О зарплате, обманах, опасностях в дороге, личной жизни и
проститутках.
Многие белорусские мужчины задумываются о том, чтобы сменить
свою работу на работу дальнобойщика. Прельщает их не столько романтика больших
дорог, сколько высокие, по меркам нашей страны, зарплаты.
Но так ли велики заработки и так ли хороша эта работа, как
представляется, а также какие опасности подстерегают водителя рассказал
барановичский дальнобойщик с шестилетним стажем Владимир (имя по просьбе героя
изменено).
С буса – на фуру
Раньше я работал водителем в Барановичах – развозил продукты
на бусе. Зарплата, по меркам нашего города, была вроде неплохая, но денег все
равно не хватало. Поэтому я решил пойти в дальнобойщики. Отучился на
водителя-международника, но брать на работу без опыта меня никто не хотел.
Тогда я обратился за помощью в одно из столичных кадровых
агентств, и вскоре меня пригласили на собеседование в латвийскую фирму, которая
брала на работу водителей без всякого опыта. Вскоре я уже забирал в рижском
порту свой первый груз.
Страшно было до ужаса, но что делать – ехал.
Сложное начало
Первые месяцы самостоятельной работы – самое сложное. Ты
ничего не знаешь: ни как крепить груз, ни как правильно заполнять документы, ни
как
Конечно, в теории, окончив курсы водителя-международника, ты
должен все это знать. Но на практике ты приступаешь к работе
малоподготовленным. На фирме тебя закрепляют как стажера за опытным водителем,
едешь с ним один-единственный рейс, за который мало что можно успеть узнать.
Приезжаешь, сдаешь экзамен – все, ты самостоятельный водитель.
Между тем нюансов, которые нужно знать, очень много. К
примеру, когда мне в кассе фирмы выдали деньги на первый рейс, я понятия не
имел, для чего они нужны. Потом от коллег узнал, что они «ускоряют» прохождение
российской границы.
Или ехал я однажды по навигатору и загнал машину в песок по
самые баки (кто же знал, что для фуры им тоже нужно уметь пользоваться).
Пришлось вызывать эвакуатор.
Получилось, я даже рейса не сделал, а с меня уже 100 евро за
эвакуацию высчитали.
Со временем стало проще. И я понял, что нужно не бояться
спрашивать, если чего-то не знаешь.
Расплата за неопытность
В первой своей фирме я продержался недолго – месяца три.
Дело в том, что трудоустройство мое пришлось на межсезонье, когда работы в
принципе немного, а я – молодой и неопытный – и вовсе по полторы-две недели мог
сидеть без работы. Естественно, денег тогда я не получал.
Был и еще один нюанс. В фирме, куда я устроился, был
установлен норматив по расходу топлива. Если ты его превышал, разницу у тебя
высчитывали из зарплаты. Но прикол в том, что, когда приходил молодой неопытный
водитель, ему давали старую убитую машину, на которой вписаться в этот норматив
было невозможно. Поэтому регулярно у меня высчитывали из зарплаты деньги за
перерасход топлива, а это могло быть и 600 долларов в месяц. Жаловаться и
доказывать что-то было бесполезно.
В общем, после того, как в очередной раз застрял на две
недели без работы, я психанул, сел в автобус и уехал домой. Обратился к
знакомому, который работал на крупного перевозчика в Беларуси, и он помог мне
туда устроиться.
Коллеги
Обман есть всегда. И пока не наберешься опыта, всегда и
будет. Обмануть пытаются не только работодатели. За коллегами тоже нужно
смотреть. Передает тебе напарник машину. Говорит, что все с ней хорошо.
А ты потом начинаешь ее внимательнее осматривать: там колесо
порезано, там что-то погнуто, тут что-то поцарапано. И если ты своего коллегу
не сдашь, все это повесят на тебя, высчитают из зарплаты.
Быт
Жизнь в дороге вызывает некоторые неудобства. Но я к ним,
честно говоря, привык. Если с туалетом проблем нет: он находится на каждой
заправке, то с душем посложнее.
Душевые кабинки есть на больших паркингах. Не бесплатно,
конечно, зато выходишь чистым и свежим. А вот когда «подвисаешь» где-то без
доступа к благам цивилизации, приходится выкручиваться. Летом, к примеру,
многие водители возят с собой специальную канистру с краном, чтобы можно было
из нее помыться.
Спать в кабине вполне удобно. В холодное время не
замерзнешь: в машине установлен автономный отопитель, который работает от
солярки. Выставляешь нужную температуру – и тепло. А вот летом, в жару, хуже.
Особенно, если всю ночь работал, а днем встал на отстой. Единственное спасение
от жары в кабине – автономные кондиционеры. Но удовольствие это дорогое и не
каждый работодатель готов тратить такие деньги ради удобства водителя.
