Из-за
катастрофически быстрого распространения коронавируса по всему земному шару,
экономика США и, в частности, отрасль грузоперевозок сталкиваются с серьезными
многогранными проблемами.
Ситуация с
ценами на нефть напоминает военные действия, фондовый рынок переживает
сильнейший спад после кризиса 2008 года. Финансовые средства потребителей
находятся под угрозой, что в самое ближайшее время может значительно повлиять
на стоимость перевозок. А опасность заражения, ведущая к ограничению
человеческих контактов, может разрушить установившиеся цепочки поставок.
Снижение
импорта из азиатских стран означает сокращение рабочих мест в США. Порты
Западного побережья являются североамериканскими воротами для грузов из Азии.
По данным Тихоокеанской морской ассоциации (далее ТМА), в течение последних
недель на операции в портах всё ощутимее сказывалось сокращение грузопотока в
результате вспышки COVID-19. Объем импорта грузов значительно сократился, и
вместе с ним снизились объемы работы для грузчиков и водителей грузовиков по
всему побережью. Согласно данным ТMA, в портах Лос-Анджелеса и Лонг-Бич,
являющихся основными пунктами ввоза китайских товаров, рабочие смены
уменьшились на 21% в этом году по сравнению с первым кварталом 2019 года. Оба
предприятия раскрыли объемы контейнерных перевозок за февраль: импорт в
Лонг-Бич упал на 18% по сравнению с годом ранее; объем импорта в Лос-Анжелесе
снизился на 23%.
По прогнозам
Los Angeles Times, снижение достигнет 500 тысяч контейнерных единиц, и
коронавирус в ближайшее время может повлиять на миллион рабочих мест в южной
Калифорнии, связанных с деятельностью портов, включая грузчиков, докеров и
водителей грузовиков.
По данным
Американской ассоциации портовых властей (AAoPA), в морских портах США
наблюдается замедление деятельности на 20% в марте, и похожая ситуация
распространяется на апрель.
Та же
тенденция прослеживается и в других странах. В Роттердаме (Нидерланды),
считающемся экономическими воротами Европы в Азию и за её пределы, происходит
аналогичное сокращение – примерно на 20%. Датская коммерческая сеть Tradeshift
отметила, что китайская торговая активность упала на 56 % всего за одну неделю
в конце феврале.
Менеджеры
цепочек поставок считают, что после того, как распространение коронавируса
будет остановлено, все звенья столкнутся с увеличением грузопотока, но морские
терминалы будут готовы с ним справиться. В случае, если этого не произойдет, и
спад затянется на долгие месяцы, экономическая и политическая значимость портов
и их работников может снова переместиться на передний план в тех пунктах,
которые соединяют США с ключевыми зарубежными рынками (Вирджиния, Южная
Каролина, Джорджия и Техас).
Объемы
внутренних грузоперевозок увеличились
Обеззараживающие
санитарные и другие моющие и чистящие средства были сметены с прилавков
магазинов по всей территории США, что привело к увеличению объемов
грузоперевозок. В связи с этим, согласно данным DAT Solutions, ставки на фрахт
резко поднялись с первой недели марта. DAT Solutions (первоначально
Dial-a-Truck) является базирующейся в США грузовой биржей (центральная грузовая
доска) и поставщиком транспортной информации, обслуживающей весь
североамериканский регион.
Службы
распространения товаров не сообщали о каких-либо конкретных признаках нарушения
цепочки поставок из-за вспышки COVID-19. Но это может измениться в ближайшие
недели в зависимости от уровней импорта, и от того, насколько быстро китайские
порты смогут оптимизировать свои резервы и перенаправить отсроченные грузовые
рейсы в США.
К середине
месяца на электронных грузовых сервисах DAT наблюдался скачок нагрузки на 9,8%,
причем самыми большими были загрузки фургонов, которые выросли на 12,1%, а
ставки выросли на 2%. Национальные спотовые ставки (для сделок с немедленной
поставкой) снижались с начала года – каждый месяц, начиная с января.
Канадская
транспортная группа Wellington сообщила, что в последние дни наблюдается рост
объемов перевозок. Прежде всего, это касается сектора здравоохранения, товаров
для дома, продуктов питания, обеззараживающих и моющих средств. На фоне паники
за одну неделю компания доставила 28 партий туалетной бумаги только в один
регион США…
Падение
цен на топливо
Грузоперевозчики
также извлекают выгоду из назревающей нефтяной войны, которая способствовала
устойчивому снижению цен на дизельное топливо на всей территории Соединенных
Штатов. Начиная с 10 марта, усреднённый галлон дизельного топлива в США стоил $
2,814 – это на 26,5 центов меньше, чем в первую неделю 2020 года, в
соответствии с данными Управления энергетической информации США (самый низкий
средний показатель по стране с октября 2017 года). Положение США как
крупнейшего в мире производителя нефти, которое держится более двух лет, сейчас
находится под угрозой. Экономические последствия эпидемии для Америки усугубили
нефтяной конфликт России и Саудовской Аравии. Негативные изменения в первую
очередь касаются американской сланцевой индустрии. Большинство открытых скважин
в настоящее время убыточны, и бурильщики сокращают объемы добычи.
Требования
усиливаются, мероприятия откладываются
Правила
пересечения границы Канады и США были ужесточены, но пока она остается открытой
для грузоперевозок. Однако пограничники теперь тщательнее проверяют людей на
наличие инфекции. А водителям грузовиков из США, вернувшихся на родину,
устанавливается 14-дневный карантин.
