Почему Юрий Астапенко решил снять лыжи и взяться за руль?
Всего пару лет назад Юрий Астапенко был одним
из лидеров сборной Беларуси по лыжным гонкам. В международном рейтинг‑листе он
до сих пор обладает определенным количеством зачетных баллов, из мужского
состава нашей команды уступая лишь Михаилу Семенову. По идее, запросто мог
рассуждать и про Олимпиаду, но интересы у теперь уже бывшего лыжника вдруг
сменились. Вместо палок в руках оказался руль, а вместо лыжни перед глазами
дорога. К профессии водителя‑международника Юра пока лишь примеряется, но с
большими машинами и далекими расстояниями твердо намерен связать свою будущую
жизнь. И ни о чем не жалеет.
Лыжня
— Уходить я решил не вдруг. Оценил
перспективы, посоветовался с женой. Одна из причин — мне не позволили работать
с тем тренером, с которым я хотел. Дело не в каких‑то капризах. Просто за год
тренировок вместе с Сергеем Долидовичем я прибавил, пожалуй, мощнее, чем когда‑либо.
Но в команду пришел российский специалист Николай Лопухов, все начали
перекраивать, возможности позволить мне работать, как прежде, не нашлось. Я не
хочу сказать, что Лопухов — плохой тренер. Вовсе нет. Человек с громким именем.
Характер у него, конечно, непростой, к тому же привык работать по российским
методикам: «Не тянешь — возьмем другого». Но в нашей стране такой скамейки
запасных нет, и молодые ребята с ним общий язык так и не нашли. Я же устал от
тренерских смен, к тому же чувствовал, что с Долидовичем у меня получается.
Решил пойти против общего мнения, но в итоге пришлось уйти и искать себя в чем‑то
другом.
Работать с Долидовичем Юрий Астапенко начал в
2016 году. Времена для белорусских лыж не самые простые. После Олимпиады в Сочи
в сборной в очередной раз затеяли перестановки. Долидович, финишировавший на
Играх в двух шагах от пьедестала, начал совмещать тренировки с обязанностями
главного тренера. Правда, несмотря на достаточно успешный чемпионат мира в
Фалуне, в сборной вновь случился переворот. В итоге большинство спортсменов
оказалось под крылом сперва Виктора Камоцкого, после (всего через пару месяцев)
— Ивана Листопада. Юрий принципиально остался с Долидовичем. Так и докатились
до олимпийского Пхенчхана.
— Если ты не в команде, то и денег на тебя не
выделяют. Спасала олимпийская стипендия, но мы для всех были как кость в горле.
Уверен, многие ждали, чтобы мы споткнулись. Виктор Камоцкий сперва основное
внимание обращал на тех, кто ездил по этапам Кубка мира, а после и вовсе
сосредоточился на привезенных из России девушках. Начали «обрабатывать» парней:
«Дескать, Долидович — не тренер, уходите от него…» Так всех и переманили на
свою сторону, а я до сих пор убежден, что Сергей, оказавшийся одним из всего
трех лыжников в истории, которым удалось добегать до такого возраста, способен
научить очень многому. Мы с ним вместе жили, ели вместе, работали. Уникальный
человек. Мне 27 лет, ему — 44, а после тренировки выглядит бодрее. Говорит:
«Что? Болит? У меня тоже болит. На, помажь мазью — пройдет». Конечно, и после
его ухода Белорусская федерация лыжного спорта для сборной делала все, что
необходимо, но я понял, что для меня смысла продолжать нет.
«Контрольным выстрелом» для карьеры Астапенко
стал чемпионат мира 2019 года в австрийском Зеефельде. В официальных протоколах
результаты белоруса не выглядят совсем уж провальными. 42‑е место в скиатлоне,
16‑е в командном спринте, 33‑е в масс‑старте на 50 километров. Бывало и хуже,
но именно из Австрии Астапенко вернулся с твердым намерением поставить лыжи в
чулан и сесть за руль.
