Коронавирус спутал карты дальневосточным предпринимателям. Возить фрукты и овощи из Китая в Россию стало сложнее – зато у перевозчиков леса работы прибавилось.
Разбушевавшийся
в Китае коронавирус эксперты называют серьёзной угрозой для мировой экономики.
Затянувшиеся из-за карантинных мероприятий новогодние каникулы уже сказались на
логистических потоках внутри Китая: попавшая под удар эпидемии провинция Хубэй
на месяц приостановила грузовое железнодорожное сообщение с другими регионами
страны.
В конце
января Россия закрыла автомобильное сообщение с Китаем. Десятки фур, везущих
продовольствие в Россию, оказались заперты в Поднебесной, а цены на помидоры и
огурцы в магазинах Амурской области, Приморского края и других приграничных
регионов поползли вверх. Из-за этого местные власти были вынуждены разрешить
проезд грузовиков на некоторых пропускных пунктах. Однако цены на товары,
поставлявшиеся из Китая, остаются повышенными – отчасти из-за ажиотажного
спроса, а отчасти из-за политики крупных ритейлеров, по собственному решению
отказавшихся от импортной продукции.
— Перебои
были только с овощами и фруктами, а лес как шел, так и идёт, – рассказал нам
председатель Профсоюза перевозчиков Приморья Пётр Куприянов. – Компании,
которые возят пиломатериалы, даже остались в плюсе.
Раньше те,
кто отпускал лес, нашим перевозчикам говорили так: мы вас грузить не будем, мы
будем ждать китайцев. А сейчас в связи с коронавирусом китайские машины сюда не
пускают, и лес стали возить наши грузовики.
На китайской
стороне гостиницы и столовые закрыты, но машины у нас большие, можно и в кабине
переночевать. Поэтому наши перевозчики доски в связи с этим немножко в плюсе. А
у тех, что занимаются овощами и фруктами, есть определенные финансовые потери.
Предприниматель
Андрей возит в Китай российские товары, в основном продовольствие: кондитерские
изделия, муку, растительное масло, алкоголь. Он доставляет груз в пределах 180
километров от границы.
— Конечно,
раньше в это время года было немножко живее. Но и сейчас оживление пошло
потихоньку. Китайцы как бегали, так и бегают, только теперь все в масках, –
рассказывает перевозчик. – Из мер предосторожности только маски, их носят все
без исключения. Даже управление транспортным средством без маски запрещено:
штраф 100 юаней.
Российским
водителям, работающим в Китае, по долгу службы приходится вступать в контакт с
китайскими гражданами – сотрудниками таможни, дорожной полиции и предприятий,
на которых происходит выгрузка и погрузка. По словам Андрея, контроль в
последние недели стал более строгим: у россиян проверяют температуру, на
таможне приходится заполнять анкеты.
— Нас
предупреждают, что нельзя с этим делом шутить, просят соблюдать меры
предосторожности, – объясняет Андрей.
– Машины
на китайской стороне обрабатывают очень тщательно, но их там и до вируса хорошо
обрабатывали. А у нас... у нас одна церковь стоит у пункта пропуска в Суньке
(так местные
называют приграничный город Суйфэньхэ) и вторую хотели сделать, но вроде как
денег не хватило.
СМИ, однако,
сообщают, что дезинфекционные мероприятия проводятся и на российской стороне.
Например, журналист «Рупора Москвы», побывавший на пункте пропуска в Хэйхэ,
заснял санитарную обработку прибывшего из Китая большегруза.
— На
сегодняшний день обработка кабины производится препаратом Медилис-Дез, который
не вреден для человека, но убивает вирусы и бактерии. Обеззараживание
производится дезинфектором в маске, способом орошения обрабатываются все
поверхности в кабине машины, – рассказывает сотрудница пропускного
пункта.
Андрей
настроен оптимистично. По его словам, логистические предприятия уже начали «оживать»
после новогодних каникул.
— В самом
Китае говорят, что экономика не выдержит простоя, да и вирус пошел на спад,
поэтому с 10 числа предприятия начнут потихоньку шевелиться. Думаю, с первого
марта и туристы поедут, потому что в приграничных районах ни одного зараженного
не выявлено.
На
сегодняшний день автомобильное сообщение между Россией и Китаем для грузовых
автомобилей восстановлено. «Грузовики и Дороги», ссылаясь на источники в АСМАП,
сообщают, что российским водителям предписывается не удаляться более чем на 20
километров от российско-китайской границы. По информации СМИ, очередей на
пунктах пропуска нет.