17 июня минская транспортная компания Янстронг провела, пожалуй, одно из значимых мероприятий для современного белорусского транспортного рынка – собрание с девушками-водителями, которые претендуют на должность водителя-международника (да, сейчас у перевозчика действительно открыта специальная вакансия для девушек).
Сегодня в компании Янстронг уже работает дальнобойщицей одна девушка –
Александра Хурсан. Важно отметить, что работает Саша официально: для ее оформления
было изучено огромное количество документов, проведена аттестация, пройдены все
коридоры Министерства труда. А все потому, что профессия водителя-международника
для белорусских женщин до сих пор считается опасной.
В чем же заключается суть аттестации?
Аттестация рабочих мест – специальная процедура, которая дает точную
информацию об условиях труда на конкретных рабочих местах: наличии вредных и
(или) опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности
трудового процесса. Подобная процедура была проведена и на грузовике Mercedes-Benz Actros 4, на котором Александре
предстояло впоследствии работать. А о том, как прошел данный процесс,
рассказала Мария Литвинова, юрист транспортной компании Янстронг:
«Согласно
статье 262 Трудового кодекса Республики Беларусь запрещается привлечение женщин
к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда,
а также подземных работ.
Список
тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых
запрещается привлечение к труду женщин, утвержден постановлением Министерства труда
и социальной защиты Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 35.
Так,
запрещается привлечение к труду женщин по профессии «водитель автомобиля» на
междугородных пассажирских перевозках на автобусах с количеством мест свыше 14
и грузовых автомобилях грузоподъемностью свыше 5 тонн (самосвалов 2,5 тонны)
при условии отнесения работ к работам с вредными и (или) опасными условиями
труда по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Из
приведенного выше текста видно, что в случае, если по результатам аттестации
общая оценка условий труда на рабочем месте соответствует классу 2
(допустимые), то привлечение к труду женщин по профессии «водитель автомобиля»
на междугородных пассажирских перевозках на автобусах с количеством мест свыше
14 и грузовых автомобилях грузоподъемностью свыше 5 тонн (самосвалов 2,5 тонны)
допускается.
Поэтому компания Янстронг провела аттестацию рабочего места конкретно для Александры. Изначально мы неоднократно обращались за разъяснениями в БАМАП и Министерство труда и социальной защиты, однако исчерпывающего ответа так и не получили.
После чего
мы нашли специальную аккредитованную организацию, которая имеет право оказывать
услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Для этого
достаточно подать заявку в письменном виде, заполнить общие сведения об
организации и о рабочем месте, по которому необходимо провести аттестацию.
Далее
заключается договор, и заявка идет в работу. Сотрудники данной организации
лично приехали с необходимым оборудованием на стоянку нашего предприятия, куда
предварительно был пригнан тягач, произвели все необходимые измерения по
различным показателям, сделали фотокарты рабочего места.
Мария Литвинова, юрист транспортной компании Янстронг
В
итоге все полученные показатели были проанализированы и сопоставлены с
законодательно допустимыми значениями, после чего были оформлены все
необходимые документы (протоколы, карты, приказы). Впоследствии данные
документы в обязательном порядке в течение 1 месяца со дня утверждения
результатов аттестации были выгружены на сайт Министерства труда и социальной защиты
для проверки.
Проблем
никаких не возникало, так как привлеченная организация выполнила все в
кратчайшие сроки и на высшем уровне, были предоставлены документы как в
бумажном варианте, так и в электронном, была оказана помощь, в том числе и по
выгрузке документов в электронном виде на портал Минтруда.
В
результате, после аттестации рабочего места Александры вся техника Mercedes-Benz Actros была отнесена ко второму классу:
следовательно, она безопасна в эксплуатации как для мужчин, так и для женщин.
На получение необходимых разрешений и документов ушло около полугода: первоначальные запросы в Министерство труда были сделаны еще в прошлом году, договор на аттестацию компания Янстронг заключила в феврале, аттестация же была проведена и завершена в марте этого года».
Отдельно
стоит отметить, что ключевую роль в официальном трудоустройстве Александры и
получении необходимых разрешений сыграл Автомобильный дом «Энергия ГмбХ»:
руководитель отдела продаж грузовой техники Марина Догодькина изначально
поддержала идею помощи девушкам и взяла Сашу на попечительство. Также дилер Mercedes-Benz было принято
соглашение о том, что все седельные тягачи Actros,
приобретаемые для девушек-водителей, будут продаваться со скидкой и интересными
предложениями по комплектации.
Марина Догодькина на собрании для девушек-водителей
Конечно же, большинство крупных компаний, реализующих грузовую технику, поддержали идею найма девушек в международные перевозки – об этом мы уже писали ранее. Однако, как показала практика, «перешло от слов к делу» только представительство Mercedes в Беларуси – и сделало значимый шаг вперед на пути к гендерным переменам в закостенелой и исконно «чисто мужской» транспортно-логистической сфере.