Пока полмира
сидит на карантине, водители-международники продолжают свою работу и
поддерживают жизнь падающей мировой экономики. Автобизнес поговорил с ними о
том, как дальнобойщики в сложившихся условиях водят фуры и берегут себя от
коронавируса.
После
публикации stories в нашем Instagram с просьбой откликнуться
водителям-дальнобойщикам для интервью нам написали более 40 (!) водителей. К
сожалению, со всеми поговорить мы физически не смогли, но публикуем выборочно
их рассказы. Один из них прозвал свою братию "бессмертными":
"Вирус бушует, а мы продолжаем ездить, несмотря ни на что".
"Страшнее
ехать домой. Как мне кажется, здесь больше шансов подцепить вирус"
Алексей,
26 лет: "Работаю водителем международных перевозок. Основные
направления в данный момент - Германия, Франция, Испания, Италия. Причем в
связи с пандемией рейсов в Италию стало даже немного больше. Трудности были в
основном в первые дни, когда страны закрывали свои границы, пришлось сутки
провести в "колейке" на переходе между Германией и Польшей, где
каждому мерили температуру. Стало в целом немного сложнее попасть в магазин. В
Италии вход по талончику, как в банках в кассы. На входе бесплатно можно
взять одноразовые перчатки, воспользоваться антисептиком.
На
загрузках/выгрузках везде установлены ограждения для безопасного расстояния,
практически везде есть антисептики. Многие загрузки проходят бесконтактно.
От коллег точной информации не слышал, чтобы кто-то заболел. По приезде в РБ
все сдают, по крайней мере мои знакомые, тесты на Covid-19. В целом люди в
Европе на 95 процентов всегда в масках и перчатках в общественных местах. Скажу
больше: страшнее ехать домой. Как мне кажется, здесь больше шансов подцепить
вирус. Белорусы совсем страх потеряли: ходят без масок, дистанцию не соблюдают,
антисептиком не пользуются".
"В
Литве, когда узнали, что я водитель, просто пропустили вперед очереди"
Игорь, 29
лет: "Моя компания работает практически во всех странах Европы,
занимаемся международной доставкой грузов. К счастью, последнее время в Италии
не приходилось быть, но по другим странам Евросоюза и России езжу. Сейчас
водители вынуждены сталкиваться с невидимой опасностью в силу своих
профессиональных обязанностей. Но ввиду того что характер работы разъездной,
имеем ряд неудобств, из-за которых работать стало немного неприятно. К примеру,
из-за пандемии попасть в душ очень тяжело.
Если в Европе
к водителям относятся с пониманием, то в Беларуси или России об этом никто не
думает. В Европе нет никаких проблем, в душ вы все равно попадете. В Германии
водителям вход в туалеты стал бесплатным, на некоторых АЗС душ тоже бесплатный,
как и в некоторых других странах ЕС. Люди просто относятся к водителям с
пониманием, ведь на них сегодня возложена ответственная миссия. Мы доставляем
лекарства, продукты, медицинские маски и др. Но вот вчера возле
Санкт-Петербурга был вынужден переплатить за душ практически в 5 раз, чтобы уговорить
администратора стоянки. Это просто ужас.
По поводу
питания как в Европе, так и в России, если и работает кафе, то это будет режим
"только с собой". Прием пищи запрещен в таких местах. Форс-мажорных
ситуаций практически не было, за исключением огромной очереди, которая
собралась на границе Германии и Польши - больше 50 километров. Все это из-за
тех мер, которые ввела Польша для въезжающих в страну.
Очень
заметно, как люди относятся к пандемии в Европе и в наших странах.
Там каждый соблюдает дистанцию, обрабатывает руки, носит средства защиты.
А у нас, если ты в маске и перчатках, на тебя смотрят как на инопланетянина. Я
сейчас выгружался в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день это третий город в
России по количеству зарегистрированных случаев Covid-19, но здесь
считают, что только водитель обязан использовать средства защиты, дистанцию не
соблюдает никто.
Границы
сейчас проходить немного сложнее из-за ряда ограничений, которые вводят
сопредельные государства. В Беларуси не хватает мест для парковки - тех мест,
которые Минтранс предлагает для транзитного транспорта, просто недостаточно для
всех автомобилей. Ты встаешь вынужденно на другой паркинг, начинаешь отдыхать,
но приезжает ГАИ либо Транспортная инспекция и просто прогоняет тебя в лучшем
случае с такого паркинга. Как я и говорил, отношение к нам не самое лучшее.
Сейчас еще во многих компаниях снижают оплату труда водителей, мотивируя это
сложным экономическим положением.
В итоге
получаем, что водитель вынужден подвергать себя опасности, а также опасности
подвергается и вся его семья. К счастью, никто из моих знакомых не болен. Но я
использую антисептик, маски медицинские, стараюсь не посещать места больших
скоплений людей.
