Эпидемия
коронавируса принесла колоссальные убытки глобальной экономике в целом и
практически всем отраслям в частности. Транспортно-логистический сектор
столкнулся с вызовами и ощутил на себе ущерб от пандемии одним из первых.
По
этой причине мы попросили представителей белорусских компаний поделиться с читателями Transportal опытом
работы в условиях распространения коронавируса и прогнозами развития ситуации в
будущем.
В
транспортной компании «ГлавДоставка» считают, что в
сложившейся эпидемиологической ситуации изменялся и адаптировался каждый
бизнес:
«Основное
направление деятельности нашей организации – перевозка сборных грузов по
Беларуси, в/из стран СНГ.
Первое,
с чем столкнулись – закрытие границ с Россией.
Нашим
клиентам стало сложнее импортировать и экспортировать товары, у большинства
продажи упали.
Для
поддержки клиентов мы запустили несколько акций по направлениям Москва,
Санкт-Петербург, Смоленск. Этим нам удалось привлечь часть клиентской базы,
которая ранее возила товары из/в России, пользуясь услугами ИП либо
транспортных компаний, загружая всю машину.
Благодаря
акциям ценовой диапазон выровнялся, наши сроки стали лучше.
Во-вторых,
из-за карантинных мероприятий и сокращения интервалов работы клиентов,
находящихся в РФ, стало сложнее организовать процесс доставки грузов.
После
снятия ограничений мы прочувствовали увеличение перевозимых объемов.
В-третьих,
возникли сложности с организацией производственных процессов в условиях
пандемии.
Мы
ввели режим удаленной работы для офисных сотрудников. Сотрудникам склада
работать удаленно невозможно – поэтому наша компания закупила антисептики,
маски, перчатки. Обязательный масочный режим был введен и для водителей,
доставляющих грузы по адресу.
В-четвертых,
мы пересмотрели бизнес-процессы внутри самой компании. Проанализировали
удобство пользования нашими услугами со стороны клиента. Как говорится, «точили
пилу». Запланировали ряд мероприятий по выстраиванию качественного сервиса, некоторые
из них уже реализованы. К примеру, запущен новый удобный калькулятор для
просчета внутриреспубликанских перевозок. Другие интересные решения наша
компания анонсирует и предложит рынку в ближайшее время. Следите за новостями
на сайте и в социальных сетях.
Что ожидает сферу
транспортной логистики в будущем?
По
нашему мнению, качественная логистика в Беларуси еще не развита. Но потенциал
огромный. Фактором развития логистики является экономика.
С
развитием экономики будет активно развиваться логистика, в том числе курьерская
отрасль.
Подтверждением
тому являются компании, которые доставляют товары непосредственным их
потребителям (сектор B2C), а конкретнее – их значительный рост в период
пандемии. Прогнозируем, что этот рост продолжится».
Марина Догодькина,
начальник отдела продаж коммерческих автомобилей Автомобильного дома «Энергия ГмбХ»:
«В
сложившейся ситуации основная цель нашей компании – это проявление заботы,
социальной ответственности и поддержки. Это применимо в равной степени и к
клиентам, и к сотрудникам и их семьям, и к медикам, которые оказались «на
передовой».
Чтобы
уберечь персонал от инфицирования, на предприятии внедрен ряд превентивных
мероприятий, в том числе установлены защитные экраны для клиентоконтактирующих
сотрудников, адаптирован график работы, разрешен формат удаленной работы для
поддерживающих подразделений, все сотрудники обеспечиваются СИЗами и
дезинфекторами. Несмотря на некоторое снижение объемов продаж и сервисного
обслуживания, компания прикладывает много усилий, чтобы сохранить весь
коллектив: ведь на подготовку профессионалов уходят годы! У нас почти 200
сотрудников, а если брать в расчет их семьи – это 450-500 человек. И их
дальнейшее благополучие во многом зависит от действий компании.
Также
наше предприятие присоединилось к инициативе активистов @imenamag и
оказало благотворительную помощь районным больницам. Было закуплено и
передано медикам оборудование, которое используется при лечении пневмонии и в
комплексе с аппаратами ИВЛ, а также средства индивидуальной защиты.
Сейчас
сложно продавать. Поэтому основная задача специалистов по продаже – поддержание
регулярного контакта с клиентами, чтобы уточнить, как ситуация, как настроение,
нужна ли поддержка. При этом стараемся перевести коммуникации в онлайн,
минимизировав личные контакты, чтобы лишний раз не подвергать клиентов риску.
Освоили новый формат – онлайн-презентации, начав с легковой группы и продолжив
легкими коммерческими и грузовыми автомобилями.
