регулирования на дорогах.


 


– Насколько вообще развита в Вашей стране система правовой помощи перевозчикам? И куда при возникновении проблем скорее обратится польский перевозчик – в профессиональную ассоциацию (например, ZMPD) или к частному юристу?

– Система правовой помощи перевозчикам? Вряд ли можно говорить о существовании такой системы, ведь реализация права на защиту не является ничьей обязанностью. Вместе с тем, в Польше есть немало мест, куда работающие в сфере транспорта могут обратиться за квалифицированной правовой помощью. Но нужно понимать, что это особая область знаний, отличная от гражданского права.

Владельцы транспортного бизнеса довольно часто прибегают к правовой помощи (и в части получения консультаций, и для обжалования вынесенных в отношении перевозчиков решений) еще и потому, что заботятся об оценке своей репутации, деловой репутации. Это не просто мнение о том, хорошо или плохо они работают, такая оценка способна стать поводом для отзыва лицензии на вид деятельности и лишения Сертификата о профессиональной компетентности.

Что касается ассоциаций… Каждое объединение перевозчиков старается как минимум наметить путь к решению тех проблем, с которыми сталкиваются в своей работе их члены. Каким образом? Проводят разнообразные тренинги и предоставляют перевозчикам информацию об опасностях, подстерегающих бизнес, а также том, как в своей стране и за ее пределами они могут получить необходимую помощь.

В этом смысле я хотел бы выделить пример компании Е100 – в своем роде, уникальный опыт организации и проведения дорогостоящей, но эффективной, на мой взгляд, информационной кампании для своих клиентов во всех странах, где Е100работает.

 

– Какие нарушения транспортного законодательства Польши обычно становятся поводом для применения штрафов к иностранным перевозчикам? Другими словами, какие проблемы иностранных перевозчиков Вам приходится решать чаще?

– Проблемами, с которыми связываются особый контроль на дорогах и применение штрафов за каждую ошибку, за каждый отсутствующий у водителя документ, остаются вопросы действия разрешительных систем и эффективного управления лимитами разрешений на осуществление международной перевозки по территории Польши. Еще одним таким вопросом – и я не уверен, что его когда-либо удастся окончательно решить, – является соблюдение режима труда и отдыха водителями-международниками. В этом плане водители, конечно, изобретают различные способы, позволяющие им избежать ответственности, описывают смягчающие вину обстоятельства, при которых произошло нарушение законодательства. Когда это удается, польские инспекторы снимают свои претензии. Нужно сказать, такой номер проходит далеко не во всех странах Европейского союза.

Однако самой серьезной проблемой, пожалуй, следует признать вмешательство в работу тахографов и фальсификации данных таких приборов, касающихся времени активности водителя, а также использование посторонних карточек… Все это расценивается как наиболее серьезное нарушение законодательства и наказывается максимальными штрафами.

 


– Какие факторы, по Вашему мнению, имеют наибольшее значение для эффективной защиты интересов перевозчиков в Польше?

– В сентябре 2018 года в нашем законодательстве, регулирующем вопросы, о которых мы с Вами говорим, произошли довольно серьезные изменения. Тогда были скорректированы многие положения законов «О рабочем времени водителей» и «О дорожном транспорте», были определены новые виды нарушений, увеличились размеры штрафов, существенно изменился сам порядок контроля и наложения штрафов. Ежедневно по всей стране проводятся десятки мероприятий для проверки того, как транспортные компании соблюдают требования изменившегося законодательства.

Поэтому, нужно понимать, одной осмотрительности, осторожности крайне мало для осуществления перевозки – необходима осведомленность, нужно обладать базовыми знаниями. Этими знаниями должен владеть как руководитель компании, так и водители, отправляющиеся в рейс. И более того, водителей нужно настраивать и даже учить тому, чтобы они занимали активную позицию во время проведения контроля, знали и умели отстаивать в общении с представителями Транспортной инспекции свои права.

 

– То есть, от того, как водитель ведет себя в ходе проверки, зависит многое?

