0
04:27

Белорусский перевозчик о закрытых границах: неразбериха и мало информации

Все проверяющие на границе в перчатках, общаются с водителями на приличном расстоянии, при этом нервничают и сотрудники служб, и сами водители.

Границы, которые раньше проходили за 15 минут, большегрузы сейчас не могут преодолеть часами, описывает новую ситуацию, которая возникла в связи с коронавирусом и реакцией на него многих стран директор одной из транспортных компаний Дмитрий Воронцов.

У него 40 автомобилей, среди клиентов есть и крупные белорусские предприятия уровня МТЗ и "Атлант", но компания возит грузы и для предприятий России, Азербайджана, Венгрии, Грузии. Причем работает и на внутренний рынок, и транзитом. В настоящее время большегрузы Воронцова можно встретить от Красноярска до Амстердама и от шведского Гетеборга до Баку.

"Например, сейчас две наши машины стоят на немецко-польской границе. С вечера стали и не могут пройти – стоят в колейке. Каждая сторона ставит свои границы, и мы там стоим, не можем пройти", – рассказывает Воронцов.

С распространением COVID-19 в Европе часть стран ввела ряд ограничительных мер, в том числе запрет на въезд для иностранцев. Официально подчеркивалось, что грузоперевозок эти ограничения не касаются. Что на самом деле происходит на закрытых границах и что будет дальше с грузоперевозками, Sputnik обсудил с директором компании.

Нервничают все

Люди нервничают, что становится основной проблемой в этой ситуации, признается Дмитрий. Причем нервничают и водители, и те, кто их проверяет.

"Основные сложности, которые сейчас есть, – это, прежде всего, тревожное настроение, причем со всех сторон. Вторая проблема – это, конечно, граница. Нас пропускают, но очень-очень-очень медленно. Мы сутками проходим границы, которые раньше проскакивали за 15 минут", – говорит Дмитрий.

Кроме того, появились ограничения по переходам – не везде пропустят транзитников – и по маршрутам следования.

"У нас сейчас грузилась машина в Любляне, Словения, и мы очень переживали, потому что словенцы полностью перекрыли транзит через Италию и Венгрию. И мы переживали, что нас не пустят, что у нас будут проблемы. Но, слава богу, венгры нас пустили, но на границе Словении и Венгрии сейчас стоит патруль, проверяет документы у водителей и ставит проезд только в определенных точках. Разрешено движение только по двум дорогам, другого пути нет. По другим дорогам нельзя, невозможно. Прямо на машину клеится наклейка, и, соответственно, машина по другому пути идти не может", – рассказывает директор компании.

Крюк пришлось накануне делать машине, которая пыталась пересечь литовско-латвийскую границу.

"Мы не смогли пройти в Литву, потому что нас не пропустили на стандартном переходе, заставили идти через другой переход – транзитный, для транзитных машин", – рассказал Дмитрий.

На Россию пока проезжаем

На вопрос, какие направления сейчас видятся самыми проблемными, Дмитрий затрудняется ответить. Говорит, непросто стало везде.

"Германия-Польша – очередь, Беларусь-Польша – очередь, Беларусь-Латвия и Литва – очередь. На Россию пока проезжаем. В Азербайджане пока более-менее нормально. А вот Грузия объявила полный карантин. У нас сейчас машина идет на Грузию, мы звонили туда, уточняли, что дополнительно нужно для передвижения, но пока нам доступно никто не может объяснить. Еще одна проблема состоит в том, что никто ничего толком не знает, никто не понимает, что мы должны делать, никто – ни транспортная инспекция, ни ассоциации (перевозчиков – Sputnik). То есть все разводят руками. Это хуже всего", – говорит Дмитрий.

Каких-то специальных требований к водителям, перевозящим грузы, страны, которые ввели карантин, не предъявляют. Но формат общения на границах явно изменился.

"Водителей из машин не выпускают. Идет визуальный осмотр транспортного средства, но службы стараются меньше контактировать. Водители рассказывают, что все специалисты обязательно в перчатках и стараются держаться на расстоянии, чтобы не было прямого контакта", – говорит Дмитрий Воронцов.

Кроме того, ряд стран стали закрывать глаза на режим работы дальнобойщиков – к примеру, Швеция, Чехия и Австрия, по словам Дмитрия, объявили о либерализации рабочего времени для водительского состава, чтобы они быстрее покинули страну.

"Если вчера жесткие условия заставляли водителя экономить каждую минуту и даже заранее заезжать на стоянку для отстоя, то сейчас мы можем иметь дополнительные час-полтора лишнего времени, чтобы проскочить границу и выйти из страны", – рассказывает директор компании, которая специализируется на перевозках.

Что будет дальше

Водители Воронцова от работы не отказываются, хотя он предложил уйти в отпуск тем, кто не хочет рисковать. Желающих пока нет. Зато стали звонить те водители, которые до недавнего времени сотрудничали с польскими, литовскими и российскими компаниями. Они работают вахтовым методом, и те, кто в момент закрытия границ был дома, теперь не могут вернуться на работу.

"Поляки считают так: если ты водитель грузового автомобиля, ты должен находиться в грузовом автомобиле. Остальные все перемещения – это туризм. И сейчас их не пускают. Они уже начинают думать, звонить бывшим белорусским работодателям и спрашивать, а можно ли трудоустроиться, потому что понимают, что эта ситуация продлится не один месяц, а два-три-четыре... А нужно же семьи кормить", – рассказывает Дмитрий Воронцов.

Прогнозировать ситуацию со спросом на перевозки директор компании не рискует, но допускает, что работы у него может стать меньше.

"Сегодня сложно говорить, что будет дальше. Понятно, что перевозки уменьшатся, но, я думаю, и количество машин уменьшится. Знаю, что некоторые мои коллеги ставят машины, потому что не могут в этой ситуации", – говорит Дмитрий.

Однозначно будут сложности и очереди на границах. Наверняка станет больше проверяющих органов, возможны и трудности с наличием свободных грузов, предполагает он.

"Мы понимаем, что сейчас основные грузы – это будут продукты питания, медикаменты и товары народного потребления, от которых зависит жизнедеятельность человека. Товары второго плана уйдут – их никто не будет ни приобретать, ни возить, поэтому количество грузов уменьшится однозначно. Я не знаю, как долго продлится эта ситуация, но аналитики прогнозируют, что это может растянуться до июля-августа", – сказал директор.

Источник: https://sputnik.by

Профессиональное мнение

читать больше