0
04:06

Генеральный импортер техники MAN: из-за чувствительности белорусского рынка – у нас иной масштаб бедствий

Трибуны отчаянно поддерживали своих. В шуме порой слов было не разобрать. Но пауза и… «За кого болеете?» – «За «Белтехносервис»: они на MANах ездят», – быстро сориентировался в неожиданном вопросе и улыбнулся глава ООО «Белтракэндбас» Виктор Давыденко. Его компания, генеральный импортер техники MAN в Беларуси, не первый год поддерживает «кубок перевозчиков», являясь партнером одновременно и футбольного, и теннисного турниров Carrier’s Cup. Но с баталий на футбольном поле или теннисных кортах наш разговор быстро переключился на результаты совсем не спортивных боев.

Кто, как не продавцы техники, лучше всего чувствует кондицию международного автотранспорта?

– Основная на сегодня тенденция на белорусском рынке новых автомобилей для международных перевозок – падение спроса. По сравнению с прошлым годом, рынок автотехники – а я говорю сейчас исключительно о европейской «большой семерке» – сократится к концу 2020-го ориентировочно в два раза. По сравнению с 2018-м, – даже втрое, – считает Виктор Давыденко. Конкретизируя, что  общее количество магистральников европейского производства, которые будут востребованы белорусскими перевозчиками в нынешнем году, будет колебаться около цифры в 700 машин. – Такое  число просматривается сейчас по результатам девяти месяцев 2020-го. Какую долю собираемся занять на этом рынке мы? Минимум 20 процентов – то есть, рассчитываем остаться в лидерах продаж.

 – Что, на Ваш взгляд, повлияло на эти цифры?

– Общая экономическая ситуация, конечно. Пандемия. И – как ни странно это прозвучит – хорошие для нас, дилеров европейских марок, результаты обновления подвижного состава белорусских перевозчиков в предыдущие два года. Наверное, 2018 год был самым пиковым по продажам новой техники за последние 20 лет. Поэтому спад продаж в 2020-м в некоторой степени был прогнозируемым. Перевозчики обновились. И сейчас острой необходимости в покупке подвижного состава у них нет. Но в целом, начиная с 2007 года, рынок у нас четко демонстрирует волнообразную тенденцию. Несколько лет роста – затем спад.

– Это специфика именно белорусского  рынка?

– Да. Белорусский рынок завязан на перевозки между Европой и Россией, и далее –  Казахстаном и Узбекистаном. И он очень чувствителен к разным экономическим потрясениям, будь то на востоке от нас, или на западе. Экономический спад из-за коронавируса затронул всех. Российский рынок транспортных услуг очень сильно завязан все-таки на внутрироссийских перевозках и на перевозках сырьевых товаров, поэтому там сильного падения на рынке новой техники не происходит. Что касается Европы, то нынешнее 20-процентное снижение продаж новой техники – это уже катастрофа в их представлении. Но там тоже рынок транспортных услуг  в большой степени представлен внутриевропейскими перевозками. У нас же из-за чувствительности белорусского рынка ко всем изменениям на рынках наших европейских и российских партнеров в этом году –  иной масштаб бедствий: падение рынка новой техники в разы. Конечно, такого мы спрогнозировать не могли. Еще в конце 2019 года, когда мы вместе с нашими конкурентами по «большой семерке» строили планы на этот год, мы полагали, что рынок новых автомобилей для международных перевозок сократится в Беларуси, по сравнению с 2019 годом, с 1500 машин до 1000-1200. По итогам первого квартала 2020-го, а затем и второго нам эти планы пришлось существенно скорректировать.

Думаю, что наши перевозчики будто научились чувствовать приближение кризиса заранее: постепенно снижают объемы закупок техники. В кризис роста парка не происходит, техника только обновляется. Но лишь потому, что все понимают: без этого утратишь свою конкурентоспособность и бизнес уже через несколько лет. Обновление подвижного состава – это расход топлива, так как современные автомобили более экономичны. Это экономия затрат на ремонт, и снижение простоев. Поэтому в следующем году рассчитываем на то, что рынок новой техники для международных автоперевозок в Беларуси все-таки вырастет.

– Тем не менее, Виктор Николаевич, на рынках соседних стран все-таки заметно оживление…

– У нас, в Беларуси, оно началось в июле. Но новых планов до конца года никто из дилеров не строит. Конечно, переговоры постоянно идут. Думаю, что к концу четвертого квартала перевозчики уже увидят свои годовые результаты… Тогда вероятны некие одномоментные покупки, хотя все производства в Европе в связи с пандемией сократили объемы, и сроки исполнения заказов, как правило, увеличились.

– Есть ли шанс, что в связи с ситуацией производитель пойдет навстречу клиентам и снизит цену на автомобили?

– В Европе не принято продавать технику дешевле только потому, что спрос на нее упал. В этом случае автоконцерны просто сокращают производство под объемы рынка. Но для белорусских перевозчиков в нынешнем году у нас появилось хорошее предложение – заводское финансирование и внешнее финансирование от производителя. Можно сказать, мы «выстрелили» с ним! Это внешнее, фирменное финансирование, и наряду с отменой утилизационного сбора для техники Евро-6, – это очень выгодный вариант. У нас этот инструмент заработал фактически в июле 2020 года – и настолько удачно, что большинство наших сделок сейчас оформляется именно через заводское финансирование и внешнее финансирование от производителя. Фирменное финансирование, отмечу, предлагается как на сам седельный тягач MAN, так и на любой полуприцеп к нему. Но мы не концентрируемся на фирменном финансировании – продолжаем работать с белорусскими банками и лизинговыми компаниями. Это наши давние партнеры.

Заводское финансирование и самая большая на сегодняшний день в Беларуси сеть сервисных станций в Минске, Гродно, Бресте, Гомеле позволяют бренду MAN занимать одну из самых сильных позиций на белорусском рынке.

Carrier’s Cup

читать больше