От одиночества в рейсе спасает компьютер: на стоянках
смотришь фильмы. Да и интернет сейчас есть везде: купил симку – и связь с домом
есть всегда, поэтому терпимо.
Опасная профессия
Моя самая нелюбимая страна – Венгрия. Даже не могу объяснить
почему. А вообще в Европе везде нужно быть внимательным и предусмотрительным:
такого ворья я еще не видел. У меня самого несколько раз сливали солярку,
причем иногда просто в ноль. Одну заправку в Польше я до сих пор стараюсь
объезжать стороной, так как там топливо воруют постоянно и полиция с этим
ничего сделать не может. А моего коллегу однажды в Италии обокрали средь бела
дня, пока он ходил подавать документы на таможню.
Говорит, поставил машину в людном месте, буквально через
дорогу, а когда минут через пятнадцать вернулся, обнаружил, что дверь вскрыли и
все ценное из кабины украли, включая новый ноутбук. Водитель тогда за один рейс
«попал» на 1200 евро.
Еще слышал, дальнобойщиков газом «травят»: пока водитель
спит, пускают в кабину газ и выносят все ценное. Мне, к счастью, с таким
сталкиваться не приходилось. Но последний год на всякий случай вожу с собой в
машине перцовый баллончик. Пока не пригодился и, надеюсь, не пригодится.
Личная жизнь – под фурой
Когда человек думает, мол, поезжу года четыре, заработаю
денег и «спрыгну» с этой работы, он сам себя обманывает. Потому что «спрыгнуть»
на самом деле сложно. Многие привыкают к такому образу жизни. Но не каждая
женщина готова ждать мужа по два месяца. Она ведь не за дальнобойщика замуж
выходила.
Жены начинают ставить ультиматумы, а мужик садится и думает
– как вас кормить, ведь запросы-то уже успели вырасти, а идти на завод – не
вариант, зарплаты не те. Часто даже самые счастливые и благополучные семьи
распадаются. Особенно молодые.
О продажной любви
Существует стереотип, что все дальнобойщики бегают по
проституткам. У меня регулярно об этом спрашивают, а когда отвечаю, что мне это
неинтересно, не верят: неужели ни разу проститутку не брал? Брал, говорю. Один
раз. Стояла в мороз в три часа ночи под Борисовом замерзшая, пожалел и подвез
до Минска. Все на этом! Да, некоторые мои коллеги, в том числе женатые,
пользуются услугами проституток. Но для меня это как-то «фу».
О смене профессии
Я бы бросил эту работу, если честно. Потому что здоровья уже
нет: от частых ночных переездов зрение садится, давление скачет, спина и шея
болят так, что никакие врачи не помогают. Хотелось бы заняться своим делом, но
пока на это нет денег. Да и понимаю, что другая работа пока не вариант. Но для
себя я решил, что больше не хочу работать на белорусских перевозчиков.
Последние два года я жил в бешеном темпе. Приезжал домой из
рейса, чтобы принять душ, переодеться и ехать в следующий рейс. А если и
выдавались выходные, я не мог заняться своими делами, потому что нужно было
чинить машину.
Поэтому сейчас устраиваюсь на работу в Литве. В Европе более
цивилизованно. Бывают, конечно, и там исключения, но в основном там строго
следят за соблюдением того же режима труда и отдыха. А не как у нас:
загружаешься «на магните» (то есть тахограф показывает, что ты спишь, хотя на
самом деле работаешь), границу проходишь – так же.
На многих фирмах водители помимо собственной чип-карты,
которая вставляется в тахограф и показывает график его труда и отдыха, имеют
вторую карту, оформленную на другого человека. Это чтобы один водитель вместо
положенных восьми-девяти часов в день мог проводить за рулем по 14, вставляя в
тахограф разные карты.
Мне неинтересно уже так работать. Я не хочу больше гробить
свое здоровье и сдохнуть в 40 лет. Хочется нормальных условий труда. Чтобы за
работу платили посуточно, а не как у нас, когда ты три дня сидишь в ожидании
загрузки – не дома, но еще и не в рейсе – и не получаешь за это ни копейки.
Совет бывалого
В Беларуси многие мужчины стремятся в дальнобойщики. Думают,
пришел – и деньги с неба на тебя посыпались. Но никто не думает, каких нервов и
здоровья требует эта работа. Между тем я сам не раз видел, как люди после
первого же тренировочного рейса бросали машину и уходили.
Чтобы работа дальнобойщика действительно приносила
удовольствие и материальный достаток, нужно стараться устроиться в нормальную
фирму, желательно за границей, и быть наглее. Потому что только с наглостью
можно выбивать из работодателей деньги. Иначе будешь пахать как вол за
небольшую зарплату, гробя свое здоровье и постоянно недосыпая.