Блокчейн-технология
с недавнего времени стала развиваться семимильными шагами, захватывая новые
области применения. Начавшись с криптовалюты, платформа в ближайшее время
модернизирует сферу грузоперевозок, выступая в качестве основного рабочего
инструмента.
Блокчейн в
переводе с английского – построенная по определенным правилам цепочка
информационных блоков, непрерывная и последовательная. Публичная сеть блокчейн
создавалась как основа для криптовалютных операций. Максимально защищенная от
атак хакеров и вмешательства государственных служб, она является полностью
открытой для пользователей.
Постепенно
под ее влияние попадает и автопромышленность, и грузоперевозки.
Составной частью технологии стало приложение BiTA – своего рода эксперимент,
подталкивающий грузоперевозчиков всего мира к созданию полноценного альянса.
Приложение позволяет максимально эффективно выстраивать менеджмент в сфере
логистики, отслеживая изменения в активах, быстро проводя транзакции при
минимальных комиссионных.
Если верить
Deloitte – компании, исследующей блокчейн как революционную технологию, более
59 % респондентов воспринимают ее в качестве механизма трансформации
экономической реальности и бизнеса. Из общего числа компаний, задействованных в
опросе, 52% подтвердили внедрение нового веяния в жизнь.
Прекрасной
перспективой является утверждение, что введение блокчейна будет способствовать
экономии в сфере международной торговли порядка 50 млрд. долларов ежегодно
только на логистике в обозримом будущем, и свыше 500 млрд. – после ее
тотального внедрения.
Грузоперевозки
«по-новому»
Логистика
транспорта является сложной системой, среди задач которой важными составляющими
выступают быстрота доставки, упрощенность документооборота, обеспечение
сохранности грузов. Длина цепочки и финальная стоимость услуг зависит от
количества посредников и налаженности взаимодействия между логистами,
экспедиторами, чиновниками. Создание надежной и одновременно прозрачной системы
взаимоотношений между участниками смогло бы поднять бизнес на качественно новый
уровень.
В.Бутерин,
соучредитель компаний Bitcoin Magazine и Ethereum, полагает, что большая часть
технологий позволяют лишь достичь автоматизации деятельности сотрудников
периферии, в то время как блокчейн автоматизирует собственно центр. В качестве
примера он приводит работу такси, где новая технология не оставляет места
посредникам типа Uber, но позволяет простым таксистам работать напрямую с
клиентами.
Вовлеченность
бюрократических структур множества стран, имеющих свои стандарты по работе с
системами учета и документацией, делает контейнерные перевозки в мировом
масштабе самой забюрократизированной отраслью экономики. Для примера, чтобы
доставить рефрижераторный груз из Африки в Европу, требуется около 30
разрешений для 200 ситуаций взаимодействия. Любое мельчайшее отклонение от
графика способно в корне «сломать» выстроенную в огромным трудом цепочку.
Логистические
затраты по обработке документации достигают половины от стоимости транспорта,
который груз доставляет. Всемирный экономический форум посчитал, что после
введения блокчейна снизятся бюрократические препоны в выстраивании схем
поставок и логистике, что позволит увеличить размер общемирового ВВП на пять
процентов и глобальной торговли – до 15 %.
По словам
кандидата экономических наук, руководителя программы МВА по стратегической
логистике в рамках бизнес-школы МИРБИСа В.Белобжецкого, технология блокчейна за
счет распределенного реестра, подразумевающего отсутствие единого места для
хранения информации и замены данных на хеши данных позволят выполнять работу
более оперативно и надежно.
Децентрализация
платформ на базе новой технологии приведет к более легкой фиксации финансовых
потоков и операций с ними, вне зависимости от того, являются они физическими
(например, грузовик) или цифровыми (страховка на грузовик).
Полезность
технологии вытекает из потоковой природы логистики, ведь такие моменты, как
отслеживание перемещения товаров на всех точках цепи поставки и динамика
транспорта, развернутый документооборот – все это легко решаемо. Тому живое
подтверждение – совместное детище IT-компании IBM и гиганта морских
грузоперевозок Maersk, уже внедрившие блокчейн в морских грузоперевозках.
Решения
блокчейна позволяют по алгоритму смарт-контракта автоматизировать соблюдение
условий сделки, что на деле будет оборачиваться сокращением необходимого
оборотного капитала.
Чем
блокчейн-технология поможет грузоперевозчикам
Приверженцы
блокчейна утверждают, что грузоперевозки в своем нынешнем виде неэффективны,
ведь существует необходимость траты ресурсов на поиск транспорта и
водителей-дальнобойщиков, а для бизнеса время часто приравнивается к деньгам.
Чем скорее компания находит грузоперевозчика, тем быстрее она получает прибыль.
К этому можно добавить, что грузовой транспорт проезжает ежегодно 55 млрд. км
порожняком или неполностью загруженным.
Сфера
грузоперевозок раздроблена. В Америке с развитым транспортным сообщением
посчитали, что миллион компаний вынуждены нанимать 3,5 млн. водителей, причем
подавляющее большинство небольших компаний владеют 5-6 единицами тяжелой
техники и 9-15 водителями. Крипто-проекты под эгидой блокчейна позволяют найти
быстро перевозчиков, совершая перевозку грузов при минимуме затрат средств и
времени. При этом вся система будет работать в режиме безопасности,
гарантирующей отсутствие хакерских атак, на простом интерфейсе.
