На подъезде к
погранпереходу в своих большегрузах живут более 200 дальнобойщиков. Фуры начали
пропускать через границу в количестве более трёх десятков машин в сутки. Однако
теперь водители жалуются на образование неформальных «клановых» очередей, из-за
которых прибывшие к границе позже других проезжают в Китай раньше всех.
С 22 до 31
мая по решению оперативного штаба Приморского края действует ограничение на
проезд грузового транспорта к автомобильным погранпереходам в направлении
Китайской Народной Республики. Так власти региона пытаются пресечь образование
заторов у пунктов пропуска, где уже в общей сложности находится свыше 500
грузовиков. На самом оживлённом проезде — к погранпереходу Пограничный —
побывали корреспонденты VL.ru.
Проехать к
пункту пропуска на большегрузах в настоящее время невозможно. Для исполнения
решения оперативного штаба на повороте c трассы Уссурийск - Пограничный к
погранпереходу теперь дежурит мобильный пост ГИБДД c грузовиком МЧС. На
спецавтомобиле спасателей установлен экран, где отображается информация о
запрете до конца весны движения крупногабаритного транспорта в сторону Китая.
Инспекторы ДПС и сотрудники МЧС контролируют, чтобы никто не нарушал решение
оперштаба. В итоге водители фур останавливаются прямо перед постом и
скапливаются вдоль дороги.
Ближе к пункту пропуска на улице Сосновая Падь отчётливо видна очередь из грузовиков, образовавшаяся с середины апреля. Обещанных знаков, запрещающих парковку вдоль трасс, здесь так и не появилось — пробка из припаркованных у обочины машин тянется более трёх километров. Дальнобойщики вынуждены в буквальном смысле жить в машинах, пока не настанет их черёд. Одни находятся здесь 10 дней, другие - 20, а есть и те, кто ждут уже без пары дней месяц. С прессой водители общаются неохотно из-за усталости и нежелания светиться в новостях перед начальством, но через какое-то время соглашаются рассказать о жизни на границе.
К слову, мужчины
не особо жалуются на «спартанские» условия. Спокойно говорят о том, что
ночевать приходится прямо в кабине, мыться — из бутылок и леек, а питаться —
как получится. Те, у кого есть деньги, ходят в столовую у погранперехода.
Другие готовят еду на газовых плитках прямо на обочине возле машин. Здесь же
ставят стулья, столики и питаются.
Евгений живёт в машине неделю. Говорит,
что сложнее всего обстоит вопрос с питанием.
«Есть деньги
— сам питаешься! Нет — ищи еду и вари! У нас тут стоит вигвам натянутый. Внутри
есть газовые плитки, баллоны и посуда. Продукты покупали в магазине ребята, у
которых возможность есть вернуться в посёлок Пограничный», - рассказывает
водитель.
Аркадий живёт в приграничной пробке с
14 мая. Главным неудобством он считает ночёвки в кабине и отсутствие
возможности помыться в душе.
«Проблема в
том, что приходилось постоянно ночевать в машине. Мне предстоит провести здесь
ещё четыре дня. Продукты покупали, скидываясь вместе с товарищами. Как
говорится, в общий котёл… Ещё одна проблема началась в Китае — там ночевать не
дают», - делится своими переживаниями дальнобойщик.
По словам
водителей, 25 мая, когда пункт пропуска посетил зампредседателя правительства
Приморья Александр Костенко, в Китай убыло 35 фур. Чиновник тогда сообщил, что
проблема с очередями по плану должна разрешиться до 1 июня. Однако сейчас
только в пункте пропуска Пограничный находятся более 200 фур, поэтому
дальнобойщикам слабо верится, что все они смогут пересечь границу с КНР за это
время.
Кроме того,
водители рассказали журналистам, что им кажется несправедливым отсутствие
единой очереди для перехода границы. По их словам, особо инициативные
дальнобойщики из разных компаний решили создавать отдельные списки на проезд.
Так, водители из общих организаций, городов и районов Приморья объединились с
«земляками», ведя обособленные списки поочередного прохода границы. По словам
дальнобойщиков, это привело к тому, что образовалось сразу восемь очередей. В
итоге те, кто находился в очереди меньшее время, стали проходить через границу
раньше других.
