0
05:41

Один из лучших лыжников Беларуси стал водителем-дальнобойщиком

Почему Юрий Астапенко решил снять лыжи и взяться за руль?

Всего пару лет назад Юрий Астапенко был одним из лидеров сборной Беларуси по лыжным гонкам. В международном рейтинг‑листе он до сих пор обладает определенным количеством зачетных баллов, из мужского состава нашей команды уступая лишь Михаилу Семенову. По идее, запросто мог рассуждать и про Олимпиаду, но интересы у теперь уже бывшего лыжника вдруг сменились. Вместо палок в руках оказался руль, а вместо лыжни перед глазами дорога. К профессии водителя‑международника Юра пока лишь примеряется, но с большими машинами и далекими расстояниями твердо намерен связать свою будущую жизнь. И ни о чем не жалеет.

Лыжня

— Уходить я решил не вдруг. Оценил перспективы, посоветовался с женой. Одна из причин — мне не позволили работать с тем тренером, с которым я хотел. Дело не в каких‑то капризах. Просто за год тренировок вместе с Сергеем Долидовичем я прибавил, пожалуй, мощнее, чем когда‑либо. Но в команду пришел российский специалист Николай Лопухов, все начали перекраивать, возможности позволить мне работать, как прежде, не нашлось. Я не хочу сказать, что Лопухов — плохой тренер. Вовсе нет. Человек с громким именем. Характер у него, конечно, непростой, к тому же привык работать по российским методикам: «Не тянешь — возьмем другого». Но в нашей стране такой скамейки запасных нет, и молодые ребята с ним общий язык так и не нашли. Я же устал от тренерских смен, к тому же чувствовал, что с Долидовичем у меня получается. Решил пойти против общего мнения, но в итоге пришлось уйти и искать себя в чем‑то другом.

Работать с Долидовичем Юрий Астапенко начал в 2016 году. Времена для белорусских лыж не самые простые. После Олимпиады в Сочи в сборной в очередной раз затеяли перестановки. Долидович, финишировавший на Играх в двух шагах от пьедестала, начал совмещать тренировки с обязанностями главного тренера. Правда, несмотря на достаточно успешный чемпионат мира в Фалуне, в сборной вновь случился переворот. В итоге большинство спортсменов оказалось под крылом сперва Виктора Камоцкого, после (всего через пару месяцев) — Ивана Листопада. Юрий принципиально остался с Долидовичем. Так и докатились до олимпийского Пхенчхана.

— Если ты не в команде, то и денег на тебя не выделяют. Спасала олимпийская стипендия, но мы для всех были как кость в горле. Уверен, многие ждали, чтобы мы споткнулись. Виктор Камоцкий сперва основное внимание обращал на тех, кто ездил по этапам Кубка мира, а после и вовсе сосредоточился на привезенных из России девушках. Начали «обрабатывать» парней: «Дескать, Долидович — не тренер, уходите от него…» Так всех и переманили на свою сторону, а я до сих пор убежден, что Сергей, оказавшийся одним из всего трех лыжников в истории, которым удалось добегать до такого возраста, способен научить очень многому. Мы с ним вместе жили, ели вместе, работали. Уникальный человек. Мне 27 лет, ему — 44, а после тренировки выглядит бодрее. Говорит: «Что? Болит? У меня тоже болит. На, помажь мазью — пройдет». Конечно, и после его ухода Белорусская федерация лыжного спорта для сборной делала все, что необходимо, но я понял, что для меня смысла продолжать нет.

«Контрольным выстрелом» для карьеры Астапенко стал чемпионат мира 2019 года в австрийском Зеефельде. В официальных протоколах результаты белоруса не выглядят совсем уж провальными. 42‑е место в скиатлоне, 16‑е в командном спринте, 33‑е в масс‑старте на 50 километров. Бывало и хуже, но именно из Австрии Астапенко вернулся с твердым намерением поставить лыжи в чулан и сесть за руль.