Во многих
странах, которые осознают важность нашей работы, проводится акция
#спасибоводитель. В Германии видел своими глазами, как обычные люди просто
аплодировали водителю, который доставил продукты в магазин. В Польше встретил
на мосту баннер, на котором выражены слова благодарности дальнобойщикам. В
Литве, когда узнали, что я водитель, просто пропустили вперед очереди".
"Коллегу
оштрафовали на 600 евро в Италии за то, что шел по городу в магазин во время
запрета"
Сергей, 28
лет: "В данный момент нахожусь в Германии. За последний месяц был в
Польше, Германии, Нидерландах. В местах скопления людей введены ограничения.
Например, на АЗС может находиться только один человек в торговом зале и один у
кассы. В продуктовых магазинах ограничения только по расстоянию между людьми
около касс - нанесены линии разметки. По возможности просят рассчитываться
картой. В ресторанах фастфуда зал закрыт, заказ доступен только через окно. В
некоторых продуктовых магазинах стоит сотрудник, который наносит вам на руки
антисептик, в других местах скопления людей есть стойка, на которой лежат
перчатки, маски и антисептик.
В РФ тоже
может быть так, но не так массово. При проезде из Беларуси в Польшу на
белорусской стороне в здании таможни висят объявления с просьбой использовать
защитные маски. На польской стороне пограничники измеряют температуру одним или
двумя электронными термометрами. При подаче документов в таможню у поляков
обязательно нужно надевать маску - без нее не оформляют. И заходят по одному
человеку на окно. Вдоль окон натянута лента или цепь, поэтому подача в окно
происходит на расстоянии вытянутой руки.
При
прохождении границы из Польши в Беларусь на белорусской стороне также измеряют
температуру. Некоторым дают анкету, в которой нужно указать свои данные, чтобы
в случае чего они могли отыскать человека. Также есть очереди из легковых и
грузовых автомобилей на границах из Германии в Польшу. Спрашивают про
самочувствие и выборочно меряют температуру. В целях защиты надеваю маску и
перчатки, на загрузках и выгрузках в ЕС и СНГ требуют надевать. Также пользуюсь
антисептиком до и после посещения магазинов и АЗС.
Из коллег
никто не болел. С загрузками в ЕС немного усложнилась ситуация, некоторые из
постоянных клиентов временно перестали работать. Естественно, с загрузками в Италии
сложно. Форс-мажорных ситуации не было, но коллегу из фирмы оштрафовали на 600
евро за то, что шел по городу в магазин во время запрета.
В целом в
перечисленных странах ситуация более-менее спокойная, каких-то запретов для
нерезидентов нет. Таблеток и всего остального в магазинах полно, пустых полок
не видел.
При въезде в
РБ из ЕС дают подписать уведомление с требованием покинуть территорию РБ до
конца дня, следующего за днем получения уведомления. У водителей возникает
много вопросов по этому поводу. К сожалению, никто не может дать ответы на эти
вопросы, лишь указывают на то, что если не покинуть территорию, то грозит штраф
по статье 23.4 КоАП".
"Почему
наш народ до такой степени не понимает всей проблемы?"
Владимир,
42 года: "Работаю в одной из польских компаний. Постоянно ездил по
маршрутам Северная Италия - Польша - РФ, Испания - Польша - РФ, Германия - РФ.
Основной перевозимый груз - автошины и продукция компании Ferrero. После
введения ограничительных мер проходили границы ЕС - ЕАЭС дольше лишь первые
дни, а потом все стало на свои места. Очень дотошно проверяли состояние
здоровья поляки на въезд к себе, через некоторое время и белорусы стали хотя бы
измерять температуру.
В местах
выгрузки в РФ тоже очень жесткие требования к водителям в отношении перемещения
по территории заводов либо складов. Кое-где даже выдают на въезде
"сухпай" и привозят обеды. Что касается ЕС, то изменилось лишь то,
что на границах стран появились "колейки" немалые. Допустим,
позавчера стали на границе Румынии и Болгарии на отметке 50,4 километра.
Водители абсолютно адекватно ведут себя в таких ситуациях, стараются минимально
нервничать.
В Италии,
например, стало пусто на дорогах, как в принципе и везде. Сегодня, к примеру,
по Болгарии до границы с Турцией практически все большегрузы ведут в конвое со
скоростью 60-70 километров в час.
Что касается
безопасности водителей, то тут однозначно могу ответить, что
мы практически самый защищенный контингент. Компания обеспечивает всем:
масками, перчатками, антисептиками. Проходимость нашего рабочего места (кабины)
сведена к абсолютному нулю всегда. На загрузке/выгрузке требуется лишь открыть
двери прицепа и сидеть или лежать в кабине. На таможнях строгое требование:
маски, перчатки, дистанция. Везде стоят антисептики. Еда в еще открытых кафе
только в одноразовой посуде навынос.
Выполняя все
эти правила, я поражаюсь лишь одному: почему наш народ до такой степени не
понимает всей проблемы? Брейн-ринги устраивают с огромным количеством
участников в одном небольшом помещении, гуляют с маленькими детьми в парках,
кормят лебедей. Что же касается нас, дальнобойщиков, то мы, как и все, просто
выполняем свою работу..."
