На протяжении последних трех
лет в Испании наблюдался рост оборота логистических компаний на 7% в год, но в
2020 году ожидается снижение этого показателя почти на 5%, сообщило
издание ACTU-Transport Logistique. Возросший динамизм электронной торговли
не компенсирует влияние на логистику в Испании экономического спада, вызванного
эпидемией коронавируса.
Согласно проведенному фирмой Informa D&B исследованию, оборот
логистических операторов в Испании сократится в 2020 году на 4,6%. Это
произойдет в результате экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19.
Последние экономические прогнозы Еврокомиссии, опубликованные в мае с. г.,
показывают, что в 2020 году ожидается снижение ВВП Испании на 9,4%. Это больше,
чем общий показатель снижения валового продукта в еврозоне в целом (-7,7%).
Оздоровление ситуации в логистическом секторе экономики Испании
ожидается в 2021 году.
Возникший экономический кризис нарушил динамику реального роста. В 2019
году оборот испанских логистических операторов увеличился на 7% и составил 4,9
млрд евро. В 2018 году рост был 7,5%. В целом за последние три года рост
оборота логистических компаний в Испании составил 22%, что подтверждает
положительную динамику в развитии отрасли. При расчете этого показателя
учитывались все логистические операции, включая хранение и обработку товаров на
складе, их транспортировку и доставку клиентам.
Влияние интернет-торговли
В проведенном экспертном исследовании упоминаются «неблагоприятные
рыночные условия», а также «ухудшение прибыльности логистического сектора».
Также отмечается значительное увеличение спроса на услуги, связанные с
электронной торговлей В2С (Busines-to-Consumer, бизнес-для-потребителя).
Особенно это проявляется в отношении продуктов питания и прочих товаров
широкого спроса. Такой феномен позволяет смягчить негативный эффект от
остановки работы промышленных предприятий.
Электронная интернет-торговля продолжит стимулировать спрос на
логистические услуги. Основным потенциалом для роста являются продажи продуктов
питания и напитков. Также увеличение спроса ожидается в продажах текстиля,
одежды, обуви, фармацевтики, чистящих средств и косметики.
Оздоровление ситуации в логистическом секторе экономики Испании
ожидается в 2021 году. Эксперты предполагают, что рост оборота в следующем году
может составить 3,7%, хотя такое незначительное увеличение не сможет
компенсировать потери 2020 года.
Растущая концентрация
Положительные тенденции в работе логистического сектора стимулировало
прибытие на рынок новых участников. По оценке экспертов, на конец 2019 года в
Испании насчитывалось 185 логистических операторов, тремя годами ранее
— 165.
Большинство логистических предприятий являются полностью испанскими.
Но, как показывает исследование, в последнее время на логистическом рынке
появляется все больше иностранных игроков: немецких, французских, британских и
американских.
Этот приток сопровождается тенденцией к концентрации предлагаемых
услуг. Так, в 2019 году десять ведущих групп в этом секторе обеспечили 60,4%
совокупного оборота испанской логистики (для сравнения: в 2014 году — 57,8%, в
2010 году — 52,1%). Первые пять основных операторов обеспечивают 43,1%
общего оборота. Ожидается, что такая тенденция усилится благодаря возможным
слияниям и поглощениям, а также созданию совместных предприятий с целью
обеспечения наилучшего и более полного обслуживания клиентов.
В экспертном исследовании упоминается, что до кризиса у логистических
компаний были крупные технологические инновационные проекты, наращивание
мощностей и обновление парка. «Реализация этих проектов будет зависеть от
возобновления экономической активности и спроса на логистическую деятельность»,
— заключают эксперты.
Испанская логистика в цифрах:
Количество компаний: 185.
Занятость: 31500 человек.
Оборот: 4900 млн евро.
Ожидаемый рост оборота: 2020: –4,6%; 2021: +3,7%.
Напомним: недавно Транспортал писал про антикризисные планы по восстановлению автотранспортной отрасли во Франции.
Грузовые автоперевозчики Франции не намерены опускать руки, несмотря
на пандемию коронавируса. Они хотят использовать позитивную волну, появившуюся
с начала кризиса, чтобы наиболее полно обозначить планы по восстановлению
автотранспортной отрасли.
Перевод с французского: Виктор Холопов