— Я был в хорошей форме. Еще в начале зимы, сравнивая себя с Александром Большуновым (лидер сезона, обладатель четырех олимпийских медалей), понимал, что уступаю ему секунд 45 в 10‑километровой гонке. Много, но, учитывая уровень россиянина, не катастрофа. На чемпионате мира в спринтерской эстафете у меня и Александра Воронова еще и лыжи несли как никогда раньше.

Казалось, все сложилось: бежали как минимум в финал. И я упал. Прямо на стадионе. Перед трибунами. Как‑то коряво вышло перестроиться, лыжи «уехали» — растянулся в полный рост. Обидно было — просто не передать насколько. 

Приехал на передачу эстафеты, но уже понимал: из‑за меня все пропало. После ходил, извинялся, но что толку? Правда, оставался еще масс‑старт, который я считал своей основной гонкой. Погода была тяжелая, а у нас с подготовкой лыж всегда проблема. В общем, второй достойной пары лыж на «переобувании» у меня не оказалось. Пришлось просить еще один «пит‑стоп». А вдобавок ко всему… опять упал. И снова на стадионе. Потерял лыжу… Основную группу в итоге догнал, но вымотался сильно. Мог быть в двадцатке, а так… После финиша накатило. Всех подвел. В общем, все бросил и ушел.


Дорога

В том, что рано или поздно Юрий Астапенко окажется за рулем, в сборной Беларуси по лыжным гонкам не сомневался никто. Любой мог рассказать о тяге парня к технике и большим грузовикам. Так что развитие послеспортивной карьеры выглядит вполне закономерным. Полноценным водителем‑дальнобойщиком Астапанеко, правда, станет лишь в ближайшем будущем — какое‑то время ушло на получение лицензии, обучение, обкатку: чтобы ездить на фуре за границу важно не только уметь управляться с тягачом, но и знать кучу сопутствующих нюансов. Но Юрий ничуть не жалеет о принятом решении. Рассказывает о грузовиках. Вспоминает истории из пока еще совсем небогатой жизни на колесах. Делится ожиданиями и, кажется, постепенно находит свое место в жизни, которая у завершающих карьеру спортсменов нередко вызывает легкую панику. 

— Я отдавал себе отчет, что всю жизнь бегать не смогу. Рано или поздно придется определяться, чему‑то учиться. А автомобили — моя давняя страсть. Да и сам я ведь из деревни. Как подрос — ездил на всем, что движется: от трактора до мотоцикла. Опыт был. В сборной, зная мою тягу к дороге, нередко во время переездов между стартами давали рулить командным «бусом». Мне в кайф! Плюс жена и часть друзей работают в этой сфере. Понемногу начал вливаться в разные технические моменты. Пока, правда, делал только «пробные» поездки. Нужно привыкнуть, понять, как все организовать. Но сейчас уже официально являюсь водителем международного класса. Осталось уладить некоторые вопросы, и можно полноценно усаживаться за руль. Лыжи? Я и сейчас бегаю. Рядом с нашим офисом — лыжероллерная трасса. Сергей Долидович дал мне на время роллеры на надувных колесах — можно по тротуарам ездить. Так что иногда на работу на них прибегаю. Тренируюсь, так что и сегодня, наверное, уровень бы поддержал. Но я ни о чем не жалею. Спорт затягивает. График: потренировался — поел — поспал и опять на тренировку. На сборе приходишь в комнату и сидишь в интернете. Или фильмы смотришь. Так жизнь и проходит, поэтому очень многие спортсмены потом сложно перестраиваются на «обычный» режим. В глубине души я понимаю, что мог себя еще проявить в спорте, но я начал задумываться о будущем. Побегал бы я еще, допустим, пару лет. Возможно, съездил бы на Олимпиаду. Но выбор сделан. Перевозки, работа водителя — это тоже не сахар, но я чувствую, что занимаюсь любимым делом: жизнь продолжается.

Transportal недавно рассказывал о том, что в Беларуси за последние два месяца существенно вырос спрос на водителей, курьеров и работников склада. Подробнее об этом можно почитать тут.

Источник: https://www.sb.by

Авто

читать больше