Водитель и владелец небольшой транспортной компании
рассказывает о своей работе и перспективах развития бизнеса.
С предпринимателем Александром Климашовым беседовал
ведущий передачи "Техосмотр" Владимир Гаврилов.
— Я родился в 1978 году в городе Байконур, тогда он
назывался Ленинск. Космодром, откуда советский народ шагнул в космос. На той
самой площадке меня принимали в пионеры. 90% мальчиков из таких военных городов
поступали в военные училища, эта доля коснулась и меня. Большинство выпускников
моей школы попало в академию Можайского, но меня определили в училище
химической защиты. То есть я химик-дозиметрист.
В 2001 году я выпустился – это были не самые лучшие времена.
Из армии я уволился через год, и жизнь на гражданке оказалась не такая
радужная, как снилось молодому офицеру. Никто меня не ждал, не торопился
предоставить миллионную зарплату.
Пришлось искать работу, и так получилось, что я стал
водителем ГАЗели. Тогда перевозочный бизнес активно развивался. У многих были
машины, и заработки были очень даже достойными.
Владельцы фур чуть ли не за несколько поездок
зарабатывали на квартиры, да и на ГАЗелях были приличные зарплаты.
Помню, что поменял старую машину на абсолютно новую
буквально за полгода – заработал деньги, поехал в Нижний Новгород на завод и
купил.
То есть первая машина была не наемная, а твоя?
— Я работал на фирму, и когда фирма решила избавиться от
старой машины, я её выкупил и стал работать на себя. Я тогда боялся,
советовался с опытными товарищами. Но заметная разница между доходами в армии и
на вольных хлебах, ощущение денег в руке сильно стимулировали. Я продолжал
работать, и в скором времени купил еще одну ГАЗель.
Через какое-то время я стал понимать, что рынок начал
укрупняться, а ставки пошли вниз. Заработки уменьшились. В тот момент я на фуру
не замахивался, да и сейчас не замахиваюсь – у меня и категории необходимой
нет. Обратил своё внимание на пятитонники.
Нужно было сделать выбор. Про марки я ничего не знал,
ориентировался в первую очередь на цену. В авангарде тогда шли китайцы – они
были дешевыми, но меня оттолкнули их вид и отзывы, а еще двигатели Cummins, с
которыми у меня были не очень хорошие истории. Не хочется проводить время в
ремонтах, хочется, чтобы машина работала.
Времена сейчас не лучшие, но от машины я избавляться не
хочу.
Я покупал свой Hino в 2014 году, и если сравнивать её старую
цену с нынешней, подорожание произошло колоссальное. Периодически работаю на
ней в качестве водителя.
Всего у меня три автомобиля, все – Hino трехсотки. Разница
лишь в годах выпуска. Остановился на этой марке, потому что понравился внешний
вид – тогда я даже не знал, что она принадлежит Toyota.
В этих машинах мне нравится дизайн. Видно, что человек,
который их проектировал, знает, как чувствует себя водитель за рулем. Вспоминаю
ГАЗель – у меня все время складывалось ощущение, что ее конструктор ни
километра на ней не проехал. А здесь все сделано для людей.
Технически азиаты вообще отличаются простотой. Здесь даже
есть футорки на колесах. Машина очень простая. Если двигатели идут в ногу со
временем, то во всем остальном японские инженеры не торопятся. Возможно, все
новинки они оставляют у себя на рынках, а в страны третьего мира отправляют то,
что их потребитель уже не сможет воспринять.
Не холодно ли в кабине зимой?
— В холодное время года в этой машине нереально находиться.
Двигатель должен постоянно работать, но на холостых он остывает, поэтому
все устанавливают отопители, например, «Планары». Они отлично себя
зарекомендовали, пользуемся уже не первый год, и даже в самые сильные морозы с
ними вполне нормально ночевать. Это достаточно распространенная практика среди
российских перевозчиков, поскольку
пятитонники хоть и предназначены для внутригородских
перевозок, но часто используются и на межгороде.
Планируешь дальше развиваться, покупать новые машины? Или
ты чувствуешь что какая-то задница наступает, и нужно искать другие варианты?
Этот бизнес будет приносить доход?
— Мне кажется, что сейчас у нас в стране ничего не делается
для упрощения ведения бизнеса. Процентные ставки в банках и по лизингу не
уменьшаются, и для небольшого перевозчика покупка новой техники с такой
рентабельностью нереальна.
Я вижу, что на рынке постоянно появляются новые модели. Все
производители обновляют свой модельный ряд, даже КАМАЗ с какой-то новой
«мордой» ездит. Но ситуация такова, что новые машины могут себе позволить либо
крупные, либо аффилированные с государством компании, имеющие гарантии и
надежный бизнес-план.
Техника недешевая, и если у тебя нет четкого
представления о том, когда ты начнешь зарабатывать и выйдешь плюс, покупать
машину нельзя.
Поэтому люди ездят на том, что есть. Заказчикам все равно,
на чем груз поедет – на машине, которой 15 лет или на свежей. Люди не начнут
покупать технику просто из-за любви к ней, тем более коммерческую.
Перегружаешь?
— Нет, это принципиальная позиция.
Самое большое плечо?
— Ездил из Москвы в Крым и в Новосибирск.
Как тут ночевать? Сиденье жесткое...
— Для этого есть специальные туристические матрасики.
Некоторые водители покупают спальные мешки. Подушки берут… голь на выдумки
хитра! Мы сшили специальные занавески, как на фуре, и когда окна
загораживаются, создается уютная атмосфера. Можно раздеться и спокойно отдыхать
– вполне терпимо, ничего страшного нет, если рост не высокий. У меня рост 1.74,
я сплю, не поджимая ноги.
У тебя есть дети?
— Нет.
Будет сын, предположим. Порекомендуешь заняться этим
бизнесом?
— Нет. Если он спросит моего совета, я скажу, что надо
обучиться чему-то более технологичному.
Конечно, у каждого своя судьба, не каждому дано быть
ученым или бизнесменом, нужны и водители, и продавцы. И всё-таки мне кажется,
что надо идти в более интеллектуальную сферу, чтобы зарабатывать деньги не
таким тяжелым трудом.
В плане водительского интереса – работа по России мне не
очень симпатична, потому что у нас отсутствует внятная дорожная инфраструктура.
Условия работы нельзя назвать комфортными. Если советовать быть водителем, то,
наверное, надо как-то повышать квалификацию, ехать работать в Европу. Там и
техника новая, а на старых машинах никто тебе не позволит ездить. А здесь у
тебя и вариантов других не будет.
Пусть у тебя будет сын, который будет делать то, что
захочет и при этом зарабатывать нормальные деньги. А потом помогать своему
престарелому отцу. Удачи!