По статистике, девушки в шесть раз реже мужчин оказываются виновницами
ДТП. Смертность в авариях, произошедших по вине женщин, ниже в десять раз. Но
почему-то многие автолюбители до сих пор боятся такого понятия, как «баба за
рулем», тем более, если эта «баба» управляет тридцатитонным грузовиком.
В первой части материала мы узнали у ведущих
дилеров транспортного рынка Беларуси, как они относятся к тому, что за рулем
большегрузов можно увидеть представительниц прекрасного пола, и первая из них
уже получила удостоверение международника и работает в минской транспортной
компании «Янстронг». Почти все компании сошлись на мнении, что девушкам давно
пора осваивать сферу международных перевозок, учитывая обстановку на современном
рынке труда.
Однако сегодня мы посмотрим на ситуацию под другим углом и
узнаем, готовы ли белорусские транспортные компании – потенциальные
работодатели для женщин-дальнобойщиц – брать к себе «под крыло» таких
водителей.
Зарьянов Андрей из «Белгрузмастер» так прокомментировал ситуацию: «Тяжело ответить на вопрос, готова ли транспортная сфера к девушкам-дальнобойщицам. Труд водителя-международника очень сложен. В Европе, к примеру, той же Германии, Голландии, Бельгии, есть множество сервисов, которые облегчают работу водителя.
У нас же на плечи дальнобойщиков возложено куда больше
ответственности и обязанностей, с которыми женщинам тяжело будет справиться
(взять ту же замену 80-килограммого колеса где-нибудь в снежной тайге).
Если мы говорим о сфере транспортной логистики, тот тут,
конечно, девушкам нет равных: они во многих аспектах более ответственные,
усидчивые, чем мужчины, но непосредственно в международные перевозки девушкам
пока рано «заходить».
Вряд ли мы возьмем к нам в компанию девушку-водителя. На наш взгляд, этим мы окажем ей «медвежью услугу». Сейчас мы даже мужчин не берем без опыта работы: когда речь идет о грузе стоимостью в полмиллиона и дорогом грузовике, нужно быть уверенным в том, кого садишь за руль».
Александр Старохатний, компания «Кристаллтранс»: «Устроили бы мы в компанию женщину-водителя? Почему бы нет, но, на мой взгляд, эта работа все-таки не для девушек. Женщине лучше находиться в местах постоянного проживания».
Представитель еще одной компании сказал нам, что к девушкам в
дальнобое относится с долей опаски. «Ведь это тяжелый физический труд (приведу
в пример ту же замену колеса). К себе в компанию по этой же причине не взял бы
– скорее всего, она чисто физически не сможет работать».
По мнению Сергея Стрелкова из компании «Гулбис», к девушкам-водителям транспортники готовы, давно созрели. «У нашей компании основное направление - это Скандинавия, где сложные дорожные условия. Когда мы отправляем большегрузы в северные страны, то большой упор делаем на опыт, выдержку и стойкость водителей. Но есть и более «гладкие» направления, куда женщину-водителя можно было бы отправить.
Без опыта мы не взяли бы, поскольку на данный момент в
компании нет сильной «текучки» кадров, и проблем с водителями, соответственно
тоже. Рассмотрели бы вариант с опытной женщиной-водителем, но «взращивать»
самостоятельно неопытную девушку с нуля мы не стали бы».
Борис Шевчук, «Белтрансконсалт»: «Могу сказать, что белорусский рынок нашей страны к девушкам готов. К себе в команду женщину взяли бы, но после тщательного отбора: все зависит от индивидуальных факторов. Вакансию от девушки без опыта тоже рассмотрели бы, но опять же, в индивидуальном порядке.
Многие мужчины после третьего рейса сдаются и говорят: «Это
не мое». А все потому, что работа водителя – это не просто профессия, это,
скорее, «состояние души», и важно понимать почему ты в эту сферу пришел».
