Автомобилисты посчитали, что нынешняя система оплаты по
участкам платных дорог недостаточно справедлива. Они составили петицию с
предложением постоплаты и льгот, а также внедрения экстренного оповещения о
нарушении. «Проезд по значительной части белорусских дорог является
платным для автомобилей массой более 3,5 тонны как для белорусских ТС, так и
для иностранных, — объясняется позиция в обращении. — Вместе с
тем национальные перевозчики находятся в неравных условиях по сравнению с
иностранными». На днях из Министерства транспорта и коммуникаций
пришел ответ.
Составители петиции приводят свою аргументацию: «В
РФ системой взимания платы за дороги „Платон“ предусмотрена отсрочка платежа
для российских перевозчиков. Аналогичные возможности в своих государствах имеют
национальные перевозчики Польши и других стран Европы. Кроме того, во многих
странах при оплате за дороги предоставлена льгота по уплате транспортного
налога (например, в России), а в Беларуси уплачивается и сбор за допуск к
участию в дорожном движении, и плата в системе BelToll, то есть как двойной
налог».
«В Беларуси предусмотрена „постоплата“ за пользование
платными дорогами, но по факту это только такое название, так как без денежных
средств на счету у оператора системы она не работает, — акцентируется
внимание в обращении. — То есть фактически пользователь все равно
платит предоплату. Кроме того, работа системы BelToll однобоко ориентирована на
создание удобства для ее оператора, в то время как все бремя ответственности за
некорректную работу системы несет перевозчик. Так, правилами пользования
предусмотрено, что водитель обязан „следить за исправностью устройства
электронной оплаты во время движения по платной дороге“, а также „следовать
акустическим и оптическим сигналам, подаваемым устройством электронной оплаты
во время движения по платной дороге“. То есть на самом деле водитель, проезжая
под рамкой BelToll, вынужден вслушиваться и всматриваться (следить за
акустическими и оптическими сигналами бортового устройства), что противоречит
пункту 9.6. ПДД: водитель обязан не выполнять действий, которые отвлекают его
от управления транспортным средством. Это хорошо, когда отличная погода,
видимость, но в тяжелых погодных условиях отвлекаться на акустические и оптические
сигналы бортового устройства непозволительно с точки зрения безопасности
дорожного движения».
А вот какие предложения озвучиваются в петиции:
1. Ввести реальную систему постоплаты для белорусских перевозчиков с оплатой
сборов за проезд до 10-го числа следующего за отчетным месяца.
2. Предусмотреть льготы по уплате сбора за допуск к участию в дорожном движении
при оплате за дороги в системе BelToll.
3. Обязать владельца/оператора системы BelToll незамедлительно внедрить систему
экстренного оповещения владельца транспортного средства о факте нарушения
правил для принятия соответствующих мер, а в случае их принятия — не взимать
плату в повышенном размере. Система оповещения роботом (в автоматическом
режиме) посредством телефонного звонка или SMS – в наше время это настолько
просто и дешево, что все аргументы против будут свидетельствовать о желании
владельца/оператора BelToll фактически незаконно обогатиться за счет
добросовестных перевозчиков, используя для этого техническое несовершенство
системы.
4. Снизить плату в увеличенном размере до 100 евро и не использовать взимание
платы в увеличенном размере в отношении добросовестных пользователей BelToll
(то есть ранее — на протяжении последних 3 месяцев — не имевших нарушений).
Поднять плату в увеличенном размере для «хронических» нарушителей.
И вот недавно Минтранс ответил на предложения и замечания.
Если кратко: «Сейчас внедряется функция „Внесение платы по разовому
тарифу“, она позволит устранять непредвиденные ошибки при оплате, вносить плату
за проезд в течение периода времени, достаточного для прибытия пользователя в
ближайший пункт обслуживания ЕТС-системы, а также получать СМС пользователями
платных дорог о совершенных ими нарушениях».