На границе между Россией и Казахстаном – очереди
большегрузов. Водители буквально живут в пробках: местные предприниматели уже
готовятся открыть для них приграничное кафе.
Первым руководителям пограничной, налоговой, антикоррупционной
служб ЗКО, РПП «Атамекен» и акиму района Байтерек 9 августа пришлось срочно
выехать на пограничный переход, чтобы решить конфликт, разразившийся в
результате массового скопления большегрузов на посту «Сырым».
Наконец-то!
Без еды и удобств с 8 по 10 августа стояли в очереди на
таможне водители почти 400 большегрузных автомашин: 180 – со стороны Уральска и
более 200 – со стороны российского пограничного перехода «Маштаково». В своей
группе WhatsApp дальнобойщики занимали и контролировали очередь на таможенный
пост, просили привозить воду водителей автомашин, направлявшихся в сторону
Самары, и ненормативной лексикой комментировали очередной автоколлапс на посту
«Сырым».
Сезон плодоовощной торговли только начался –
многокилометровые очереди фур, загруженных дынями и арбузами для петербуржцев и
москвичей и виноградом для оптовиков Беларуси, уходили за горизонты двух
пограничных переходов.
Приезд группы чиновников и журналистов был встречен
одобрительными возгласами дальнобойщиков: «Наконец-то!».
На российском погранпосту «Маштаково» фуры не пропускали.
Отрезок между двумя таможнями всего лишь 1,5 км, и здесь лишней фуре встать
попросту негде. Казахстанская сторона пропускала по одной машине, чтобы в
случае отказа в пересечении российской границы большегруз мог развернуться и
выехать с небольшой площадки территории ПП.
«Мы попросили старшего сотрудника погранпоста ФСБ России
объяснить ситуацию, и он ответил: «Все вопросы – к вашим налоговикам». А если
мы все большегрузы пропустим, то нейтральная полоса забьется. В конце июня была
та же ситуация. Люди пять суток стояли тут в очереди. А сколько раз водители в
знак протеста перекрывали дороги! Плюс создание аварийных ситуаций: по
встречной полосе идет большегруз, а навстречу – легковушка», – возмущались
члены мониторинговой группы антикоррупционной службы по ЗКО.
Нам любые дороги дороги!
Очередь на ПП «Сырым» сформировали фуры, следующие
транзитом, в том числе с ПП «Хоргос». Сегодня сюда стекается весь коммерческий
груз Казахстана: предприниматели не желают ездить по платным российским дорогам
и выбирают дешевый и короткий путь – через Западно-Казахстанскую область. К
тому же закручивание гаек на «Хоргосе» в связи с огромными расхождениями в
сборах ожидаемых и полученных налогов привело к тому, что коммерческие грузы из
Китая стали завозить в Казахстан через Кыргызстан. Об этом членам мониторинговой
группы сообщили сами предприниматели.
Свою роль играет и устаревшая инфраструктура отечественных
погранпереходов, из-за которой многократно увеличившийся за последние годы
поток большегрузов входит в коллапс даже при малой сезонной активности.
Вот и на этот раз все участники хмуро кивали на
налоговиков: это их экспортный мониторинг товаров создает проблемы в
передвижении коммерческих грузов.
Те в ответ демонстрировали приехавшим журналистам
оперативность в оформлении документов – пять минут, и скан документов готов.
«Сейчас дополнительно трех человек привлекли. В регламент 25
минут, в том числе таможенного осмотра одной машины, они укладываются. Но пока
товаросопроводительные документы не цифровизованы, мы не можем наладить контакт
с другими странами. Этот документ имеет международный статус. Мы с претензиями
не согласны. У нас тут очереди нет», – парировал нападки мониторинговой службы
антикоррупционного бюро заместитель руководителя ДГД ЗКО Максат Нурахаев.
По его мнению, очереди на границе создает целый комплекс
проблем: сезон плодоовощной продукции, плохая инфраструктура ПП и низкая
проходимость. Слова представителя налоговой службы подтвердили и члены
мониторинговой группы. Они подсчитали: время оформления одной фуры составило 18
минут.