Бондарчук Владимир, «Квенбергер Логистикс»: «В Западной Европе женщины уже работают, в малых количествах, но работают. Сам нескольких видел. Вопрос о трудоустройстве такого водителя в компанию рассматривать нужно в индивидуальном порядке, но желательно, конечно, чтобы у нее был опыт работы. Я бы точно не взял к нам молодую девушку без нужной категории и документов – кто знает, вдруг она даже на права не сможет сдать».
Владимир Сергеев из «Интертрансавто» считает, что «белорусский транспортный рынок вполне готов к таким изменениям, тем более в Беларуси это не первый случай. В Интертрансавто два года назад уже работала девушка. Но тогда с работой возникли проблемы на законодательном уровне: для того, чтобы ездить самостоятельно, ей необходим был опыт работы на транспортном средстве соответствующей категории, поэтому она просто постажировалась и ушла. Cейчас эта проблема решена».
Другого точки зрения придерживается Олег Брумин из компании «Несята». По его мнению, «транспортная отрасль к такому не готова. Во-первых, следует учитывать особенности женской физиологии: белорусские и российские стоянки, а, следовательно, и условия на них, кардинально отличаются от западных. Во-вторых, качество дорожного покрытия в странах СНГ несравнимо с той же Европой. И в-третьих, не все мужчины готовы заниматься такой изнуряющей работой. Нужно еще учитывать, что водителю-дальнобойщику постоянно приходится быть вдали от семьи, детей, друзей и близких.
Если бы я и решил
взять к себе на работу девушку, то только, скажем так, на «тепличные условия».
Сейчас у нас многие молодые ребята по такому же принципу работают: когда в рейс
выходят, я каждый день переживаю за них».
Фёдор Боровой, заслуженный работник транспортной сферы: «Мировая
практика показывает, что девушки вполне готовы работать на достойном уровне, а
в некоторых моментах они куда более внимательные и аккуратные, чем мужчины. К
себе в компанию взял бы, но при условии, что у нее будет открыта необходимая для
грузоперевозок категория».
По мнению Дмитрия Чурловича из «Белфрост», сложно представить девушек на транспортном рынке Беларуси из-за особенностей менталитета и довольно консервативных взглядов у жителей нашей страны. «В этом мы сильно отличаемся от западных коллег, той же Польши или Германии. Да, у нас есть женщины-водители автобусов или трамваев, которые вполне нормально воспринимаются обществом, но дальше это развитие в транспортной сфере не пошло.
Однако в последние годы, в связи нехваткой водителей (причем
не только водителей-международников, но и водителей в принципе), подход к этому
меняется. Раньше я скептически относился к варианту, когда водителем-международником
работает женщина, сейчас же пересматриваю свою точку зрения.
Если бы ко мне в
компанию пришла утраиваться девушка, то я бы ее кандидатуру рассмотрел, но
требования к ней предъявлялись бы такие же, как и к водителям-мужчинам».
Николай Пацынёнок, «Белгрузмагистраль»: «Сейчас ситуация на рынке труда достаточно сложная, потому что кадров не хватает, мужчин-дальнобойщиков найти все труднее. Мы готовы взять девушку-водителя только с опытом работы (которая знает, как устроен автомобиль, как оформлять документы, работать с клиентами и т.д.). Также, чтобы набраться опыты, она должна сначала поездить по Беларуси, России, и только потом только ехать в Европу».
Проанализировав приведенные выше ответы, можно сделать вывод, что большинство руководителей транспортных компаний пока что с опаской относятся к такому явлению, как «женский дальнобой», а тем более – к тому, чтобы брать на работу дальнобойщиц без опыта. А вот где девушкам этот опыт получить? Да, многие считают, что наши белорусские девушки могут работать на таком же достойном уровне, что и мужчины-водители, тем более, западные коллеги уже вовсю «завоевывают» эту профессию. Но при этом многие перевозчики все еще не готовы смягчить требования к ним при трудоустройстве.
Станет ли в белорусских транспортных компаниях больше девушек-дальнобойщиц – покажет только время, но при всей толерантности и
открытости ума, потенциальные работодатели ещё не скоро созреют к серьёзным
переменам.