В
любом случае скучать не приходится! Появилось время заняться ревизией
процессов, доработкой программных продуктов. Еще один положительный момент –
возобновление производства на всех заводах Mercedes-Benz. Благодаря сохранению
изготовителем производственных цепочек, мы можем предложить нашим клиентам
практически стандартные сроки поставки.
Несмотря
на постепенное открытие границ в Европейском союзе и снятие карантинных мер,
экономический кризис еще только в самом начале. К сожалению, в
краткосрочной перспективе нас ожидает дальнейшее сокращение потребительского
спроса, а вместе с ним и объема грузоперевозок. При этом мы видим, что есть
интенсивно развивающиеся отрасли: онлайн-торговля, производство медикаментов,
продуктов питания. Именно в этих сферах сейчас потенциал для сделок. У граждан
нет иммунитета к вирусу, но у белорусских компаний точно есть иммунитет к
кризисам. И как показывает предыдущий опыт, более слабые уходят с рынка, а
оставшиеся становятся еще сильнее».
Наталья Космач,
учредитель ООО «Сталкер-Медиа»
и директор представительства международной компании «Перформия» в Беларуси
прокомментировала ситуацию следующим образом:
«Наша
компания работала в нише оффлайн-обучения: мы обучаем бизнесменов в сфере
управления персоналом (передаем инструменты международной шведской технологии
PERFORMIA), а также тренируем отделы продаж навыкам ведения переговоров с
заказчиками.
И
уже в конце марта мы ощутили влияния пандемии: оффлайн-обучение просто
остановилось, наши клиенты попали в состояние замешательства, работу отдела
продаж стало невозможно прогнозировать. Все стратегические планы на текущий год
стали нереальными. Наши коллеги и партнеры в странах СНГ (Россия, Казахстан,
Украина) перешли на удаленную работу. И стал актуальным следующий вопрос: как выработать
для себя тактику выживания и работы в данный непредсказуемый период? Если
остановить рабочий процесс полностью, то можно просто растратить резервный фонд
и впоследствии влезть в долги.
И
мы приняли решение – продолжать работать. Не останавливаться. Буквально за
неделю мы оперативно перешли в формат онлайн-обучения. Усилили коммуникацию
друг с другом, начали проводить еженедельные онлайн-координации с партнерами из
других регионов, пересмотрели правила внутри своей компании. Начали оказывать
поддержку своим существующим клиентам: предоставили для них много полезного
бизнес-контента в виде бесплатных обучающих программ. После обучения в
онлайн-режиме у многих клиентов появилось понимание того, как нужно действовать
сейчас, в это непростое время.
На
удаленку наша компания не перешла, сотрудники решили работать в офисе, хотя
каждому была предложена возможность работать из дому. Мы ввели ряд
противоэпидемиологических правил, закупили антисептики, контролировали
температуру у каждого сотрудника. А главное – сосредоточились не на том, как
все плохо и трудно, а на том, как эффективнее работать и как производить больше
полезных продуктов. И в такой ситуации каждый сотрудник взял на себя максимум
ответственности.
Чему
нас учит настоящая ситуация? Ведь можно ничего не делать, ничему не учиться и
ругать всех вокруг, отыскивая виноватых. А можно извлечь для себя полезный
жизненный урок.
Что извлекли мы?
Во-первых:
в сложный период по настоящему можно узнать тех людей, с которыми работаешь бок
о бок. Можно реально измерить уровень мотивации своей команды. Это тот момент,
когда четко видишь и понимаешь – а радеют ли люди за компанию? А готовы они
работать больше, потому что действительно дел становится больше, осознавая при
этом, что финансовый результат непонятен.
Во
вторых: можно оценить свою бизнес-модель и увидеть, насколько она соответствует
изменяющемуся современному миру. Возможно ли с вашим имеющимся
продуктом/услугой и со сложившимся мировоззрением собственника быстро
перестроиться к новым условия так, чтобы работать и получать прибыль?
В-третьих:
мы столкнулись с реальной ситуацией, когда мир меняется в одночасье. И поэтому
важно иметь дальновидность и рассудительность при разработке дальнейшей
стратегии развития бизнеса, взвешивать все риски, действовать обдуманно.
Я
наблюдала за тем, как люди в разных странах мира реагируют на пандемию. И мне
нравится, что наши белорусы не «закрылись» и не стали шарахаться друг от друга,
начали помогать друг другу, участвовать в благотворительных акциях в поддержку
медиков, появилось много онлайн-общения, люди начали искать совместные пути
решения проблем.