"У
нас тут своя самоизоляция - в кабине тягача"
Роман, 32
года: "Автобаны сейчас стали более-менее пустыми. Легковых авто мало.
Европа изолирована. Меньше заторов, и за день ты проезжаешь значительно больший
километраж, чем раньше. Завтра буду грузиться в Берлине. Заправки работают, но
стоят защитные стекла. В руки передавать ничего нельзя. Работаем в штатном
режиме, все нормально. Полиция сильно не трогает, относится с пониманием. По
защите нам выдали перчатки, маски, антисептик, защитный костюм и очки. На
загрузку-выгрузку надо надевать.
Очень странно
на белорусской стороне: таможня дает 2 дня на транзит, после чего ты должен
покинуть территорию РБ. Их не волнует режим труда и отдыха. А потом поедешь в
Европу и заплатишь большой штраф или в России, если нарушишь. Специально
провоцируют на нарушение режима труда и отдыха. Никто не заболел в фирме, из
друзей и знакомых тоже. Мы находимся в кабине, это наш дом. Мы толком и не
выходим, ни с кем не контактируем. У нас тут своя самоизоляция - в кабине
тягача".
Андрей, 39
лет: "Мое направление - в основном Италия, иногда Германия. Ездил я
последний месяц в Италию, проехал ее всю. Мне одному из первых проверили
температуру на границе Литвы и Беларуси. Белорусские медики замерили
температуру, поинтересовались самочувствием. Анализы не брали, но знаю, что у
моих коллег брали. Хотя многие дальнобойщики сами бы сдавали с удовольствием.
Заболел ли кто-то из дальнобойщиков коронавирусом, не знаю, пока не столкнулся
с этим. Впечатления от Италии - пустые дороги и автобаны. Частных авто мало.
Больше попадались катафалки премиум-класса, переделанные из Maserati и Bentley.
Они выделялись среди грузовых автомобилей.
На 30-40
процентов упал грузовой поток. Германия более активно двигается. Но в города мы
не заезжаем, многого не видим. Чехия - больше людей в масках, меньше людей на
улицах. Что касается Польши, то она двигается, но уже меньше по сравнению с
Германией. Пользуюсь масками, антисептиками. Что интересно, на выгрузке в
Италии администрация прячется, ходит в масках. Окна открывают на маленькие
щелки. А работники на складах - без масок и перчаток. В общем, относятся
халатно. Потом был в Германии. Нигде не останавливали, ничего не проверяли.
Стараются нас не трогать. С одной стороны, это и хорошо. Целую страну можно
проехать - и рабочего времени хватит. Мы реально идем транзитом и быстро".
"Лучше
в перчаточках ходить. Перчаточки спасут мир"
Владимир,
33 года: "В этой командировке - Германия, Франция и страны Бенилюкса.
Паника больше всего чувствуется в Италии, Австрии и Польше. Первые дни были
огромные очереди на границах, мы заполняли анкеты, нам мерили температуру.
Сейчас паникует Франция, в магазин чтобы попасть, нужно на улице очередь
отстоять. В крупные сетевые магазины пускают партиями по 4-5 человек. А вот
Бельгия и Голландия без паники как катались на велосипедах, так и катаются, как
гуляли по улице, так и гуляют. Сейчас на границах в Европе все легковые машины
останавливают, проверяют документы. Нас на грузовиках пропускают вперед, не
трогают. Единственное, что неудобно, - некоторые заправки во Франции первое
время закрывали душ, говорили, что делали дезинфекцию. Германия сделала туалеты
бесплатными.
На погрузках,
которые касаются пищевой промышленности, перестали пускать на погрузку для
контроля груза на повреждения. В Голландии и на пивзаводах Баварии нужно
заполнять анкету и мерить температуру. На химических заводах, касающихся
продуктов питания (глюкоза, сухое молоко), меряют температуру, выдают маску и
перчатки. Прежде чем получить документы, говорят, что руки нужно
продезинфицировать. Везде поставили дозаторы с дезинфекторами.
Это фото в
первые дни, когда Франция объявила о карантине, - люди скупили макароны... Но
особо дефицита продуктов я не увидел. Моя защита от вируса - это витамины.
Лимон, кстати, сегодня покупал по 93 цента за килограмм".
Алексей,
26 лет: "Ничего, собственно говоря, не поменялось. Контроль только
более жесткий, везде меряют температуру. Дороги опустели - стало приятнее
ездить. Люди волнуются, переживают. Блок-посты сейчас везде. Пропали загрузки,
конечно, простаиваем иногда. Россия на карантине. Но со временем работа
появляется. Самое главное - обработал руки, поговорил, сел в кабину, снова
обработал руки. Руки надо обрабатывать постоянно и не трогать лицо. Лучше в
перчаточках ходить. Перчаточки спасут мир".