– Совершенно верно. Да, во время процедуры досмотра и иных мероприятий, которые осуществляет инспектор в ходе проверки, водитель должен предъявлять документы и выполнять его законные требования. Но водителю не нужно забывать, что и в этих обстоятельствах он является лицом, представляющим свою транспортную компанию. И значит, подписывая составленный протокол и, тем самым, выражая свое отношение к внесенной в него информации, он в интересах своей компании должен проверить, а при необходимости и оспорить внесенные данные. Это важно уже даже потому, что инспекторы – тоже люди, а людям, как известно, свойственно ошибаться. Случается, они почти автоматически «проставляют» нарушения, но за каждым таким «проставлением» следует серьезный штраф.

Водителю нужно помнить о том, что довод «Я не знал, что вы должны были…» еще никого не освободил от наказания. Без тщательного контроля за тем, как заполняется и что заполняется в протокол, все усилия юристов в дальнейшем, при административном производстве, будут малоэффективными. Доказательства, собранные в ходе придорожного осмотра и объяснения водителя, внесенные в «горячий отчет», важны: это те факты, которые потом сложно опровергнуть, оспорить. Между тем, каждая отметка водителя, внесенная в протокол, каждая фотография с места взвешивания транспортного средства, любая запись, подрывающая фактические выводы, или отказ от подписания протокола, может повлиять на ход дальнейшего разбирательства. И даже способствовать отмене решения о наложении штрафа. Очень важны показания тахографа в день совершения нарушения…

 

– Соблюдение каких процессуальных сроков важно для эффективной защиты интересов перевозчика?

– Проблема заключается в том, что есть всего семь дней для того, чтобы подать в суд заявление об отмене штрафа (для водителя). В административном производстве есть возможность продлевать сроки для дачи объяснений, совершения звонков и направления корреспонденции. Подача апелляции должна быть совершена в течение 14 дней, а на жалобу в суд отводится 30 дней.

 


– Что нужно знать перевозчикам о польском транспортном законодательстве, чтобы избежать неприятных последствий проверок на дорогах?

– Без соответствующей информации, без знаний о новых правилах транспортного контроля, о которых я сказал чуть раньше, выстраивание защитной позиции транспортными компании не будет эффективным. Нужно иметь хотя бы базовые знания о предъявляемых требованиях, касающихся оформления перевозки и наличия у водителя сопроводительной документации, осуществления контрольных процедур. Важно знать, а если потребуется, и соблюдать правила ведения административного производства. Совсем не лишним будет заглянуть в каталог штрафов, перечисленных в приложениях к польскому Закону «О дорожном транспорте». Конечно, значение имеют и другие правила, касающиеся отдельных видов транспорта с точки зрения необходимых для осуществления перевозки разрешений и сертификатов.

Разобравшись в этом, перевозчики поймут, как нормы законодательства применять на практике и что предпринять в компаниях, чтобы избежать штрафов в результате придорожных проверок в Польше.

 

– В каких случаях и как к Вам можно обратиться за помощью?

– Обращаться не только можно, но и нужно всякий раз, когда у перевозчика возникает ощущение несправедливого наказания, или есть сомнение в правильном восприятии инспектором обстоятельств, в которых произошло нарушение, или в случае, когда какие-то важные для вынесения решения обстоятельства, наоборот, вовсе не были приняты инспекторами во внимание. Телефонная связь в таких случаях – не самых лучший помощник. Правильнее всего немедленно отправить отчет и подробно описать свои сомнения. Об остальном позаботится офис моего юридического бюро, работники которого, направят в компетентные органы запрос на продление срока представления разъяснений. Одновременно с этим, компетентный орган получит адрес для ведения переписки по рассматриваемому делу. И, конечно, нужно быть готовым к тому, что апелляционная процедура иногда длится месяцами.

Дополнительную информацию можно получить на сайте http://www.doradcatd.pl.

Электронную корреспонденцию можно направлять на адрес: szczepan@doradcatd.pl.

Иная корреспонденция принимается по адресу:

TDT Szczepan Mierzwiński

Ul. Dziadoszańska 44, 54-153 Wrocław

Телефоны для связи: +48 71 756 99 89 и 784 997 611 (мобильный).

 


Беседовал Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО