0
06:28

«Грязная работа для девушки»: лидеры транспортной сферы Беларуси – о том, готов ли транспортный рынок к женщинам-дальнойщицам.

В настоящее время такая тема, как женщина в международных перевозках, с каждым днем набирает все большую популярность. Ежегодно мы видим все больше новостей о том, как еще одна девушка по собственному желанию оказалась за рулем фур, тягачей и грузовиков.

Нельзя не отметить истории в интернете о женщинах-дальнобойщицах, в которых красочно описаны подробности их жизни и работы. Однако проблема вот в чем: после таких публикаций большинство девушек-водителей словно пропадают с радаров, и мало кто может нам сказать, продолжают ли они свой карьерный путь или же решили сменить кабину грузовика на более комфортное рабочее место где-то в другой сфере.

Нашему порталу стало известно, что 24 января в БАМАП получила удостоверение водителя-международника молодая, 26-летняя девушка по имени Александра, водитель компании «Янстронг». Конечно, это не первый случай в Беларуси, когда женщина садится за руль грузовика, но мы можем с уверенностью сказать, что такой молодой девушки-дальнобойщицы в нашей стране еще не было, которая ещё и открыто рассказывает о своём профессиональном пути в Instagram, где подробно описывает свои успехи.

По этому поводу мы решили опросить представителей крупнейших компаний в сфере транспорта и грузоперевозок, чтобы узнать их мнение: готов ли белорусский транспортный рынок к тому, что все больше представительниц слабого пола идут в дальнобойщики, есть какие-либо специальные предложения для такого случая и согласны ли компании предоставить скидку на приобретение своей техники для девушек-водителей, тем самым, возможно, подстегнув перевозчиков брать на работу дальнобойщиц.

Виталий Божок из компании Mercedes-Benz прокомментировал ситуацию следующим образом: «Появление девушек-дальнобойщиц на транспортном рынке Беларуси было лишь вопросом времени, т.к. в Европе это нормальная практика, которая не воспринимается как что-то неприемлемое или неестественное для общества. А текущие условия нехватки водителей-международников в нашей стране лишь ускорят этот процесс. Конечно, всегда найдутся те, кто будут говорить, что это не женская профессия, но подобные стереотипы будут постепенно разрушаться успешными примерами девушек-дальнобойщиц, которые построили карьеру в этой сфере. У нас можно скомплектовать автомобиль Mercedes-Benz Actros в зависимости от пожеланий и предпочтений клиента. Например для девушек возможно будет важным выбрать эксклюзивный цвет или размеры кабины. Мы индивидуально подходим к запросам каждого клиента, поэтому всегда готовы предложить специальные условия на покупку грузовых автомобилей Mercedes-Benz».



Виктор Давыденко из компании MAN считает, что в наше время работа девушки-водителя – это нормальная практика, поскольку условия труда, инфраструктура и техническое оснащение современных грузовых автомобилей вполне этому способствуют. Компания MAN готова предоставить скидку на свою продукцию, если она приобретается непосредственно для использования девушки-водителя.

Валерий Бобченко, SCANIA: «Белорусский транспортный рынок готов, но история Александры – это не первый случай, когда белорусские девушки сели за руль большегруза. Следовательно, это уже становится закономерной традицией. Случай, конечно, редкий и действительно уникальный. Хорошо, что в нашей стране есть такие женщины, которые, как говорится, «и коня на скаку остановят». Тем более, в Европе сейчас ужесточены правила работы: все регулируется на законодательном уровне (режим работы, время отдыха и т.д.), поэтому все способствует более комфортным условиям труда. Современные грузовые кабины максимально оснащены и адаптированы для длительного пребывания, и любая женщина-водитель может обустроить ее индивидуально для себя и своих потребностей. Готовы ли делать скидки для покупки грузовика для девушки – вопрос риторический: если такой случай будет, то SCANIA готова сделать скидку на свою продукцию либо предоставить дополнительные опции».

Представитель компании МАЗ, Татьяна Кириленко, к тому, что девушки приходят на рынок, относится только положительно: по ее словам, «да, это своеобразный вызов времени, но уверена, что в сфере транспорта за девушками будущее». На данный момент МАЗ готов предоставить ряд специальных финансовых инструментов для организаций - перевозчиков при закупке техники МАЗ, в том числе для компаний, планирующих приобретение тягачей непосредственно для работы девушки-водителя. KAMAZ также положительно высказались о такой тенденции. По их мнению, для 2018 – начала 2019 это уже нормальная практика – видеть девушку за рулем грузовика. Также компании охотно согласились предоставить скидку, если фирма-перевозчик будет приобретать у них технику, которая будет использоваться непосредственно женщиной-международником.