Несколько
крупных, связанных с грузоперевозками торговых выставок, и конференций были
отменены или отложены на неопределенное время. Национальная выставка Truck
World Newcom Media, посвященная автомобильной промышленности Канады, и
соответствующий саммит технического обслуживания парка TruckTech, перенесены.
Ассоциация автомобильного транспорта провинции Альберта и Ассоциация
автоперевозчиков провинции Манитоба отложили проведение своих ежегодных общих
собраний, но новые даты еще не определены. Квебекская ассоциация грузоперевозок
отменила свой 69-й ежегодный конгресс. Выставка грузовых автомобилей Truxpo
2020 также отложена.
Федеральное
регулирование в помощь
В ответ на
вспышку Covid-19 в США ввели национальную чрезвычайную декларацию по
оптимизации часов работы (HOS) водителей, осуществляющих перевозки товаров
чрезвычайной необходимости между штатами. Федеральное управление по
безопасности перевозок (FMCSA) впервые ввело подобное общенациональное
регулирование. Однако послабления касаются только ТС с полной загрузкой
специально определенных предметов помощи, обычные или смешанные перевозки не
включены. Как только водитель завершает экстренную доставку, он должен взять
10-часовой перерыв в случае товарных перевозок и 8-часовой перерыв, если он
перевозил пассажиров.
Канадская
Ассоциация страхования жизни и здоровья всячески старается поддержать водителей
и взять на себя дополнительные риски. Недавно она пояснила, что дальнобойщики
из Канады не потеряют медицинское страхование за пределами своей страны в связи
с ограничениями на второстепенные поездки, которые вступают в силу в ближайшие
дни.
Небывалые
пробки на границах Европы
Поскольку
коронавирус начал разрушать цепочки поставок, тысячи грузовиков застряли на
границах по всей Европе. Европейские лидеры закрыли шлагбаумы для
второстепенных перевозок, оставив их открытыми только для грузовиков,
перевозящих продукты питания и лекарства.
Это привело к
массовому резервированию грузовиков. Пробки на границах Польши в некоторых
местах простираются на 50 км, и положение продолжает ухудшаться, несмотря на
усилия ЕС по борьбе с нарушениями. Варшава взяла на вооружение самые строгие
меры, включающие проверку каждого водителя на наличие вируса.
Вирус
останавливает производство автомобилей
Почти все
крупные производители автомобилей останавливают или сокращают производство
из-за пандемии. Майк Хос, исполнительный директор Британского Общества
автопроизводителей и трейдеров, предупредил, что британский автопром
«остановился на обочине».
Jaguar Land
Rover (JLR) стал последним в череде автопроизводителей, объявивших о временном
закрытии своих заводов, вслед за Vauxhall (относится к PSA Group), Nissan,
Honda, Toyota и BMW. Тем не менее, производственные комплексы Jaguar в Бразилии
и Индии пока продолжают свою работу.
Группа JLR
проинформировала, что её объекты в Солихалле, Касле Бромвиче и Хейлвуде будут
открыты в лучшем случае не раньше 20 апреля. А принадлежащая Volkswagen Bentley
Motors объявила, что все работы на заводе в г. Кру (графство Чешир)
откладываются до той же даты.
С 23 марта
Ford временно приостановил производство на своем лондонском предприятии, а в
конце марта закроется и уэльский завод компании.
В США Ford,
General Motors и Fiat Chrysler проинформировали о выборочных остановках
некоторых своих предприятий. Тесла в Калифорнии сейчас также закрывается.
Производство
шин сокращается
Лидирующие
мировые шинники следуют примеру автопроизводителей. Goodyear объявила, что
приостановит производство шин и химикатов в регионах Северной и Южной Америки
как минимум до 3 апреля.
Bridgestone
рассказала о закрытии своих производственных предприятий в Северной и Латинской
Америке, начиная с выходных 21 марта. План компании предусматривает
возобновление нормальной работы всех объектов не ранее 12 апреля и только в
случае благоприятного развития ситуации. Менеджеры Goodyear объяснили, что
«поэтапное отключение» начнется на шинных, восстановительных и химических
заводах компании в Бразилии, Канаде, Чили, Колумбии, Мексике и США в ближайшие
дни». Ранее был закрыт завод по производству шин Akron, расположенный в Огайо.
Никому не
нужен автомобильный секонд-хенд
Одна из самых
крупных сетей британских автосалонов подержанных автомобилей Pendragon заявила,
что спрос на подержанные автомобиля во всех сегментах резко упал. Мало кому в
настоящий момент хочется покупать подержанные машины, жалуется руководство
компании. Сейчас Pendragon откладывает расходы на развитие и маркетинг и разрабатывает
новые графики работы, поскольку всё больше сотрудников вынуждены работать из
дома. Окончательный дивиденд группы значительно сократился, а цены на акции
снизились более чем на 33 процента, ознаменовав тем самым рекордный уровень
падения за последние 11 лет.
Борьба и
солидарность
Однако
сопротивление вирусу крепнет. В Германии Volkswagen Group бесплатно
распространяет протективные маски и другие защитные средства. Город Вольфсбург
также скоро должен получить от VW дополнительные медицинские материалы и
оборудование. Член правления компании Гуннар Килиан сказал, что «Солидарность
является сейчас главным приоритетом для Volkswagen».
В США General
Motors финансирует производителя систем антибактериальной защиты Ventec Life
Systems, чтобы увеличить производство необходимых фармакологических средств для
лечения респираторных заболеваний и поддержать сопротивление с пандемией.
К слову,
почитать о том, почему, по мнению эксперта, во время пандемии отрасли
автомобильных грузоперевозок нужны новые правила игры, можно по этой ссылке.