Современный
мир – это мир хаоса и неопределенности. И невозможно сейчас предсказать то,
какие события ожидают нас в будущем. Я считаю, что сейчас нельзя надеяться на
то, что вдруг станет все так, как было раньше.
Сейчас
нужно иметь план А (как приспособиться к обстановке, как улучшить свой продукт,
как стать более клиентоориентированными, в чем нуждается рынок и как ему это
предоставить?). И нужно иметь план Б (а если подобная ситуация повторится
снова, как мы сможем жить и работать в этом случае? Что нам не хватает для
этого, и как можно это запустить уже сейчас?)
И
нужно помнить, что, возможно, этот трудный период вам поможет стать сильнее,
сумеет выделить вашу компанию среди прочих равных. Ищите возможности,
взвешивайте свои действия с рациональной точки зрения, укрепляйте свои позиции
и свою команду. И не сдавайтесь!»
В
условиях пандемии коронавируса COVID-19 и нестабильной экономической ситуации, международный холдинг Е100,
более десяти лет являющийся эмитентом собственной топливной карты, старался
поддержать транспортные компании и их работников.
Информационная поддержка
«Первое,
что сделали в Е100 – это обеспечить перевозчиков оперативным и актуальными
новостями. На базе сайта холдинга был создан информационный ресурс E100 Daily (https://e100.eu/ru/blog/koronavirus),
где всегда обновлялись данные об ограничениях, условиях въезда дальнобойщиков в
различных странах, ситуации на границах и многом другом, что позволяло
перевозчикам всегда держать руку на пульсе и оперативно реагировать на те или
иные изменения.
Кроме
новостей сотрудники E100 Daily готовили обзоры, интервью с экспертами, статьи с
тенденциями выхода из экономического кризиса.
Еще
одним источником помощи стала серия вебинаров, которые сотрудники холдинга
готовили для перевозчиков на русском и польском языках.
Так,
представители транспортных компаний смогли почерпнуть важные сведения из
вебинаров «Перевозки нон-стоп во время пандемии: все, что нужно знать при
делегировании водителей в страны ЕС» и «Как избежать штрафов за оплату дорог в
Европе», «Штраф до 10 000 евро за проезд по дорогам. Как этого избежать?».
Обеды для
дальнобойщиков
Осознавая,
что часть общего успеха любой транспортной компании напрямую зависит от
водителей, Е100 еще с середины марта 2020 года стала обеспечивать стоящих в
больших очередях на выезде из страны дальнобойщиков горячими обедами. Только на
подъезде к пункту пропуска «Козловичи» было роздано 400 обедов. В последующем,
аналогичные акции были проведены также в белорусско-польском пункте «Каменный
лог» и на украинско-польской границе «Краковец-Корчева».
Понимая,
что работа водителей-дальнобойщиков в таких сложных эпидемиологических условиях
заслуживает большого уважения и что они, рискуя собой и здоровьем своих
близких, продолжают доставлять товары в зараженные коронавирусом регионы,
сотрудники Е100 в апреле несколько раз выезжали на наиболее популярные станции
холдинга у польско-немецкой границы и раздавали водителям свежие соки и
защитные маски.
Проект Е100 Family
О
водителях и их благополучии в холдинге заботились и ранее, оказывая адресную
помощь дальнобойщикам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Финансовая
поддержка семьям погибших водителей, деньги на реабилитацию после ДТП или
экстренного хирургического вмешательства в случае серьезной болезни водителя и
многое другое. Проект Е100 Family
(https://e100.eu/ru/family)
не остановил свою деятельность и в условиях пандемии. Денежная помощь была
оказана сразу нескольким водителям, на долгое время потерявшим трудоспособность
по состоянию здоровья. Отправить заявку на оказание помощи, как и ранее, может
любой пользователь топливной карты Е100.
Холдинг
Е100 и дальше будет помогать всем своим клиентам пережить эти непростые времена
и как можно быстрее вернуться к нормальной работе».
Какой вывод мы можем
сделать?
Мы
понимаем, что данном материале анализируется и описывается лишь верхушка того
айсберга, с которым белорусскому бизнесу пришлось столкнуться в последнее на
фоне усугубившейся ситуации с коронавирусом.
Однако
вышеперечисленные примеры, советы и рекомендации позволили предприятиям, как
минимум, на первых этапах кризиса отрасли избежать роковых ошибок и ненужных
расходов, а также приготовиться к новым вызовам. Transportal продолжит мониторинг
ситуации в транспортно-логистической отрасли – и обязательно вернётся к этой
теме, если появятся новые вводные для переосмысления ситуации в целом или
доказавшие свою эффективность инструменты для управления рисками в такой
критический период.