LOGCONSULT
подготовил отраслевой отчет «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в
Республике Беларусь 2020». Независимое исследование рынка экспресс доставки и
курьерских служб проводилось в Беларуси впервые.
В
Республике Беларусь рынок экспресс доставки является высоконкурентным и в
последнее время появляются новые службы доставки, новые сервисы для e-commerce,
нередки и явления ценового демпинга, банкротства операторов. Экспресс доставка
как услуга не может похвастаться высокой маржинальностью. Как показала практика,
высокая конкуренция подталкивает операторов бороться за клиента путем
установления заниженных тарифов (демпинга) на услуги, что нередко приводит к
банкротству.
Только
за 2018 г. – начало 2020 г. с рынка экспресс доставки ушли 3 оператора (ЗАО
«Наша почта» в августе 2018 г., ООО «Курьер Бай» в ноябре 2019 г. и ООО
«Глобел24» в марте 2020 г.). Причиной ухода (банкротства) является
неэффективный менеджмент и ценовая конкуренция (чаще всего и демпинг), а
зачастую и низкий сервис. Но здесь надо отметить, что потребитель хочет дешевую
и быструю доставку, еще и во все точки, а оператор делая быстро и во все точки,
играет с тарифами, ведь еще же есть конкуренция, уходя чаще всего при этом в
минус.
Приходят на рынок экспресс доставки и новые компании.
Наиболее активной является российская СДЭК, которая стоит почтовую сеть в
Беларуси по франчайзинговой системе.
По состоянию на 14 апреля 2020 г. в Республике Беларусь осуществляют деятельность 42 службы экспресс доставки. Из них, специализируются на международной экспресс доставке – 19 операторов, доставку по Минску и Беларуси осуществляют – 16 операторов, 10 компаний работают как с международной доставкой, так и с доставкой по Беларуси.
С доставкой товаров наложенным платежом работают 10 операторов, из них 8 частных
служб доставки и 2 государственных оператора. Количество почтоматов в Беларуси
– 30, из них 21 – в Минске. Значительного распространения данная технология в
Беларуси не получила. Многие привыкли
работать с доставкой на дом, да и почтоматы серьезно ограничивают габариты
товара, который может быть доставлен.
На
рынке появляются агрегаторы служб доставки, особенно активно в сфере доставки
еды. В Беларуси работают 7 агрегаторов доставки еды и 1 агрегатор курьерской
доставки. Рынок доставки еды в Беларуси активно растет. В Беларуси пока не
работает Uber Eats, Яндекс.Еда, Delivery Club.
Главным
критерием выбора оператора экспресс доставки – остается стоимость, скорость
доставки и уровень сервиса. Клиенты все чаще стали обращать внимание на цены и
сроки доставки, дополнительные сервисы, гарантии сохранности груза. Растет
спрос на услуги фулфилмента. Чаще всего фулфилмент используется
интернет-магазинами и представляет собой передачу всей логистической обработки
заказа в соответствующий фулфилмент-центр.
В конце 2019 г. прошло его общественное обсуждение проекта
закона «О платежных системах и услугах», который был разработан Нацбанком, все
заинтересованные лица могли направить свои предложения в адрес ведомства.
Однако принятие закона влечет внесение изменений в огромное количество
подзаконных нормативных правовых актов и его вступление в силу не будет таким
быстрым как ожидается. Кроме того, по мнению эксперта многие ведомства не готовы к такой либерализации
рынка.
В случае принятия законопроекта, у служб экспресс доставки и
курьерских служб появится возможность принимать платежи в пользу третьих лиц,
что даст рывок рынку курьерских служб, а их клиентам оптимизацию расходов на
доставку и возможный отказ от собственных служб доставки. Невозможность
принятия платежей в пользу третьих лиц сдерживает появление на рынке новых
игроков. Никто не спорит, что нужно дать возможность появиться курьерским
службам, которые смогут принимать платежи в пользу третьих лиц. Однако, в
случае принятие законопроекта прогнозируется рост количества курьерских служб
на 20-30%. И конкурировать нужно будет с большим числом игроков, конкуренции
этой конечно не нужно бояться, но для белорусского рынка это может привести к
очередной волне демпинга операторов.
Новые
вызовы для рынка экспресс доставки дает, спад деловой активности, вызванный
covid-19, прежде всего это уменьшение объема деловой корреспонденции и мелких
посылок в сегменте B2B, но вместе с тем и рост интернет-доставок в сегменте B2C
по отдельным видам товаров.
Отчет
также содержит сравнение тарифов основных операторов экспресс доставки на
доставку по Минску и Республике Беларусь, а также международную доставку (из
Минска в Москву и Санкт-Петербург).
Качественный
отраслевой срез рынка экспресс доставки и курьерских служб направлен на
выявление угроз развития рынка, изучения основных игроков, их сильных и слабых сторон,
а также оценку прогнозов развития рынка экспресс доставки, как отдельного
направления в сфере транспортно-логистических услуг.
С
полным 80-страничным отчетом можно ознакомится по ссылке: http://logconsult.by/otchety/express/
Источник:
Дмитрий Курочкин (LOGCONSULT.BY)