0
03:36

"На получение необходимых разрешений ушло полгода". Юрист транспортной компании - о том, как трудоустроить дальнобойщиком женщину

17 июня минская транспортная компания Янстронг провела, пожалуй, одно из значимых мероприятий для современного белорусского транспортного рынка – собрание с девушками-водителями, которые претендуют на должность водителя-международника (да, сейчас у перевозчика действительно открыта специальная вакансия для девушек).

Сегодня в компании Янстронг уже работает дальнобойщицей одна девушка – Александра Хурсан. Важно отметить, что работает Саша официально: для ее оформления было изучено огромное количество документов, проведена аттестация, пройдены все коридоры Министерства труда. А все потому, что профессия водителя-международника для белорусских женщин до сих пор считается опасной.


В чем же заключается суть аттестации?

Аттестация рабочих мест – специальная процедура, которая дает точную информацию об условиях труда на конкретных рабочих местах: наличии вредных и (или) опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Подобная процедура была проведена и на грузовике Mercedes-Benz Actros 4, на котором Александре предстояло впоследствии работать. А о том, как прошел данный процесс, рассказала Мария Литвинова, юрист транспортной компании Янстронг:

«Согласно статье 262 Трудового кодекса Республики Беларусь запрещается привлечение женщин к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также подземных работ.

Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 35.

Так, запрещается привлечение к труду женщин по профессии «водитель автомобиля» на междугородных пассажирских перевозках на автобусах с количеством мест свыше 14 и грузовых автомобилях грузоподъемностью свыше 5 тонн (самосвалов 2,5 тонны) при условии отнесения работ к работам с вредными и (или) опасными условиями труда по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Из приведенного выше текста видно, что в случае, если по результатам аттестации общая оценка условий труда на рабочем месте соответствует классу 2 (допустимые), то привлечение к труду женщин по профессии «водитель автомобиля» на междугородных пассажирских перевозках на автобусах с количеством мест свыше 14 и грузовых автомобилях грузоподъемностью свыше 5 тонн (самосвалов 2,5 тонны) допускается.

Поэтому компания Янстронг провела аттестацию рабочего места конкретно для Александры. Изначально мы неоднократно обращались за разъяснениями в БАМАП и Министерство труда и социальной защиты, однако исчерпывающего ответа так и не получили.

После чего мы нашли специальную аккредитованную организацию, которая имеет право оказывать услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Для этого достаточно подать заявку в письменном виде, заполнить общие сведения об организации и о рабочем месте, по которому необходимо провести аттестацию.

Далее заключается договор, и заявка идет в работу. Сотрудники данной организации лично приехали с необходимым оборудованием на стоянку нашего предприятия, куда предварительно был пригнан тягач, произвели все необходимые измерения по различным показателям, сделали фотокарты рабочего места.


Мария Литвинова, юрист транспортной компании Янстронг

В итоге все полученные показатели были проанализированы и сопоставлены с законодательно допустимыми значениями, после чего были оформлены все необходимые документы (протоколы, карты, приказы). Впоследствии данные документы в обязательном порядке в течение 1 месяца со дня утверждения результатов аттестации были выгружены на сайт Министерства труда и социальной защиты для проверки.

Проблем никаких не возникало, так как привлеченная организация выполнила все в кратчайшие сроки и на высшем уровне, были предоставлены документы как в бумажном варианте, так и в электронном, была оказана помощь, в том числе и по выгрузке документов в электронном виде на портал Минтруда.

В результате, после аттестации рабочего места Александры вся техника Mercedes-Benz Actros была отнесена ко второму классу: следовательно, она безопасна в эксплуатации как для мужчин, так и для женщин.

На получение необходимых разрешений и документов ушло около полугода: первоначальные запросы в Министерство труда были сделаны еще в прошлом году, договор на аттестацию компания Янстронг заключила в феврале, аттестация же была проведена и завершена в марте этого года».

Отдельно стоит отметить, что ключевую роль в официальном трудоустройстве Александры и получении необходимых разрешений сыграл Автомобильный дом «Энергия ГмбХ»: руководитель отдела продаж грузовой техники Марина Догодькина изначально поддержала идею помощи девушкам и взяла Сашу на попечительство. Также дилер Mercedes-Benz было принято соглашение о том, что все седельные тягачи Actros, приобретаемые для девушек-водителей, будут продаваться со скидкой и интересными предложениями по комплектации.


Марина Догодькина на собрании для девушек-водителей

Конечно же, большинство крупных компаний, реализующих грузовую технику, поддержали идею найма девушек в международные перевозки – об этом мы уже писали ранее.  Однако, как показала практика, «перешло от слов к делу» только представительство Mercedes в Беларуси – и сделало значимый шаг вперед на пути к гендерным переменам в закостенелой и исконно «чисто мужской» транспортно-логистической сфере.

Авто

читать больше