По словам Александра Орехова, представителя Renault Trucks, приход девушек на рынок способствовал бы решению проблемы с нехваткой кадров. Наша грузовая техника полностью оборудована для всех нужд и адаптирована для использования не только мужчин-водителей, но и женщин. «Вопрос о снижении стоимости на технику рассмотрели бы в индивидуальном порядке с перевозчиком, но скидку, безусловно, дали бы, все-таки это уникальный случай для Беларуси», – подытожил Александр.



Того же мнения придерживается и Инна Кругленя из компания VOLVO. «В Европейских странах девушка-дальнобойщик – весьма распространенное явление. Многие девушки работают на одном уровне с мужчинами не только на междугородних маршрутах, но и на дальних расстояниях. Специальных предложений у VOLVO нет, но все грузовики компании высококомфортабельные, оборудованные для максимального удобства, как женщин, так и мужчин-водителей. Скидка на продукцию в такой ситуации будет оговариваться в индивидуальном порядке с перевозчиком».

Дмитрий Храмов, представитель компании «Трансконсалт – Брест», дилеры DAF в Бресте: «Вопрос, готова ли транспортная сфера к приходу девушек-водителей, действительно сложный. С одной стороны, все мы понимаем, с какими условиями иногда приходится сталкиваться дальнобойщикам: многокилометровые очереди на границе, плохие дороги, непогода – перечислять можно долго. Но с другой стороны, увеличение таких кадров совершило бы своего рода «революцию» транспортной отрасли в целом. Однако на данный момент наша компания все же не готова для предоставить специальные предложения для перевозчиков и их девушек-водителей».

Свое мнение высказали и дилеры полуприцепной и прицепной техники.

Игорь Пикулин, представитель бренда Kaessbohrer так прокомментировал ситуацию: «Конечно, в нашем обществе бытует мнение, что работа водителя-дальнобойщика – чисто мужская профессия. Не могу сказать, что на данный момент рынок на сто процентов готов, но сейчас в головах у людей все меняется: в вопросах гендерного равенства мы стараемся равняться на Европу. Но вообще, эта работа для девушки грязная.  Про растентовку могу сказать следующее: в этом вопросе все зависит от используемой техники. Если на грузовике установлен шторный прицеп, то особых проблем с его эксплуатацией не возникнет (и то, масса такой шторы очень внушительная), а если же используется другой тип прицепа, тогда справиться будет сложно, особенно в нелетную погоду Наша компания готова предоставить скидку на свою продукцию либо сделать уникальное предложение: например, бесплатно покрасить прицеп в какой-нибудь прикольный цвет».



Дмитрий Волчек, Krone: «В Европе сейчас очень остро стоит вопрос с нехваткой водителей. Насколько мне известно, больше 100 тысяч дальнобойщиков в этом году уйдут на пенсию, из-за чего образуется огромный дефицит кадров. На мой взгляд, женщины-водители запросто могут закрыть 30% вакансий. А с растентовкой не вижу никаких сложностей: современные прицепы оборудованы так, что с ними легко справится не только мужчина, но и любая хрупкая девушка. Главное – знать всю специфику процесса».

Сергей Пуцыкевич из компании Kögel разделяет точку зрения своего коллеги. «Транспортная сфера в нашей стране уже давно готова к увеличению числа женщин-водителей, тем более, учитывая новейшие технологии растентовки и разборки полуприцепов, ни о каких никаких физических сложностях в работе речи быть не может».

Крук Дмитрий из Wielton так прокомментировал следующим образом: «На мой взгляд, ситуация на рынке способствует увеличению числа девушек в такой профессии, наша компания относится к этому положительно. Сложность в процессе растентовки в основном зависит от типа прицепа. А по поводу скидок на продукцию – в подобных ситуациях готовы индивидуально с клиентами рассмотреть вариант предоставления специального предложения».

За экспертным мнением мы также обратились и к лизинговым компаниям, предоставляющим компаниям-перевозчикам финансовую поддержку при приобретении необходимой техники.

В компании Rietumu считают, что сфера грузоперевозок уже готова к таким изменениям, но девушкам-водителям лучше ездить за рулем с напарником, особенно в первое время. «Скидку на приобретение продукции не предоставили бы, не видим в этом никаких плюсов». Райффайзен Лизинг отказалась комментировать данную ситуацию.

В целом, все представители единогласно подтвердили тот факт, что в нашей время девушки в сфере международных перевозок – явление нормальное, и, можно даже сказать, необходимое. Благодаря ним можно решить одну из серьезнейших проблем всех перевозчиков – нехватку рабочих кадров. Большинство компаний даже готовы предоставить фирмам-перевозчикам выгодные условия на приобретение техники для девушек-водителей.
Завтра на
Transportal.by
выйдет вторая часть материала, где мы опубликуем мнения представителей транспортных компаний, потенциальных работодателей, и посмотрим на ситуацию с другой стороны. Если Вам уже сейчас есть что сказать по данной теме, свяжитесь с нами по адресу tp@transportal.by