Что касается
возможности физической утраты груза, то тут, увы, риск все равно есть. Зато
снижается недостоверность доказательств движения товарной единицы, любая
операция документируется и вносится в перечень совершенных действий. Работа
обеспечивается симбиозом профессионалов и инновационной технологии, оперативно
проверяющих контрагентов, отслеживающих все перемещения груза, алгоритмизируя
действия, в финале снижая расходы на транзакции и риски в ходе поставок.
Эксперименты
по внедрению технологии начались в 2016 году. Первыми применили блокчейн и
заключили смарт-контракт представители Банка Содружества Австралии и R3 Wells
Fargo на доставку партии китайского хлопка в США. Затем блокчейн протестировали
в Нидерландах, а крупнейший перевозчик Дании Maersk счел ее приемлемой для
успешной работы.
Объединение
Maersk и IBM позволило опробовать оцифровку всех операций торговли и контроля
за грузоперевозками, давая доступ всем заинтересованным лицам отслеживать
движение товаров по цепочке, имея полную ясность нахождения каждого контейнера
онлайн 24/7. Участники рынка стали видеть статус всех таможенных документов.
Созданная
платформа от содружества Maersk и IBM, опробованная в проекте TradeLens, сумела
объединить 92 организации. В процессе экспериментальной работы пользователи
вели полноценный документооборот в оцифровке, получая документы, сертификаты из
неизменного реестра. Автоматизация процессов основана на модуле ClearWay,
доступном после заключения смарт-контракта. В качестве бонуса после интеграции
TradeLens с IoT (интернет вещей) пользователи смогли контролировать физические
характеристики груза (вес, температуру хранения).
За период
тестирования проекта по технологии блокчейн было проведено 154 млн. операций,
позволивших на 40% уменьшить транзитное время перевозки в пределах США.
Крупнейшая в
Израиле судоходная компания ZIM также включилась в эксперимент по оцифровке
ключевого логистического документа – коносамента, в котором прописаны все
сведения о грузе, начиная от его описания, количества (веса), места назначения,
способов и условия для перевозки до оплаты и обработки.
Стали
внедрять технологию в логистику и мировые ритейлеры – Amazon, Alibaba, Walmart
и Kestrel.
По
результатам работы за три года удалось выяснить, что десятая доля всех
счетов-фактур при заключении фрахта содержит неверные данные, приводящие к
спорам и снижающим эффективность бизнес-процессов. Исходя из этого, специалисты
консалтинговой компании Accenture подсчитали возможность сокращения расходов на
фрахт до 5% лишь за счет правильного внесения всей информации в документы,
уменьшения переплат и выведения за пределы цепочки ненужных поставщиков, то
есть тех, кто берет плату за подтверждение гарантий, подлинности счетов,
сертификатов, коносаментов и лицензий. То есть, «за боротом» логистического
блокчейна оказываются банки, аудиторские, сертификационные фирмы, платежные
шлюзы, нотариусы и курьеры. Удаление лишних звеньев цепочки позволяет уменьшить
стоимость товара на выходе, для потребителя.
Смарт-контракты
автоматизируют процесс документооборота, обмена информацией, передачу товаров и
денег. Сам по себе смарт-контракт является компьютерным алгоритмом
автоматического обмена на уровне цифровых сертификатов.
Три важных условиях для реализации
блокчейн-технологии
1. Доверие
к размещаемой и размещенной информации.
В
децентрализованном реестре записываются все оцифрованные данные и транзакции,
защищенные криптографически от взлома, несанкционированного редактирования либо
повреждения. Никто не регулирует подтверждение сведений. Необходимо доверять
данным, введенным в систему. Крипто-проекты вынуждены будут самостоятельно
проверять достоверность приведенных данных, обзванивать страховые и т.п. Для
клиента все будет строиться лишь на доверии.
2. Мелкие
перевозчики выйдут «на свет».
Малый бизнес,
решивший внедрить новую технологию, вынужден будет вложиться в приобретение
программного обеспечения, покупку оборудования, обучение сотрудников. Учитывая
существенность вложений, маленькие компании вынуждены будут объединяться с
целью увеличения доходности своего предприятия. Отказ от участия в проекте
приведет к тому, что более рисковые либо крупные фирмы первыми войдут на новую
платформу, получив преимущество. Использование блокчейн-платформы позволит им
снижать расходы и повышать доходы, избегая мошеннических схем работы.
3.
Стандартизация по новому образцу
Система,
базирующаяся на блокчейне, начнет работать по единым стандартам единого
шаблона. Решение данной проблемы возложено на проект BiTA, и пока окончательных
выводов нет. Имеющаяся система по обмену сведениями EDI существует более трех
десятилетий, но даже за такой длительный срок внутри нее не сумели внедрить общий
стандарт. Существуют разные версии EDI, приводящие к лишним затратам в момент
обмена данными.
Блокчейн-технология для логистики еще только-только делает первые шаги на
рынке, хотя перспективы, которые они открывают перед грузоперевозчиками,
воистину колоссальны. Большие перевозчики присоединяются к проектам типа BiTA,
так как у них достаточно средств рискнуть ввязаться в новый проект. Само же
вхождение логистики в блокчейн-сферу требует периода адаптации, внедрения и
тестирования. Рынок грузоперевозок под воздействием новой технологии начнет
меняться в ближайшее время, когда все большее количество небольших фирм будет
узнавать о ней и видеть преимущества ее использования.
Остальные
выводы пока делать рано.