— Я был в хорошей форме. Еще в начале зимы,
сравнивая себя с Александром Большуновым (лидер сезона, обладатель четырех
олимпийских медалей), понимал, что уступаю ему секунд 45 в 10‑километровой
гонке. Много, но, учитывая уровень россиянина, не катастрофа. На чемпионате
мира в спринтерской эстафете у меня и Александра Воронова еще и лыжи несли как
никогда раньше.
Казалось, все сложилось: бежали как минимум в
финал. И я упал. Прямо на стадионе. Перед трибунами. Как‑то коряво вышло
перестроиться, лыжи «уехали» — растянулся в полный рост. Обидно было — просто
не передать насколько.
Приехал на передачу эстафеты, но уже понимал:
из‑за меня все пропало. После ходил, извинялся, но что толку? Правда, оставался
еще масс‑старт, который я считал своей основной гонкой. Погода была тяжелая, а
у нас с подготовкой лыж всегда проблема. В общем, второй достойной пары лыж на
«переобувании» у меня не оказалось. Пришлось просить еще один «пит‑стоп». А
вдобавок ко всему… опять упал. И снова на стадионе. Потерял лыжу… Основную
группу в итоге догнал, но вымотался сильно. Мог быть в двадцатке, а так… После
финиша накатило. Всех подвел. В общем, все бросил и ушел.
Дорога
В том, что рано или поздно Юрий Астапенко
окажется за рулем, в сборной Беларуси по лыжным гонкам не сомневался никто.
Любой мог рассказать о тяге парня к технике и большим грузовикам. Так что
развитие послеспортивной карьеры выглядит вполне закономерным. Полноценным
водителем‑дальнобойщиком Астапанеко, правда, станет лишь в ближайшем будущем —
какое‑то время ушло на получение лицензии, обучение, обкатку: чтобы ездить на
фуре за границу важно не только уметь управляться с тягачом, но и знать кучу
сопутствующих нюансов. Но Юрий ничуть не жалеет о принятом решении.
Рассказывает о грузовиках. Вспоминает истории из пока еще совсем небогатой
жизни на колесах. Делится ожиданиями и, кажется, постепенно находит свое место
в жизни, которая у завершающих карьеру спортсменов нередко вызывает легкую
панику.
— Я отдавал себе отчет, что всю жизнь бегать
не смогу. Рано или поздно придется определяться, чему‑то учиться. А автомобили
— моя давняя страсть. Да и сам я ведь из деревни. Как подрос — ездил на всем,
что движется: от трактора до мотоцикла. Опыт был. В сборной, зная мою тягу к
дороге, нередко во время переездов между стартами давали рулить командным
«бусом». Мне в кайф! Плюс жена и часть друзей работают в этой сфере. Понемногу
начал вливаться в разные технические моменты. Пока, правда, делал только
«пробные» поездки. Нужно привыкнуть, понять, как все организовать. Но сейчас
уже официально являюсь водителем международного класса. Осталось уладить
некоторые вопросы, и можно полноценно усаживаться за руль. Лыжи? Я и сейчас
бегаю. Рядом с нашим офисом — лыжероллерная трасса. Сергей Долидович дал мне на
время роллеры на надувных колесах — можно по тротуарам ездить. Так что иногда
на работу на них прибегаю. Тренируюсь, так что и сегодня, наверное, уровень бы
поддержал. Но я ни о чем не жалею. Спорт затягивает. График: потренировался —
поел — поспал и опять на тренировку. На сборе приходишь в комнату и сидишь в
интернете. Или фильмы смотришь. Так жизнь и проходит, поэтому очень многие
спортсмены потом сложно перестраиваются на «обычный» режим. В глубине души я
понимаю, что мог себя еще проявить в спорте, но я начал задумываться о будущем.
Побегал бы я еще, допустим, пару лет. Возможно, съездил бы на Олимпиаду. Но
выбор сделан. Перевозки, работа водителя — это тоже не сахар, но я чувствую,
что занимаюсь любимым делом: жизнь продолжается.
Transportal недавно
рассказывал о том, что в Беларуси за
последние два месяца существенно вырос спрос на водителей, курьеров и
работников склада. Подробнее об этом можно почитать тут.