«На
автопереходе Пограничный создалось восемь «кланов», «отрядов», так сказать.
Количество машин в каждой из них неодинаково. В одном — 10, в другом — 15, в
третьем — 40. В итоге условно от одной компании из 10 пропускают через границу
четыре, а из группы другой организации, например, из нескольких десятков фур
тоже пропускают три или четыре. Поэтому некоторые водители умудряются за два
дня выполнить рейс — проехать в Китай и вернуться. Другие же вынуждены стоять
по 22 дня. Мы требуем единой очереди!» - возмутился водитель Тимур.
Геннадий везёт в КНР груз из
Владивостока и в очереди находится с 9 мая. В одну из очередей он записался 10
мая и тогда был 58-м. В настоящее время его фура 10-я на выезд, но водитель не
уверен, что успеет выехать на следующий день из-за «договорняков» своих коллег.
«В общем,
кто-то между собой договорился. Идёт вспышка — пропускать через границу. После
этого из каждого списка едут по несколько машин. Причём количество с разных
перечней не сопоставимо. Из Пограничного машины чаще и быстрей проезжают, а другие
стоят здесь чуть ли не месяц… Также отдельно пускают машины из Арсеньева и
Покровки. Мы думаем, что всегда и везде найдутся хитрые люди. Они ещё
неизвестно где, а его уже кто-то прописал в очередь впереди всех».
Отметим, что
споры из-за этого между водителями возникают, но до драк не доходило. Об этом
говорят как сотрудники полиции, так и сами дальнобойщики.
По данным
регионального правительства, на текущий момент, помимо фур в Пограничном, на
границе остаются ещё 120 машин по пути к пункту пропуска Краскино и 188 в
районе Полтавки. Министерством транспорта Приморского края утверждены схемы
движения по пунктам пропуска. Водителям следует обращать внимание на
установленные знаки.
Скоплением
фур уже заинтересовались в Дальневосточной транспортной прокуратуре и
прокуратуре Приморского края.
Напомним,
после того, как россиянина с подозрением на коронавирус отправили на родину
(диагноз у него не подтвердился), китайские власти в одностороннем порядке
сократили количество автотранспорта, пересекающего границу через погранпереход
Пограничный – Суйфэньхэ с 30 до 10 единиц в сутки туда и обратно. При этом
возможности для ночёвки на сопредельной территории у водителей не было, из-за
чего они вынуждены были возвращаться назад порожняком, что невыгодно с коммерческой
точки зрения. В результате на пункте пропуска Пограничный скопилось большое
количество транспорта, что вызвало там социальную напряжённость.
14 мая на
погранпереходе Пограничный образовалась очередь из 187 грузовиков, а
перевозчики устроили трёхдневную забастовку в знак протеста против сокращения
объёма пропускаемого транспорта. На следующий день общее количество грузовиков,
скопившихся в Приморье перед всеми пунктами пропуска на российско-китайской
границе, увеличилось до 510. В очереди перед Пограничным стояли 212 грузовиков,
у Полтавки – 183, в Краскино – 115. Тогда власти Приморья и провинции
Хэйлунцзян договорились увеличить количество грузовых автомобилей, которые
ежесуточно могут пересекать российско-китайскую границу через пункт пропуска
Пограничный, с 10 до 20 единиц в каждую сторону. Также правительство края
приняло решение организовать дополнительные стоянки автотранспорта.
Отметим,
реконструкция погранпереходов Пограничный и Краскино задумывалась ещё в 2012
году. Она должна была увеличить пропускную способность обоих. Реконструкция
переносилась неоднократно, а в последний раз ФТС и Минтранс заявляли о
готовности начать работы в 2019 году, но что-то снова пошло не так.
Напомним:
недавно Transportal писал о том, что в Беларуси стало меньше нарушений со
стороны транзитных перевозчиков. Санэпидемстанция, милиция и транспортная инспекция
круглосуточно несут службу на постах в приграничной зоне Беларуси и России.