«За такие деньги, как нам предлагают,
можно работать и дома», — возмущены последними изменениями
по зарплате белорусские дальнобойщики, работающие в литовской
компании Girteka Logistics. Несколько дней назад всем водителям этой фирмы
резко и без предупреждения понизили суточные выплаты и оплату
пробега. В ответ они составили петицию и устроили забастовку:
некоторые просто не выехали на работу с паркингов.
Girteka
Logistics — крупнейшая в Европе транспортная компания, главный офис
которой находится в Вильнюсе. Перевозки фирма осуществляет по всей
Европе, Скандинавии и в странах СНГ. В компании более 7400
тягачей и 7800 полуприцепов, работают 18 000 сотрудников, среди которых
кроме граждан Литвы много белорусов и украинцев.
— Раньше
водителям, которые работали на каденции Girteka платила 65−72 евро
в сутки, в зависимости от направления перевозок, —
рассказал Александр из Пинска, водитель Girteka
Logistics. — Тем, кто ездит на «кругах» из Европы в Россию,
платили за пройденный километраж — 13 евроцентов
за километр. Теперь первым будут платить 53 евро и плюс-минус
4 евро в зависимости от страны, вторым — от 9
до 11 евроцентов за километр.
Водителей
возмутило и то, что о понижении оплаты их заранее
не оповестили. Каждому просто прислали СМС о снижении зарплаты.
Обращают внимание они и на тот факт, что сейчас им приходится
работать в условиях пандемии и они подвергают риску себя и свои
семьи.
Такие ответы водители отослали своим
менеджерам
— Конечно,
все от этого были в шоке. Мы устраивались в европейскую
фирму, чтобы заработать больше, чем дома. А сейчас зарплату нам
практически уравняли с белорусской. А ведь еще из нашей зарплаты
часто удерживают деньги, например, за пережог топлива, даже если маршрут
стал длиннее из-за объезда при ремонте дорог. На таких условиях работать
мы не хотим.
Возмущенные
водители из Girteka и других компаний, которые их поддерживают,
через группу в мессенджере договорились подписать петицию с рядом требований, направленную
в адрес руководства Girteka Logistics, ООН, СМИ и других получателей.
20 апреля, в 16.00, петицию
дальнобойщиков подписали 612 человек
Также
дальнобойщики оповестили работодателя, что с новыми ставками
за работу они не согласны и, если все не вернут на прежние
условия, водители уволятся.
Например,
Александр как раз сейчас закончил рейс и сказал, что новую загрузку ему
искать не нужно, собирается ехать домой в Беларусь.
В качестве
акции протеста в 9.00 в понедельник, 20 апреля, часть водителей
Girteka прекратили свою работу: остановились в разных странах
на паркингах и вывесили на зеркала своих тягачей жилеты.
С ними солидарны водители и из других фирм: кто-то также
не выехал на работу и остался на паркинге, другие выехали
с вывешенными на «голове» жилетами.
— Girteka
не единственная фирма в Европе. Нас готовы взять на работу
поляки. А если Германия примет в ближайшее время закон, который
разрешает работу водителям из бывшего СССР, то состояние литовских
перевозчиков будет очень плачевно, — рассуждает еще один водитель
из Беларуси, Сергей.
Скриншот петиции дальнобойщиков
Однако
не все водители разделяют мнение протестующих: часть продолжают свою
работу и петицию не подписывали.
— Никто
никого не держит. Если по вине водителя сорвется загрузка/погрузка,
то есть большой шанс получить штраф от заказчика, который Girteka
оплачивать точно не будет. Это фирма одна из тех, кто держал
зарплату. На протяжении последнего месяца у мелких перевозчиков
не осталось работы. Кто стал, кто понизил зарплату. Думаю, «круги» Европа —
Россия будут сопровождаться потерями в зарплате до 30%, —
объясняет еще один белорусский водитель.
Он говорит,
что среди его знакомых бастующих нет: все или работают, или отдыхают
в положенный выходной. А то, что в группе в вайбере так
много человек, объясняет просто интересом со стороны других.
Перевозчик:
«Мы не снижаем зарплаты, мы объявили о временном изменении»
Реальный
масштаб забастовки оценить сложно.
Одни водители
говорят, что работать перестали около 1000 человек, другие — говорят
о том, что станут максимум 50−100 машин — «никто не хочет
рисковать ни работой, ни зарплатой».
Фото из группы дальнобойщиков
в Viber
Girteka
Logistics разместила на своем сайте пресс-релиз, в котором
говорится, что «нет тягачей, остановившихся из-за кризиса или забастовки».
При этом
фирма подтвердила, что снижает затраты, начиная от приостановления набора
новых сотрудников и заканчивая отменой проектов и расходов,
а также сокращением суточных выплат всех сотрудников, в том числе
и водителей.
— Мы не уменьшаем
зарплаты наших водителей. Мы в течение некоторого времени выплачивали
высокие суточные, из-за текущей экономической ситуации мы объявили
о временном изменении, — объясняют в компании.
— Мы продолжаем работать рука об руку с нашими водителями,
чтобы у них была необходимая информация для оценки ситуации, и вместе
мы работаем над тем, чтобы сохранить рабочие места и обеспечить
бесперебойность бизнеса.