Интервью с Федором Ивановичем Боровым - одним из основателей турнира Carrier's Cup,почетным транспортником Республики Беларусь, а также поэтом и членом Союза писателей Беларуси и России
Вот уж правда, «хороший
почин дороже денег». Когда-то, полтора десятка лет назад, в светлые головы
нескольких друзей–перевозчиков, работавших в разных уголках Беларуси, пришла
идея о том, что хорошо бы чаще встречаться. Да не просто так, а чтобы с
интересом и пользой – и для себя, и для других. А поскольку помимо транспортной
работы объединяла их еще любовь к теннису, то и проект оказался спортивного
толка и характера. «Что если организовать свой турнир? Теннисный турнир для
международных перевозчиков?» Мысль понравилась, и… завертелось.
Трудно утверждать, что все
происходило именно так, да и другое важно: родившаяся тогда инициатива выросла,
развилась сегодня в событие для всей транспортной отрасли. И не только
белорусской: понемножку, по чуть-чуть теннисный турнир Carrier’s Cup («Кубок перевозчиков») (а
теперь уже, по сути, мультиспортивные Игры Carrier’s Cup) вовлекает в свою сферу и представителей
иностранного бизнеса, которые с удовольствие приезжают в Минск – поиграть,
пообщаться и оказать партнерскую поддержку. Но всего этого могло не быть, если
бы не увлеченность, энергия и творческий подход к делу одного из основателей
турнира – Федора Ивановича БОРОВОГО. И, кстати, комплимент его творческому
мышлению – не просто так. Многие знают Федора Ивановича как поэта, члена Союза
писателей Беларуси, члена Союза писателей России, почетного транспортника
Республики Беларусь… А мы предлагаем взглянуть на него в спортивном костюме и
кроссовках, с ракеткой в руках.
Так как же все
начиналось?..
Победа
как приятный бонус
–
Федор Иванович, теннисный турнир этого, 2018 года, уже тринадцатый по счету. С
момента, когда перевозчики впервые вышли на корты, чтобы побороться между собой
за звание первой ракетки, прошло, получается, немало лет. А отличается ли турнир
сегодняшний от того, каким он был в самом начале?..
–
Да, отличается, и изменился он очень сильно за прошедшее время. Я бы сказал,
произошла огромная эволюция. Тот, кто участвовал в наших первых турнирах, легко
подметит: изменились и подходы к подготовке этих теннисных соревнований, и сам
формат проведения теннисного Carrier’s Cup. Даже задачи, которые ставились
когда-то и ставятся перед проведением турнира сегодня, несопоставимы.
Когда
мы начинали… Я посоветовался со своими друзьями и коллегами, среди которых Сева
Архипов из брестской компании «Трансконсалт Брест» и Саша Старохатний из
гродненского «КристаллТранса». С этими ребятами мы давно знакомы и в
автомобильном бизнесе работаем, можно сказать, в одной упряжке. И мы решили,
что нужно чаще общаться, чаще обсуждать транспортные проблемы. И тогда было
принято решение провести спортивное соревнование среди тех, кто работает на
транспорте и в сопутствующем бизнесе. То есть создать своего рода спортивный
клуб для перевозчиков. Можно сказать, внутри нашей Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков. И мы воплотили наше желание.
К
тому времени в Логойске были построены корты, на которых я и сам играл. И мы
там проводили первые турниры. Постепенно турнир «обрастал» новыми людьми,
новыми традициями и задачами, привлекал к себе интерес…
–
А сейчас?
–
Сейчас… Произошедшие и происходящие изменения связаны, прежде всего с тем, что
у турнира появился новый организатор. В какой-то момент стало понятно, что я
уже не справляюсь с решением вопросов, которые возникают при организации и
проведении Carrier’s Cup: ему требовалось больше организаторской
энергии. Да и моя литературная работа начала занимать все больше времени. Где-то
в то же время по работе мы познакомились с Дмитрием Воронцовым: моя
транспортная компания сотрудничала с логистической службой компании «Янстронг».
И он подключился к организации турнира, помогал мне, а потом… Теперь сам со
всем справляется.
