Пандемия COVID-19 внесла в
работу автоперевозчиков значительные изменения. Некоторые из них продолжат
оказывать влияние на отрасль даже тогда, когда с вирусом будет покончено.
Специалисты логистической
компании Corex Logistics уверены: чтобы оставаться на плаву, логистическим
компаниям необходимо быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Они составили
список трендов, которые будут влиять на логистику и рынок автоперевозок в
ближайшие месяцы, а возможно и годы.
Демпинг. Грузов
стало меньше, а свободного транспорта – больше. Усиление конкуренции между
перевозчиками неизбежно приведёт к демпингу, и некоторые компании могут не
выдержать падения и без того невысоких ставок.
Банкротства логистических компаний. По мнению логистов, многим небольшим и некоторым средним компаниям по
итогам вызванного пандемией кризиса придётся уйти с рынка. Их уход обернётся
чередой банкротств, поглощений и слияний.
Укрепление сотрудничества.
Эксперты считают, что логистические и сервисные компании могут начать
совместную разработку комплексных предложений, объединить свои сервисы, чтобы
усилить общие позиции.
Автопарки начнут стареть. Сегодня
из-за обвала рубля и пандемии коронавируса около 90% автоперевозчиков
отказались от ранее запланированного расширения автопарков. Средний возраст
машин будет будет расти, а спрос на ремонт и техобслуживание коммерческого
транспорта увеличится.
Сборные грузы прибавят в объеме. Объемы перевозки сборных грузов сегодня растут, особенно в
международном сегменте, на европейском направлении. Это связано с уменьшением
партий доставляемых грузов и ограничениями на воздушные перевозки.
Цифровизация. О
пользе и эффективности цифровых решений говорят давно, но для многих компаний
именно коронавирус стал толчком для внедрения современных технологий. Набирают
популярность мобильные приложения для взаимодействия с онлайн-сервисами,
которые позволяют заказывать перевозку с помощью мобильных телефонов.
Аутсорсинг активно
развивается с начала нулевых, но сегодня он может стать особенно полезным,
потому как даёт возможность сэкономить не только деньги, но и время.
Спрос на доставку товаров повседневного спроса в российскую глубинку может
увеличиться. Спрос на такие товары в небольших городах и посёлках растёт, а
вернувшиеся из мегаполисов жители приносят туда современные тренды.
Бесконтактная курьерская доставка на последней миле уже стала стандартом для многих логистических
компаний. Кроме того, сегодня покупатели готовы переплачивать (пусть
и немного, 5-10%), чтобы получать необходимые товары быстро, избегая
необходимости выходить на улицу и посещать людные места.
Доставка дронами может
получить распространение в обозримом будущем. В Китае во время эпидемии дроны
доставляли большую часть небольших посылок.
Перевод сотрудников на "удалёнку" потребует от логистических компаний
оптимизации и автоматизации некоторых бизнес-процессов. Но этот тренд
неизбежен: коронавирус показал, что многим сотрудникам для эффективной работы
находиться в офисе не обязательно.
Отказ от автомобильного транспорта в пользу железнодорожного может наблюдаться на международных
маршрутах, особенно протяженных (например, Европа - Азия). Хотя для грузовиков
границы остаются открытыми, скорость доставки автомобильным транспортом может
значительно снизиться из-за строгих проверок и карантинных мер. Перевозка по
железной дороге в таком случае может стать более быстрой, особенно если учесть,
что множество пассажирских поездов было отменено.
Логистам придётся задуматься о будущем. Опыт, который приобретут руководители
логистических компаний, подстегнёт их к формированию резервов на черный день и
составлению плана на случай наступления нового кризиса.
Логистические форумы и конференции перейдут в онлайн-формат. Многие мероприятия уже перешли в
онлайн, а некоторые события, которые по каким-либо причинам не удастся провести
в сети, будут отменены.
* * *
Авторы прогноза считают, что
пандемия коронавируса в значительной степени преобразит рынок логистических
услуг; прежним он уже не станет. Они, однако, отмечают, что компании, которые
смогут быстро адаптироваться к новым условиям, получат возможность усилить
сохранённые позиции и найти новые точки роста.
Напомним: недавно Транспортал писал про антикризисные планы по восстановлению автотранспортной отрасли во Франции.
Грузовые автоперевозчики Франции не намерены опускать руки, несмотря
на пандемию коронавируса. Они хотят использовать позитивную волну, появившуюся
с начала кризиса, чтобы наиболее полно обозначить планы по восстановлению
автотранспортной отрасли.