Вот и
ушли в прошлое главные события этой осени для любителей спорта – футбольный
турнир и теннисный чемпионат под
названием Carrier’s Cup. Оба юбилейные,
кстати.
Конечно,
пандемия внесла свои коррективы в их расписание. Но главное, как говорили
многие участники в личной беседе, – это то, что Carrier’s Cup все-таки состоялся.
Невзирая на пандемию.
Кто-то из постоянных участников наших спортивных турниров в 2020-м не смог принять в состязаниях участие. Но были и приобретения – и новые игроки, и новые партнеры. Сразу в двух этих группах участников Carrier’s Cup в нынешнем году был представлен БТА-банк.
Он не только стал генеральным партнером турнира по мини-футболу и теннисного чемпионата Carrier’s Cup. Футбольная команда БТА-банка, к слову, нынешней осенью на «домашнем» стадионе ФК «Минск» дала серьезный бой даже более опытным соперникам.
Об участии в двух спортивных событиях и о том, чем запомнится этот год бизнесу, мы поговорили с управляющим директором БТА-банка (и, к слову, активным игроком корпоративной футбольной команды) Андреем Киселевым:
– Наш банк выступил не только генеральным
партнером спортивных турниров Carrier’s Cup, но и поучаствовал
в состязаниях по мини-футболу и большому теннису. Многие сотрудники БТА-банка в свободное время играют в
мини-футбол. Поэтому мы воспользовались возможностью показать нашу команду на
новом спортивном уровне, поддержать корпоративный дух. И, конечно же,
познакомиться ближе с нашими, возможно, будущими клиентами, – рассказал собеседник. – В теннисном турнире Carrier’s Cup, чуть позже, честь нашего бренда защищали заместитель председателя правления БТА-банка
Дмитрий Кулевацкий и главный бухгалтер Татьяна Ковалева.
БТА Банк сегодня – это
динамично развивающийся банк, мы занимаем одну из ведущих позиций среди
небольших белорусских банков. И предоставляем широкий спектр банковских услуг
для компаний и частных лиц. В их числе – немало белорусских перевозчиков.
Думаю, что около 10-15 процентов наших клиентов имеют прямое отношение к сфере
транспорта и логистики. Но если смотреть шире, считаю, что все наши клиенты в
той или иной мере связаны с перевозками и логистикой. Весь бизнес в Беларуси,
по сути, построен на транзите, или ориентирован на экспорт. Что совершенно
естественно для транзитной страны. Казахстан (а БТА Банк – это банк с
казахстанским капиталом и я являюсь гражданином Республики Казахстан) – тоже
транзитная страна, своего рода ворота из Китая в Европу. У нас много общего. И роднит
наши страны также то, что по территории Беларуси и Казахстана проходил когда-то
и проходит сейчас Великий Шелковый путь. С той лишь разницей, что в давние
времена грузы по нему везли верблюды, а сейчас – большегрузные автомобили. Финансирование
таких вот современных 40-тонных «верблюдов» – одно из направлений нашей работы.
– Наверняка, это самая
востребованная услуга для транспортных компаний в Беларуси?
– Так и есть,
кредитование бизнеса и услуги факторинга – одни из самых востребованных в БТА-банке.
Но наша «фишка» состоит в том, что мы, как небольшой по масштабам банк, можем
предложить клиентам, действительно, индивидуальный подход. Мы готовы слушать и
слышать каждого нашего клиента.
– Тем не менее, нынешний
год вряд ли можно назвать удачным для бизнеса – и транспортного в том числе.
Как это отразилось на вас и ваших клиентах?
– В момент первой волны
пандемии мы отметили снижение деловой активности. Главным было – не упасть за
это время в пропасть. Поэтому каких-либо активных действий, как со стороны
бизнеса, так и банковской сферы, в этом году не предпринималось. На
кредитовании это, конечно, тоже сказалось. Были ужесточены правила выдачи
кредитов, например, в части залоговой базы. Но те, кто хорошо разбираются в
бизнесе (как правило, это крупные компании), понимали, что кредит сейчас
получить сложно. И даже где-то осторожничали сами. Те, кто в бизнесе
разбираются хуже, за кредитами – да, обращались. Но любой кредит запрашивается
всегда для чего-то. Если клиент говорит, мол, дайте кредит – хочу купить
грузовик и ездить в страну, которая сейчас закрыта, возникает закономерный
вопрос: как фирма будет работать дальше и с какого заработка осуществлять
платежи по кредиту? В этом случае банк может выступить как финансовый эксперт
для своего клиента и помочь ему в трудное время не наделать ошибок, сохранить
бизнес. Наши эксперты рассматривают любую заявку, аналитики работают – и, в том
числе, комментируют отказы в получении кредита. Рассказывают, где в той или
иной идее нашего клиента есть слабые места, какие существуют риски.
В нынешнем году мы
сконцентрировали свое внимание на уже наработанной клиентской базе. На
трудностях своих «старых» клиентов, а не на привлечении новых.
В ситуации, когда закрылись
границы, «обмелели» грузопотоки и перед некоторыми нашими постоянными партнерами-перевозчиками
встал вопрос финансовой устойчивости, мы всем им пошли навстречу – согласились
на отсрочку платежей по основному долгу. Прекрасно понимая, что в этой никем не
прогнозируемой ситуации с коронавирусом нет их вины. Не из-за своих просчетов
перевозчики столкнулись с проблемой задержек платежей; для кого-то из них в
разгар первой волны пандемии не было работы, и транспорт простаивал. Эти
сложности просто всем нам нужно было переждать. В итоге все наши клиенты
остались на плаву, а нам удалось избежать роста проблемной задолженности и
сохранить стабильную работу банка. К осени мы увидели, что ситуация начала
стабилизироваться.
– Когда, на Ваш взгляд,
можно ожидать восстановления допандемического уровня в работе международного
автомобильного транспорта?
К сожалению, вторая волна
пандемии уже стучится в двери. Но радует, что Всемирная организация
здравоохранения не настаивает на жестких карантинах – все понимают, что это гибель
экономики. Полагаю, что до карантина, действительно, не дойдет, хотя на моей
Родине, в Казахстане, сейчас, например, вводятся очень жесткие ограничения. Но год
скоро заканчивается. А январь и февраль – это всегда время снижения деловой
активности. Надеюсь, к весне все вернется на круги своя. В том числе в сфере
транспорта и логистики.