Система, которая будет удаленно отслеживать данные
тахографов и штрафовать водителей за неправильный отдых и нарушения скоростного
режима, будет создана уже в этом году.
В конце февраля стало известно, что в России появится
автоматизированная информационная система (АИС) тахографического контроля.
Амбициозный проект по удалённому отслеживанию режима труда и отдыха водителей,
по замыслу правительства, должны реализовать Минтранс и Росавтотранс. Для
ведомств установлен «дедлайн» - 31 декабря 2024 года.
Похоже, что чиновники решили не тянуть резину. 19 марта СМИ,
ссылаясь на доверенный источник в Минтрансе, сообщили, что АИС будет создана в
этом году. Итоговая стоимость системы составит 1,4 млрд долларов,
а её прототип уже проходит
тестирование.
Сегодня данные тахографов необходимо распечатывать при
проверке грузовика или запрашивать у транспортных компаний. АИС позволит
фиксировать нарушения удалённо. Системе не нужно будет подтверждать факт
нарушения данными фотовидеофиксации: достаточно будет получить от тахографа
сигнал о том, что водитель управляет транспортным средством дольше, чем
положено. Кроме того, данные с тахографов могут быть использованы для контроля
скоростного режима – соответствующий законопроект уже внесён в Госдуму.
Для функционирования новой системы необходимо оснастить весь
коммерческий транспорт цифровыми тахографами, способными автоматически передавать
информацию через интернет.
Министерство предлагает обязать перевозчиков информировать
контролирующие органы о принадлежащих им ТС и моделях тахографов, которыми они
оснащены.
Это, по всей видимости, позволит отслеживать владельцев
грузовиков и автобусов с устаревшими, аналоговыми тахографами и, возможно,
применять в их отношении какие-либо санкции.
Собеседник подчеркивает, что на уровне правительства
предложения Минтранса еще не обсуждались.
За создание АИС заплатят регионы и федеральный бюджет:
средства будут выделены в пропорции 50/50. Предполагается, что уже в текущем
году будет закуплено необходимое оборудование и проведены пуско-наладочные
работы, после чего система будет готова к эксплуатации. В Минтрансе надеются,
что запуск АИС позволит снизить количество ДТП с участием грузовиков и
автобусов (их причиной часто становится превышение скорости или усталость
водителя) и оптимизировать работу надзорных органов – снизить количество
инспекторов на автодорогах.
Согласно статистике, в 2018 году в ДТП, случившихся по вине
водителей грузовиков, погибло 1759 и пострадало 13753 человека.
Препятствием для запуска АИС может стать низкий уровень
оснащения автопарков тахографами. По данным Минтранса, около половины
грузовиков и автобусов в РФ вообще не оборудованы этими устройствами. В
ассоциации «Грузавтотранс» сообщают, что большая часть принадлежащих российским
перевозчиком грузовиков оснащена устаревшими аналоговыми тахографами, которые
не смогут передавать данные в систему.
- Перевозчики не всегда устанавливают тахографы из-за
недостаточного контроля, - рассказал нам генеральный директор тахографической
мастерской «Авто-Тахограф» Иван Волчек. – Им проще заплатить штраф, чем устанавливать
дорогостоящий тахограф.
Цена тахографического оборудования также может стать
серьезным препятствием как для мелких перевозчиков, так и для крупных игроков
рынка. Средняя стоимость цифрового тахографа – 33 тысячи рублей, за его
установку нужно будет отдать еще 6-10 тысяч, а через три года придется менять
СКЗИ.
- Рано или поздно Минтранс добьётся своего, - уверен
предприниматель. – Контроль бизнеса постоянно усиливается. В розничной
торговле, например, вводятся онлайн-кассы, цифровые системы маркировки товаров.
Почему бы и тахографам не отправлять информацию надзорным органам через
интернет?
Управляющий другим тахографическим сервисом, пожелавший
сохранить анонимность, оценивает перспективы перехода перевозчиков на цифровые
тахографы скептически:
- Экономическая ситуация в стране плачевная: у многих
перевозчиков нет средств, чтобы оборудовать автопарки цифровыми тахографами.
Это затратно как для ИП, так и для крупных компаний, которым придется потратить
десятки и даже сотни миллионов рублей на новые тахографы для всего автопарка.
Введение АИС, по мнению предпринимателя, облегчит контроль
за режимом труда и отдыха водителей. Сможет ли она контролировать скорость ТС?
Здесь все не так очевидно: на сегодняшний день сотрудники надзорных органов не
имеют права выносить штрафы за превышения скорости, зафиксированные тахографом.
Но законодательство могут изменить, и тогда у инспекторов появится такая
возможность.
- Рано или поздно грузовики станут полностью автономными, а
профессия водителя исчезнет, - пришел к неожиданному выводу наш собеседник. - В
Швеции уже проходят испытания грузовые беспилотники: они не превышают скорость,
им не нужно соблюдать режим труда и отдыха. А до тех пор водителям придется
возиться с тахографами: по месяцу ждать карточки и терпеть другие неудобства.