В настоящее время такая
тема, как женщина в международных перевозках, с каждым днем набирает все
большую популярность. Ежегодно мы видим все больше новостей о том, как еще одна
девушка по собственному желанию оказалась за рулем фур, тягачей и грузовиков.
Нельзя не отметить
истории в интернете о женщинах-дальнобойщицах, в которых красочно описаны
подробности их жизни и работы. Однако проблема вот в чем: после таких
публикаций большинство девушек-водителей словно пропадают с радаров, и мало кто
может нам сказать, продолжают ли они свой карьерный путь или же решили сменить
кабину грузовика на более комфортное рабочее место где-то в другой сфере.
Нашему порталу стало
известно, что 24 января в БАМАП получила удостоверение водителя-международника
молодая, 26-летняя девушка по имени Александра, водитель компании «Янстронг».
Конечно, это не первый случай в Беларуси, когда женщина садится за руль
грузовика, но мы можем с уверенностью сказать, что такой молодой
девушки-дальнобойщицы в нашей стране еще не было, которая ещё и открыто
рассказывает о своём профессиональном пути в Instagram, где подробно
описывает свои успехи.
По этому поводу мы
решили опросить представителей крупнейших компаний в сфере транспорта и
грузоперевозок, чтобы узнать их мнение: готов ли белорусский транспортный рынок
к тому, что все больше представительниц слабого пола идут в дальнобойщики, есть
какие-либо специальные предложения для такого случая и согласны ли компании
предоставить скидку на приобретение своей техники для девушек-водителей, тем
самым, возможно, подстегнув перевозчиков брать на работу дальнобойщиц.
Виталий Божок из
компании Mercedes-Benz прокомментировал ситуацию
следующим образом: «Появление девушек-дальнобойщиц на транспортном рынке
Беларуси было лишь вопросом времени, т.к. в Европе это нормальная практика,
которая не воспринимается как что-то неприемлемое или неестественное для
общества. А текущие условия нехватки водителей-международников в нашей стране
лишь ускорят этот процесс. Конечно, всегда найдутся те, кто будут говорить, что
это не женская профессия, но подобные стереотипы будут постепенно разрушаться
успешными примерами девушек-дальнобойщиц, которые построили карьеру в этой
сфере. У нас можно скомплектовать автомобиль Mercedes-Benz Actros в зависимости
от пожеланий и предпочтений клиента. Например для девушек возможно будет важным
выбрать эксклюзивный цвет или размеры кабины. Мы индивидуально подходим к
запросам каждого клиента, поэтому всегда готовы предложить специальные условия
на покупку грузовых автомобилей Mercedes-Benz».
Виктор Давыденко из
компании MAN
считает, что в наше время работа девушки-водителя – это нормальная практика,
поскольку условия труда, инфраструктура и техническое оснащение современных
грузовых автомобилей вполне этому способствуют. Компания MAN готова
предоставить скидку на свою продукцию, если она приобретается непосредственно
для использования девушки-водителя.
Валерий Бобченко, SCANIA: «Белорусский транспортный рынок
готов, но история Александры – это не первый случай, когда белорусские девушки
сели за руль большегруза. Следовательно, это уже становится закономерной
традицией. Случай, конечно, редкий и действительно уникальный. Хорошо, что в
нашей стране есть такие женщины, которые, как говорится, «и коня на скаку
остановят». Тем более, в Европе сейчас ужесточены правила работы: все
регулируется на законодательном уровне (режим работы, время отдыха и т.д.), поэтому
все способствует более комфортным условиям труда. Современные грузовые кабины максимально
оснащены и адаптированы для длительного пребывания, и любая женщина-водитель
может обустроить ее индивидуально для себя и своих потребностей. Готовы ли
делать скидки для покупки грузовика для девушки – вопрос риторический: если
такой случай будет, то SCANIA
готова сделать скидку на свою продукцию либо предоставить дополнительные опции».
Представитель компании
МАЗ, Татьяна Кириленко, к тому, что девушки приходят на рынок, относится только
положительно: по ее словам, «да, это своеобразный вызов времени, но уверена,
что в сфере транспорта за девушками будущее». На данный момент МАЗ готов
предоставить ряд специальных финансовых инструментов для организаций -
перевозчиков при закупке техники МАЗ, в том числе для компаний, планирующих
приобретение тягачей непосредственно для работы девушки-водителя. KAMAZ также положительно высказались о такой
тенденции. По их мнению, для 2018 – начала 2019 это уже нормальная практика –
видеть девушку за рулем грузовика. Также компании охотно согласились
предоставить скидку, если фирма-перевозчик будет приобретать у них технику,
которая будет использоваться непосредственно женщиной-международником.