Я
так скажу: он талантливый менеджер, талантливый организатор. Дмитрий очень
много нового привнес в организацию турнира. Ведь посмотрите, мы на турнир
собираемся уже не только ради тенниса и общения: каждый раз турнир предлагает
интересную культурную программу. Нужно это? Думаю, да. Турнир дает возможность
отдохнуть, и, как оказывается, отдых этот может быть разнообразным и
насыщенным. И деловая, профессиональная сторона турнира развивается.
У
Carrier’s Cup сменяются партнеры. О чем это говорит?
О том, что турнир и все происходящее здесь интересно. И не кому-нибудь, а
дилерам крупнейших и наиболее авторитетных автомобильных брендов. Гостями,
партнерами и, кстати, участниками турнира становятся уважаемые в нашей отрасли
люди, которые приезжают из разных стран. Carrier’s Cup, кроме того, сегодня не только
теннисный турнир, как это было буквально несколько лет назад, но и футбольный
уже, и не только…
И
знаете, я честно признаюсь: думаю, Дмитрий Воронцов дал теннисному турниру
больше, чем это смог бы сделать я, останься я у организаторского руля турнира.
Важно,
что здесь создается особая спортивная, творческая и даже – я думаю об этом тоже
можно говорить – духовная атмосфера. Это очень большой плюс. Это намного
важнее, чем просто качественно провести спортивное соревнование. Спорт – это
всегда азарт, жажда и стремление к победе. Да, все это есть и на Carrier’s Cup, но спорт уравновешивается дружеским
общением и, как результат, никто еще не уехал с турнира расстроенным по поводу
того, что проиграл. Да проиграл, но сколько эмоций получил взамен, в какую
атмосферу окунулся! Спорт невозможен без соперничества, а наш турнир – это
скорее содружество, а не соперничество. Вообще скажу для спортсмена необычную
вещь: порой проиграв, можно выиграть больше. Понимаете? А если все это вместе
собрать… получится тот позитив, то общее настроение, ради которых все мы здесь
ежегодно собираемся.
А
победителем быть приятно вдвойне. Он получает все, о чем я сказал и плюс очень
приятный бонус, победу.
–
Вы сказали о том, что со временем литературная работа стала занимать все больше
времени. А эти два таких серьезных, таких разных Ваших увлечения пересекаются?
–
А как же. Наверное, невозможно разделить: сегодня я спортсмен, а завтра – поэт.
Строчки и на корте рождаются, … и везде. И наоборот, играется хорошо, наверное,
потому что я воспринимаю все по-особому. Я, бывает, пишу о спорте. Несколько
лет назад написал слова гимна теннисного турнира Carrier’s Cup. Помните, наверное:
«Поднят праздничный флаг, «Тайм!»
прозвучало,
Две подачи навылет и
обратный кросс,
Гейм первый выигран, это
только начало,
Мы играем на радость, а
где-то до слез…»
Ну
и так далее… К слову, похожий открытый турнир был организован и проводится в
Гродно. Называется «Хрустальная шляпа». В этом году ему исполняется 15 лет. И
этому турниру я также подарил слова гимна.
Иногда
шучу в стихах. Идеи в голову приходят быстро и разные, и шутки получаются
легкими:
Carrier’s Cup по всей планете
Знают взрослые и дети!
Он сейчас в таком почете –
Что Надаль приехать хочет.
Он согласен для пиара
Отыграть без гонорара!
А у нас к нему вопросы:
Соберет ли он на взносы?!
Или
вот еще. Над некоторыми участниками турнира я подтруниваю в стихотворной форме.
Конечно, друзья первыми становятся объектами таких шуток:
Старохатний на работе
Мастерски сварганил корт:
Готов бизнес теперь
бросить,
Поменять его на спорт.
–
Федор Иванович, а как теннис появился в Вашей жизни?
–
Я вообще волейболистом был и школу волейбола в свое время окончил. И даже
начинал профессионально. А потом так получилось, что я во время игры повредил
межпозвоночный диск. Прыгнул и, отбивая удар в позе лордоза (это когда изгиб
позвоночника обращен выпуклостью вперед), неудачно приземлился на пятки. Диск и
треснул. Из волейбола я выбыл на долгие годы. Но продолжил тренироваться:
особые нагрузки ведь и для восстановления требовались. Занимался с мануальным
терапевтом. Несколько позже вернулся в волейбол, но уже любительский.
