В России предпринимается
попытка сделать очередной «убер» для логистической отрасли. Однако созданию
единой цифровой платформы для коммерческих автоперевозок пока мешает неразвитость
инфраструктуры и неопределенность с ответственностью агрегатора за качество
услуг доставки грузов.
В России со следующего года
предполагается запустить сервис "цифрового дальнобойщика". По словам
представителей инициатора проекта – НТИ «Автонет», новый сервис поможет
отслеживать перемещение груза, контролировать смену водителя, конечную разгрузку.
Он будет настроен на обеспечение беспрерывного движения прицепа со сменой
водителей и тягачей. Предполагается, что на начальном этапе тягачи будут
забирать грузовой прицеп со склада, далее груз будет перехватываться через
каждые 350 км. новым водителей и, возможно, тягачом. А освободившиеся водители
будут возвращаться в исходную точку отправки.
«Технология "цифрового
дальнобойщика" позволит сократить время перевозки груза за счет снижения
времени отдыха водителя на маршруте. То есть у него остается возможность отдохнуть
после прохождения его отрезка маршрута, но в стоимость перевозки эти издержки
уже не будут включены. В настоящий момент во всем мире почти 100% грузового
транспорта являются подключенными к различным телематическим системам, которые
позволяют передавать данные о каждом шаге грузовика. В целом это снизит не
только время перевозки, но и рабочее время водителя, который сможет вернутся на
базу и взять следующий заказ», – сообщил прессе Ярослав Федосеев,
представитель НТИ «Автонет».
По его словам, новый метод
позволит осуществлять коммерческие автомобильные перевозки на 45% быстрее.
Одновременно новая технология позволит их пользователям сэкономить, так как при
челночной перевозке позволит находить водителей вдоль маршрута, где зарплаты
обычно меньше, чем в крупных городах. Предполагается, что сервис будет работать
на цифровой платформе «Автодата», которая будет собирать данные, обрабатывать
их и формировать оптимальную нагрузку коммерческих автомобилей на маршрутах. В
настоящее время новый сервис проходит облачное тестирование, его разработчики
обещают, что он будет готов к внедрению в 2021 году.
В целом участники
логистического рынка позитивно оценивают идею внедрения новой цифровой
платформы для автомобильных перевозок. «Мы считаем, сервис будет полезен, например,
курьерским службам, – говорит Виталий Легошин, руководитель
федеральной логистической компании IML в Санкт-Петербурге. – Он позволит
удаленно учитывать время работы водителей, даст детальное понимание, кто именно
находился за рулем автомобиля на каком участке магистрального маршрута.
Дополнительный плюс – контроль манеры вождения, соблюдения маршрута,
скоростного режима и ПДД. Следовательно, помимо снижения средней стоимости
доставки, косвенно можно экономить на расходе топлива. Словом, новый сервис
положительно повлияет и на качество доставки. Правда, открытым остается вопрос
удобства работы с системой – интересно было бы увидеть какие именно данные и в
каком виде будут представлены».
По мнению Ивана Головко,
руководителя направления международных автоперевозок логистической компании
Kuehne + Nagel в России, цифровизация логистической отрасли активно развивается
во многих странах: например, ООН недавно анонсировала более широкое применение
электронной системы e-TIR между странами, связанной с международной конвенцией
упрощенного оформления грузов. Однако все же говорить о появлении аналога
логистического «убера» в России пока преждевременно. «В России до сих пор никто
не смог полноценно применить принцип работы агрегаторов для логистической отрасли,
– указывает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных
услуг FM Logistic, – Здесь все еще нерешенными остаются
вопросы ответственности за перевозимый груз, добросовестность водителей и
техническое состояние транспортных средств. Кроме них есть и законодательные
ограничения. Что же касается предложения по ускоренной доставке груза, которая
достигается посредством смены водителя и тягача, то такой подход уже сейчас
есть у некоторых транспортных компаний, когда грузы перевозятся на новых авто штатными
водителями».
Нерешенной проблемой для
развития новых технологий в области логистики в России остаётся острая нехватка
инфраструктуры. «Дефицит логистических хабов в точках пересечения транспортных
потоков наблюдается даже в пределах федерального центра, не говоря уже об
остальных регионах, – указывает Евгений Коробов, директор по
развитию нового бизнеса подразделения «Билайн Бизнес» компании «Вымпелком». –
Качество дорожного покрытия вне федеральных трасс тоже составляет проблему. По
сути, мы получаем препятствие на стыке виртуальных систем, возможности которых
уже сейчас можно считать глобальными, и реальной инфраструктуры, которая на
практике минимизирует эффект от внедрения интеллектуальных сервисов и
uber-моделей управления автоперевозками».
Читайте также: отчет «Платона»: пробег грузовых автомобилей сократился, а количество перечисленных в систему средств – нет