По словам Александра Орехова, представителя Renault Trucks, приход девушек на рынок способствовал бы решению проблемы с нехваткой кадров. Наша грузовая техника полностью оборудована для всех нужд и адаптирована для использования не только мужчин-водителей, но и женщин. «Вопрос о снижении стоимости на технику рассмотрели бы в индивидуальном порядке с перевозчиком, но скидку, безусловно, дали бы, все-таки это уникальный случай для Беларуси», – подытожил Александр.
Того же мнения
придерживается и Инна Кругленя из компания VOLVO. «В Европейских странах
девушка-дальнобойщик – весьма распространенное явление. Многие девушки работают
на одном уровне с мужчинами не только на междугородних маршрутах, но и на дальних
расстояниях. Специальных предложений у VOLVO нет,
но все грузовики компании высококомфортабельные, оборудованные для
максимального удобства, как женщин, так и мужчин-водителей. Скидка на продукцию
в такой ситуации будет оговариваться в индивидуальном порядке с перевозчиком».
Дмитрий Храмов, представитель
компании «Трансконсалт – Брест», дилеры DAF в Бресте: «Вопрос, готова ли
транспортная сфера к приходу девушек-водителей, действительно сложный. С одной
стороны, все мы понимаем, с какими условиями иногда приходится сталкиваться
дальнобойщикам: многокилометровые очереди на границе, плохие дороги, непогода –
перечислять можно долго. Но с другой стороны, увеличение таких кадров совершило
бы своего рода «революцию» транспортной отрасли в целом. Однако на данный
момент наша компания все же не готова для предоставить специальные предложения
для перевозчиков и их девушек-водителей».
Свое мнение высказали и
дилеры полуприцепной и прицепной техники.
Игорь Пикулин, представитель бренда Kaessbohrer так прокомментировал ситуацию: «Конечно, в нашем обществе бытует мнение, что работа водителя-дальнобойщика – чисто мужская профессия. Не могу сказать, что на данный момент рынок на сто процентов готов, но сейчас в головах у людей все меняется: в вопросах гендерного равенства мы стараемся равняться на Европу. Но вообще, эта работа для девушки грязная. Про растентовку могу сказать следующее: в этом вопросе все зависит от используемой техники. Если на грузовике установлен шторный прицеп, то особых проблем с его эксплуатацией не возникнет (и то, масса такой шторы очень внушительная), а если же используется другой тип прицепа, тогда справиться будет сложно, особенно в нелетную погоду Наша компания готова предоставить скидку на свою продукцию либо сделать уникальное предложение: например, бесплатно покрасить прицеп в какой-нибудь прикольный цвет».
Дмитрий Волчек, Krone: «В Европе сейчас очень остро
стоит вопрос с нехваткой водителей. Насколько мне известно, больше 100 тысяч
дальнобойщиков в этом году уйдут на пенсию, из-за чего образуется огромный
дефицит кадров. На мой взгляд, женщины-водители запросто могут закрыть 30% вакансий.
А с растентовкой не вижу никаких сложностей: современные прицепы оборудованы
так, что с ними легко справится не только мужчина, но и любая хрупкая девушка.
Главное – знать всю специфику процесса».
Сергей Пуцыкевич из компании
Kögel разделяет точку зрения
своего коллеги. «Транспортная сфера в нашей стране уже давно готова к
увеличению числа женщин-водителей, тем более, учитывая новейшие технологии
растентовки и разборки полуприцепов, ни о каких никаких физических сложностях в
работе речи быть не может».
Крук Дмитрий из Wielton
так прокомментировал следующим образом: «На мой взгляд, ситуация на рынке
способствует увеличению числа девушек в такой профессии, наша компания
относится к этому положительно. Сложность в процессе растентовки в основном зависит
от типа прицепа. А по поводу скидок на продукцию – в подобных ситуациях готовы
индивидуально с клиентами рассмотреть вариант предоставления специального
предложения».
За экспертным мнением
мы также обратились и к лизинговым компаниям, предоставляющим
компаниям-перевозчикам финансовую поддержку при приобретении необходимой
техники.
В компании Rietumu считают, что сфера грузоперевозок уже готова к таким
изменениям, но девушкам-водителям лучше ездить за рулем с напарником, особенно
в первое время. «Скидку на приобретение продукции не предоставили бы, не видим
в этом никаких плюсов». Райффайзен Лизинг отказалась комментировать данную
ситуацию.
В целом, все
представители единогласно подтвердили тот факт, что в нашей время девушки в
сфере международных перевозок – явление нормальное, и, можно даже сказать,
необходимое. Благодаря ним можно решить одну из серьезнейших проблем всех
перевозчиков – нехватку рабочих кадров. Большинство компаний даже готовы
предоставить фирмам-перевозчикам выгодные условия на приобретение техники для
девушек-водителей.
Завтра на Transportal.by
выйдет вторая часть материала, где мы опубликуем мнения представителей
транспортных компаний, потенциальных работодателей, и посмотрим на ситуацию с
другой стороны. Если Вам уже сейчас есть что сказать по данной теме, свяжитесь с нами по адресу tp@transportal.by