Наш
клуб, в который приходили покинувшие большой спорт профессионалы, занимался, в
том числе, на площадках стадиона «Динамо», потом мы перебрались в Парк
Челюскинцев. Я два–три раза в неделю играл. Но прошло какое-то время, и мой
позвоночник напомнил о себе, а врачи порекомендовали в волейбол больше не
играть. Тогда-то я и обратил внимание на теннис. Корты находились в Парке
Горького. Там я познакомился с Сергеем Рубинчиком, сегодня являющимся ветераном
тенниса и отличным тренером (кстати, именно его команде мы проиграли в этот раз
в утешительном финале Cup
of Hope). Мне предложили попробовать поиграть.
Я попробовал и… играю с тех пор.
–
Давно это было?
–
Да чуть больше пятнадцати лет назад, думаю. Чуть позже пришла идея создать клуб
– собрать таких же любителей тенниса и вместе играть. На стихийном уровне
собралось человек 12. И этим клубом мы ездили играть в Логойск. Снимали на
полдня несколько кортов и играли между собой. А потом, как я уже сказал, был
организован турнир.
Так
я втянулся, теннис мне очень понравился и со временем я, признаюсь, про
волейбол забыл даже. Помогло то, что в теннисе нет тех нагрузок, которые
присутствуют в волейболе. Другие, правда, есть – ротационные, боковые… Но
как-то Бог миловал, новых травм не случалось, и я все эти годы играю в теннис.
Я
уверен, что у любого человека должно быть какое-то увлечение. Увлечение
спортом. Мне уже столько лет, что, может быть, и в теннис играть нельзя. В
следующем году мне… 70. Но… Как не играть? Нагрузки нужны. Занятия помогают
выстаивать в нашем сложном мире. Да и не чувствую я своего возраста. И турнира
этого жду, и остальные наши ребята ждут очень сильно. Не только чтобы поиграть
(мы постоянно тренируемся, минимум два раза в неделю на корт выходим), но как
праздник! Для меня, как и для многих здесь, кстати, это двойной праздник, ведь
теннисный Carrier’s Cup традиционно проводится в преддверии
нашего профессионального праздника – Дня автомобилиста и дорожника. А я и в
теннис играю давно и в профессии… Уже скоро 50 лет как работаю в ней.
–
Федор Иванович, а что интересного происходит в Вашей творческой жизни?
–
В этом году вышла моя книга «Дорога жизни». В ней я рассказал о многих
интересных людях, в том числе моих друзьях, которые работают (или работали) в
области международного автомобильного транспорта. Получилась книга и о людях, и
о транспорте. О том, как развивался транспорт в Беларуси, и благодаря чьим
усилиям он стал таким, каким мы видим его сейчас.
Развивается
моя арт-программа «Лабиринт». Почему «лабиринт»? В ней принимают участие люди с
ограниченными возможностями. Должен сказать, я вот уже пять лет являюсь членом
жюри фестиваля для таких людей, который проходит в Витебске во время
«Славянского Базара». И наблюдая за выступлениями молодых артистов, я отбираю
ребят для творческого проекта, помогаю им. Как помогаю? Они исполняют мои
песни.
Я
и песню написал об этих людях, об их способности преодолевать себя и жизненные
обстоятельства, упрямо двигаться вперед по извилистым дорогам судьбы. И хочу
сказать, это такие люди… Они все горят неподдельными, настоящими чувствами.
Может быть, уровень профессионализма отличается от того, какой он у
профессиональных артистов, но какая эмоциональная окраска у их выступлений!
Пока
два парня выступают в этой арт-программе: Михаил Рачков, вокалист, и Влад
Шпаковский, музыкант, оранжировщик и исполнитель. Оба очень талантливые,
неординарные. Если вы как-нибудь придете на наш концерт, сможете все
почувствовать и увидеть своими глазами.
–
А есть какой-то секрет у вас – секрет того, как все успевать?
–
Любить нужно то, что делаешь. Я призываю всех работников транспортной отрасли
работать, играть, писать, думать… И все будет хорошо. Как говорится, «Кабина –
дом, дорога – жизнь. Так и держись!»
Беседовал Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО