Вне дома они целые недели и даже
месяцы. Им приходится спать на узкой койке за креслами, готовить обед на небольшой
горелке, близких увидеть можно только на экране телефона. Преодолевая
тысячи километров дорог, полагаются только на себя. Водители TIR-ов проклинают
свою работу, но не могут без нее жить.
Рекорд без сна? 62 часа.
Петр – водитель в третьем поколения.
– Дед водитель, отец водитель, то, кем мне быть? – спрашивает он риторически.
Петр начинал на легковом транспорте, на небольших фургонах. Это для водителей – школа жизни. – Дольше всего без сна я ехал 62 часа. Наверное, кофе варил с энергетиком – говорит он, глядя в мою сторону. Смесь сработала, но не помнит, как попал после этого на кровать в кабине. Помнит, что лег в пятницу, а проснулся в воскресенье.
– Там время работы никто не контролирует, тахографа нет. Тогда я пил десяток кофе в день. Я бросил эту работу после случая, когда от усталости въехал в ограждение, – рассказывает он.
Сейчас он ездит на грузовике, который через инспекторов контролируется часто – это и проклятие, и спасение одновременно. Всегда проверяют тахограф, то есть устройство, записывающее время движения, длину паузы и скорость. С одной стороны, вы не можете ехать в течение нескольких десятков часов, а с другой стороны, вам обычно не хватает одного или двух, чтобы добраться до места назначения. – Поэтому водители обманывают. Монтируют в коробках передач магниты, – объясняет Петр. Тогда тахограф не работает, но и системы безопасности не работают. Такая езда – это смертельный риск.
Часто водители должны стоять в местах, где нет ничего. Также нет уверенности, что утром они отправятся дальше в рейс. Воры грабят кабины, воруют товар, сливают топливо – даже тысячу литров за один раз. – Они едут на стоянку с фургоном. Становятся рядом с грузовиком – и начинают качать, – объясняет Петр. – Это еще ничего, потому что вы можете проснуться и спугнуть.
Хуже, когда воры пускают в каюту усыпляющий газ. Тогда водители не проснутся ни из-за шумного насоса, ни от воров, ворвавшихся внутрь. Только через пару часов поймут, что кошелька нет, а двигатель не работает.
Жизнь в дороге – это одиночество.
– Это самое сложное, – признается Петр. – Через какое-то время едешь и разговариваешь сам с собой, – рассказывает он. В течение недель, и даже месяцев, домом водителей становятся несколько квадратных метров салона. Это одновременно спальня, рабочее место, гостиная, кухня и столовая. Спать нужно на узкой койке за сиденьями, обед приготовить на небольшой горелке, близких можно увидеть на экране телефона.
Кроме того, надо бороться с недостатками грузовика. В последний раз у Петра сгорела шина. - Я три часа провел под полуприцепом, – рассказывает он. Была глубокая ночь, снег и ледяное спокойствие. Удалось поднять одну из осей и поехать дальше. – Нужно иметь стальную выдержку, иначе человек в этой работе утомится, – констатирует он.
Петр ездит обычно на юг: Румыния, Венгрия, Чехия. Он считает, что когда-то отважные ездили на восток, а теперь отважные те, кто отправляется на Запад. – Иммигранты. Они врываются в грузовики, уничтожают товар, а если водитель невольно перевез их через границу – сразу проблемы и суровые наказания, – поясняет он.
– У меня были иммигранты. Когда они поняли, что я не еду в том направлении, в котором хотели, вырвали доску и размахивали ей, чтобы я остановился, – рассказывает он. Не остановился. Ехал нервничал, с надеждой, что быстро наткнемся на полицейский патруль. – Я проехал 500 км и ни одного патруля, – вспоминает он. Обеспокоенный смотрел в зеркало каждый момент, не замедлялся. – Никогда не знаешь, что они могут иметь при себе. Может быть, нож или другое оружие, – продолжает он. Только в Нидерландах офицеры вытащили из его прицепа иммигрантов.
На дороге раздражают и сами автомобилисты. – Воскресные водители. Волочатся, а у нас время бежит – начинаешь перестраиваться. Кроме того, есть те, кто въезжает прямо под грузовик, не дают включиться в движение, едут по полям без указателей поворота.
По ночам я курю одну сигарету за другой, наверное, от скуки. Ночная езда, когда на дорогах нет почти никого, чертовски утомительна. – говорит он.
Как вы заметили, водитель нелегкая жизнь, но я себя в другом не представляю, – говорит Петр.