Артур Вязов
работает дальнобойщиком в европейской компании и ведёт видеоблог. По просьбе
подписчиков он составил список плюсов и минусов профессии
водителя-международника.
Начать
Артур решил с минусов – чтобы закончить на позитивной ноте:
— Долгое
отсутствие дома. Так устроена работа водителя: чем меньше мы находимся
дома, тем больше зарабатываем. От этого никуда не деться, такова наша
профессия.
—
Нестабильное питание. Как бы хорошо вы не готовили, что бы вы не брали
с собой из дома, работа водителя связана с таким ритмом, что не всегда
получается вовремя поесть или приготовить себе еду.
— Условия
быта. Так как в Европе мы работаем в основном каденциями, очень много
времени мы проводим в машине и живём, по сути, тоже в ней. Не всегда мы можем
найти удобные паркинги, ведь нам часто приходится ездить по незнакомым местам.
Не на каждой стоянке есть хороший туалет или душевая кабина. Будьте к этому
готовы. Дома вы просыпаетесь, идёте в теплую ванную, чистите зубы, пьёте
водичку – но в нашей профессии всё не так.
— Много
иностранных языков. Мы ездим по всей Европе, и в каждой стране – свой
язык. Если вы думаете, что достаточно выучить английский и у вас нигде не будет
проблем, то я вас огорчу. Я неоднократно встречался с тем, что в Испании
требовали говорить по-испански, в Италии по-итальянски, а в Швеции по-шведски.
— Много
стрессовых ситуаций. На протяжении всей смены вы находитесь в
микрострессе, который в некоторых ситуациях теряет приставку –микро. Например,
когда приходится стоять в пробках, или когда возникают какие-то проблемы на
загрузке или выгрузке. И вам есть, из-за чего волноваться!
Водитель-дальнобойщик несёт административную и уголовную ответственность. Я
работаю на ADR (перевозка опасных грузов). Если я что-то не закручу, что-нибудь
закреплю неправильно, и где-нибудь в городе какой-то вредный продукт
разольется, а экспертиза установит, что это было по моей вине и нанесло вред
жизни и здоровью граждан, то вернуться из каденции можно через несколько лет.
За это можно присесть.
Хватит о
минусах. Я отобрал пять основных плюсов – перейдем к ним.
+
Заработная плата. В Восточной Европе небольшие зарплаты. Я живу в
Беларуси, в Могилёве, это крупный областной город. Средняя зарплата здесь – 300
евро. Сравните её со средней зарплатой дальнобойщика в центральной Европе –
1500 евро. Эти деньги в состоянии заработать каждый, даже новичок – я не говорю
о каких-то премиях и карьерном росте.
+
Отсутствие начальников. Как правило, у нас на одном работнике два-три
начальника, чего не скажешь о Европе. В польско-датской фирме, где я работаю,
есть директор и его заместитель, а дальше идут экспедиторы. Нет никаких
начальников отделов, все упрощено до минимума.
Директора
своей фирмы я ни разу не видел. А экспедитор мне даже не начальник, в
структурной иерархии мы с ним находимся на одинаковых позициях. Мы работаем в
тандеме, и экспедитор в какой-то степени мой напарник.
+
Путешествия. С помощью этой профессии можно объехать всю Европу. До прихода
в дальнобой я бывал на море два раза, в детстве. Теперь я побывал на Севере, в
Скандинавии и на Юге, в Италии. О центральной Европе я даже не говорю: мне
проще перечислить страны, в которых я не был.
+ Это
профессия, в которую всегда можно вернуться. Предположим, что вы в неё
вложились: получили документы, получили код 95, а потом по каким-то причинам
ушли. Но вы всегда сможете вернуться!
Я знаю людей,
которые работали водителями для поддержания своего дела. Есть у них небольшой
бизнес, и с ним возникли какие-то проблемы. Они пошли на работу, чтобы его
поддержать. Поработали, поддержали, ушли, опять занимаются своим делом.
Я могу
полгода работать водителем, а затем уйти и заняться чем-то другим. Что-то не
сложилось? Я всегда могу вернуться: у меня остался опыт и документы. Моя семья
с голода уже не пропадёт.
+ С
помощью этой профессии вы можете эмигрировать. Неоднократно меня и моих
знакомых приглашали в Польшу. Работодателям выгодно, чтобы мы не ездили
каденциями, а жили в Польше и работали у них, как европейцы: с понедельника по
пятницу. Распространен и другой график: две недели работаете, а неделю
отдыхаете. На такие условия приглашают поляки и чехи. И люди едут. Некоторые
ребята в моей фирме работают уже 4-5 лет, они получили статус резидента
Евросоюза, и в перспективе у них получение европаспорта.
Также не
забывайте о Канаде – туда можно уехать по провинциальным программам. Канадцы на
протяжении многих лет приглашают в страну мигрантов, и профессия дальнобойщика
у них очень востребована, водители нужны во всех провинциях. Не забывайте о
США: вы можете выиграть гринкарту, и тогда при переезде туда у вас уже будет
профессия. В США и Канаде работа водителей хорошо оплачивается и считается
более престижной.