«Конечно, есть коррупционные риски, и мы это признаем.
Комментировать предложение о выносе за пределы погранпостов налогового
экспортного мониторинга не можем – решение о размещении этих групп на
таможенных постах принималось правительством», – объяснил Нурахаев.
Пробки – это полбеды
О коррупции заговорили не случайно. На днях в Агентстве по
противодействию коррупции в Нур-Султане, где прошло обсуждение вопроса по
коррупционным рискам в сфере таможенного администрирования, пришли к выводу:
обстановку на пограничных постах пора кардинально менять.
Тут целый ряд рисков, объяснил «Курсиву» заместитель
руководителя антикоррупционной службы по ЗКО Нурдаулет Самет. Основной – прямой
контакт водителей с сотрудниками пограничных и налоговых служб. Это, говорит
он, подтверждает и следственная практика.
«Этим летом на посту «Сырым» задержали двух сотрудников
мониторинговой службы ДГД при получении взятки от водителя большегруза. Дело
уже передано в суд. В 2019 году было возбуждено три уголовных дела по фактам
коррупции на наших погранпостах. Вопрос с пропуском автомашин скоро решится, но
по коррупции работать еще придется», – сказал Нурдаулет Самет в комментариях
«Курсиву».
Нужны хорошие условия и современная организация пропуска,
согласился с мнением предыдущих спикеров и руководитель РПП «Атамекен»
Бакдаулет Ибраимов.
«Если никто не против, мы поможем и организуем
предпринимателей, которые готовы открыть тут точки общепита», – сказал он.
Аким района Байтерек, на территории которого находится ПП
«Сырым», Асхат Шахаров предложить ничего не смог. Для акимата района ПП –
головная боль. Как-то акима попросили засыпать ров за территорией ПП, чтобы
отправлять туда «штрафные» фуры. Но в бюджете района денег на такие расходы не
оказалось.
«Все, что можем делать, – это периодически убирать эту
территорию. Скоро сдадут новый терминал ПП, и вопросы антисанитарии, клозетов,
общепита отпадут. А чтобы сейчас установить тут точку для питания водителей,
нужно все согласовывать. До 50 м от ПП, это дорога НК «КазАвтоЖол», и 800 м от
поста до российской таможни нужно согласовывать с погранслужбой КНБ», – развел
руками г-н Шахаров, отвечая на вопросы «Курсива».
До Европы как до Китая
«Неприятно, конечно, а по сравнению с Европой у нас вообще
ужас», – кинул реплику журналистам один из дальнобойщиков. Своим мнением
водители фур делились охотно. Они убеждены: нужно совершенствовать систему
очередей.
«Я сам из Латвии, везу груз в Узбекистан. У нас границы с
Европой нет – просто проезжаем, и все. А точно такие же очереди видел из России
в Латвию. 15–20 км очередь из России в Европу – там мы по четверо суток
стоим.
Из Беларуси в Латвию – такая же картина. Там тоже пропускная
способность низкая и очень много бумажной работы», – рассказал «Курсиву»
дальнобойщик Сергей.
После обеда налоговики решили запустить пилотный проект –
сканировать накладные за пределами погранпункта.
Сотрудники ДГД планшетами фотографировали транспортные
накладные водителей, а пока машины стояли в очереди, проверяли их в своей базе
и отсеивали тех, у кого с документами не все в порядке.
«В товаротранспортных накладных бывает неполная информация о
грузе или его владельце. Зона погранпоста – стратегический объект, и сотовая
связь тут только экстренная. Водителям приходится отъезжать за территорию ПП и
уточнять у владельца груза номера БИН, название ТОО. Такая фура может задержать
весь поток на час», – объяснили представители ДГД.
Как уже сообщал «Курсив», в конце сентября на ПП «Сырым»
закончится строительство нового терминала. Это один из крупных социальных
проектов 2019 года. Его стоимость – 1,9 млрд тенге. Заказчик работ – НК
«КазАвтоЖол». Проект предусматривает строительство 1,4 км дорог, расширение
полос пропуска автомашин с 2 до 8 и строительство всей необходимой
инфраструктуры.